Хорошее кино — kinowar.com — Киновар

Кто там (Knock Knock)

Триллер «Кто там» с Киану Ривзом в главной роли. Это новая режиссерская работа американского актера, сценариста и постановщика Элая Рота, фанатичного поклонника итальянских слэшеров «джалло». Рот дебютировал в 2003 году эпидемиологическим хоррором «Лихорадка» (который, кстати, собираются переснимать). Затем шокировал пуританскую часть кинематографического общества мясорубками «Хостел» и «Хостел 2», повествующими о гостинице, внезапно оборачивающейся ловушкой для туристов и обителью самых немыслимых и ухищренных пыток (к слову, сиквел был запрещен в украинском прокате).

Элай Рот, между прочим, ассистировал Квентину Тарантино на съемках «Бесславных ублюдков». Потом некоторое время работал на телевидении. А в 2013-м выпустил ужасы о племени каннибалов «Зеленый ад» с отсылкой на итальянскую классику 1979-го «Ад каннибалов», запрещенную в шестидесяти странах. Примечательно, что «Зеленый ад» доковылял до наших кинотеатров только сейчас, так что им можно насладиться параллельно с мучениями Киану Ривза.

Главный герой «Кто там» (в оригинале «Тук-тук») – добропорядочный отец семейства Эван, успешный архитектор с хорошим музыкальным вкусом (в молодости диджей), законопослушный гражданин, верный муж, любящий отец и просто хороший человек. У него большой дизайнерский дом, двое славных ребятишек, красавица-жена под стать (такая же творческая личность, авангардный скульптор) и французский бульдог по кличке Обезьянка. Словом, это одна из тех безупречных семей, где музыку слушают исключительно на виниле, в ванной каждый день свежие белоснежные полотенца, а на завтрак все коллективно жарят блины и пьют свежевыжатый апельсиновый сок.

Фильм начинается сценой в постели. Раннее утро, Эван в предвкушении легкого орального секса, пока не проснулись дети. Но сегодня День отца, так что детишки, вооруженные самодельным подарком (будильником, заботливо обклеенным смеющимися лицами, вырезанными из семейного фотоальбома) вбегают в родительскую спальню в самый неподходящий момент. Секс накрывается медным тазом, к тому же жена и дети сегодня уезжают на пляж на весь уикенд, оставляя Эвана в полном одиночестве доделывать подвалившую на выходные работу (нельзя бросать мужа неудовлетворенным, ой нельзя).

Вечером раздается стук в двери. За окном непроглядный ливень. На пороге – две юные особы, промокшие до нитки, блондинка и брюнетка, как по волшебству (или по закону порно, или по закону черно-белой вселенной, где испокон веков тянется противостояние добра и зла, светлой и темной сторон уязвимой и противоречивой человеческой природы). На них рваные мини-шорты и короткие топы, обнажающие пупок, через насквозь пропитанный дождем тоненький трикотаж отчетливо проглядываются очертания лифчика. Во рту жвачка, на щеках потекшая тушь…

https://www.youtube.com/watch?v=7sYdKiiZaSI

«Кто там» не похож на предыдущие работы режиссера. Здесь физическое насилие, кровь и мясо уступают место хоть и садизму, но садизму эротического и морального характера. Вернее, в первую очередь, именно морального. Поначалу лента, являющаяся кавером малоизвестной картины 1977 года «Смертельная игра», напоминает «Забавные игры» Ханеке (неважно, оригинал или римейк). Там, если помните, в двери идиллического особняка стучались двое молодых людей совершенно безобидной и дружелюбной наружности, представлялись гостями соседей и просили одолжить яйца. Хозяйка дома, проявляя образцовые радушие и вежливость, делилась с незнакомцами своими запасами, после чего начиналась череда беспричинных изощренных издевательств. Ключевое слово – «беспричинных».

Если в «Забавных играх» ужас и жестокость, внезапно обрушившиеся на благоденствие и идиллию, были действительно ничем иным, как «забавными играми» потехи ради, то у Элая Рота искусительницы на пороге – это кара, наказание, расплата за то, что ты еще не совершил, но что уже засело в мыслях, заерзало на кончике языка, засвербело внизу живота.

Аналогично героине Ханеке Эван проявляет исключительное гостеприимство, на первый взгляд, без всякой задней мысли (но без задней ли в самом деле?). Согласно главенствующим христианским законам оказывает помощь ближнему, выказывает безвозмездные милосердие и доброту. Но в итоге выходит, что грань между добродетелью и грехопадением настолько тонка и хрупка, что оступиться рискуют даже лучшие из нас.

«Бойся своих желаний» — гласит слоган фильма. «Бойся своей слабости перед соблазном эти желания удовлетворить» — подразумевается в действительности. Неспроста имена демонов, прикинувшихся ангелами, — Бель и Генезис. Бель – красота, одно из основных человеческих искушений, перед которым веками меркнут умы, достоинства и чувства долга. Генезис – в переводе «происхождение», латинское название Книги Бытия, первой книги Ветхого Завета, рассказывающей о грехопадении и изгнании из рая. «Еще ни один не сказал «нет», — победоносно констатирует Генезис, празднуя триумф над человеческим безволием.

Эван – эдакий Фауст, на душу которого поспорили Бог с Мефистофелем. И самое печальное в том, что для разрешения пари потребовалась сущая малость, каких-то сорок минут до приезда такси, какой-то один-единственный шаг через порог ванной комнаты, запотевшей и затуманенной от горячего пара и предвосхищения неминуемого греха. И хотя сперма не брызжет на подаренный утром будильник, осквернение обители девственного семейного счастья происходит с тем же болезненным необратимым треском, с которым рвется непорочная плева. Герой остается в руинах буквальных и метафоричных, которые даже успешному архитектору едва ли под силу отстроить заново…

Анастасия Лях

кто там кадр 1

кто там кадр 2

кто там кадр 3

кто там кадр 4

кто там кадр 5

Кто там (Knock Knock)

2015 год, США/ Чили

Продюсеры: Элай Рот, Мигель Асенсио, Коллин Кэмп, Джон Т. Деграйе

Режиссер: Элай Рот

Сценарий: Элай Рот, Николас Лопес, Гильермо Амоедо

В ролях: Киану Ривз, Лоренца Иззо, Ана де Армас, Аарон Барнс, Игнасия Алламанд

Оператор: Антонио Куэрча

Композитор: Мануэль Ривейро

Длительность: 100 минут/ 01:40