Хорошее кино — kinowar.com — Киновар

Вечеринка (The Party)

То, что эта камерная черно-белая разговорная британская трагикомедия попала в украинский прокат, — чудо. Камерная. Черно-белая. Разговорная. Три характеристики, которые априори вычеркивают картину из календаря премьер, особенно в предновогодние праздники, когда и прокатчики, и кинотеатры норовят заработать на красочном, легкомысленном, развлекательном, сказочном, приключенческом или на худой конец романтическом кино.

Главная героиня Джанет (Кристин Скотт Томас) – новоиспеченный министр здравоохранения Великобритании. Она много лет занималась политикой, возглавляла непопулярную партию и не особо рассчитывала, что когда-либо займет столь высокий пост, но все же упорно, что называется, гнула свою линию и таки добилась успеха. А тем временем ее тихий и скромный супруг Билл (Тимоти Сполл), в прошлом авторитетный гарвардский профессор, эрудит-философ-интеллектуал, а нынче пожилой, туго соображающий лузер, потихоньку спивался.

И вот Джанет по случаю вступления в должность и вознаграждения своих многолетних трудов устраивает в собственную честь вечеринку: по-домашнему, без дресс-кода и пышностей, только для близких и друзей. На вечеринку приходят:

Лучшая подруга Эйприл (Патришия Кларксон) с мужем Готтфридом (Бруно Ганц). Феминистка Эйприл – немолодая, но статная и роскошная блондинка, трезвая, циничная, немного эгоистичная, эгоцентричная и самовлюбленная, саркастичная, прямая, властная, надменная, пренебрежительная. Тюфяк Готтфрид – немного нелепый, витающий в облаках, чудаковатый старик, который называет себя целителем и проповедует всякую метафизическую ерунду. Он обожает и преклоняется перед женой-красавицей, а та в свою очередь при каждой удобной и неудобной возможности норовит наступить на него каблуком (в переносном смысле), отчитать и выставить перед публикой олухом и посмешищем, коим он, впрочем, и является, но никто бы на этом не заострял внимание, если бы не акценты и острые комментарии Эйприл.

Пара лесбиянок Марта (Черри Джонс) и Джинни (Эмили Мортимер). Немолодая Марта – что называется, бывалая лесбиянка, опытная и мудрая женщина в мужском костюме, с суровой укладкой, но мягким взглядом. Она – близкий друг Билла, студенческая боевая подруга. Рассудительная, уравновешенная, доброжелательная, но вместе с тем озадаченная и слегка напуганная своим бракосочетанием с молоденькой Джинни. Джинни в действительности не так уж молода, но инфантильна, поэтому ведет себя как подросток-хипстер в недавно купленных белоснежных кедах. Мужчины и мужской член для нее – грязь, зараза, к которой нельзя прикасаться, а если уж прикоснулась, то надо продезинфицироваться.

И наконец Том (Киллиан Мерфи) – красивый и очень богатый банкир, который заходит в дом в состоянии предельного возбуждения. Он дерганный, дико нервный, неприлично вспотевший. С порога бежит в уборную и трясущимися руками выкладывает кокаиновую дорожку… Он вопреки ожиданиям пришел без супруги, которая задержалась на работе, но пообещала подоспеть к десерту. Или на кофе. Или на сыр.

Внимание с виновницы торжества и повода, по которому все якобы собрались, быстро переключается. Сперва лесбиянки торжественно объявляют о пополнении своего семейства, но их тут же осаждает Эйприл: «Дети рождаются каждый день и в огромном количестве, а вот министрами каждый день не становятся». А после лесбиянок крайне неожиданное и даже шокирующее заявление делает Билл. Помимо прочего Том зачем-то прихватил с собой на вечеринку пистолет…

«Вечеринка» Салли Поттер очень напоминает пьесу Джона Пристли «Опасный поворот» и одноименную советскую экранизацию Владимира Басова, тоже черно-белую, кстати. Там, если помните, герои, собравшиеся на приеме в особняке успешного издателя, слушали радиопьесу «Не будите спящую собаку» и аналогично персонажам пьесы начинали ворошить прошлое и вытягивать один за другим скелеты из шкафов, раскрывать одну неприятную тайну за другой, так как изобличение одной лжи непременно тянуло за собой следующее. Причем секреты, естественно, были у каждого. Там отправной точкой была музыкальная шкатулка, звук которой всколыхнул воспоминания и навел на неудобный разговор. А здесь – заявление, которое делает Билл.

Ну, и опять же все тот же английский юмор.

По словам Салли Поттер, она сделала фильм черно-белым, чтобы зритель не отвлекался, а целиком сосредоточился на диалогах, эмоциях и характерах персонажей. Стоит отдать должное сценаристке и постановщице: при всех недостатках героев и нелепости и дискомфорте ситуации, в которой они оказались, никто не выглядит карикатурой. И никто не пасет задних, не присутствует в комнате для количества, не играет роль чайного столика или буфета.

Можно предположить, что монохром режиссер предпочла и по другой причине, чтобы в слове «трагикомизм» подчеркнуть первую часть. И это не столько связано с сюжетом, сколько с актером Тимоти Споллом (который здесь всех переигрывает, хотя в такой компетентной компании это непросто) и пересечением увеселительной выдумки с прискорбной реальностью. В фильме Билл объявляет о своем неизлечимом диагнозе (но это далеко не последняя новость на этот обильный и сумасшедший вечер). В реальности же Тимоти Сполл, которого из-за худобы здесь трудно узнать, болен лейкозом уже много лет. В 1996 году ему поставили неутешительный диагноз, но после нескольких курсов химиотерапии наступила счастливая ремиссия. Болезнь действительно отступила надолго. Но, увы, не навсегда.

Собственно, это единственный, но существенный момент, который омрачает удовольствие, доставляемое стильной, умной, смешной, остроумной картиной, у которой в рукаве не один твист.

Анастасия Лях

The Party

The Party

The Party

The Party

The Party

The Party

The Party

The Party

The Party

The Party

The Party

Вечеринка (The Party)

2017 год, Великобритания

Продюсеры: Курбан Кассам, Кристофер Шеппард

Режиссер: Салли Поттер

Сценарий: Салли Поттер

В ролях: Кристин Скотт Томас, Тимоти Сполл, Патришия Кларксон, Бруно Ганц, Киллиан Мерфи, Эмили Мортимер, Черри Джонс

Оператор: Алексей Родионов

Длительность: 71 минута/ 01:11