Хорошее кино — kinowar.com — Киновар | На границе миров (Gräns)
Хорошее кино — kinowar.com — Киновар

На границе миров (Gräns)

Секундочку...

В оригинале просто «Граница». Эта датско-шведская лента, удостоенная приза за лучший фильм параллельной конкурсной программы «Особый взгляд» Каннского смотра, действительно отличается очень особым и особенным взглядом. Уникальное органичное единение физиологического натурализма, социального реализма и фольклорного взрослого фэнтези.

Фестивальные украинские киноманы смогли оценить картину в рамках «Киевской недели критики». А с 1 ноября она стартовала в ограниченном прокате.

Действие разворачивается в обычной и одновременно необычной реальности, на границе между Швецией и Данией. Девушка Тина работает ищейкой на шведской таможне. У нее – очень своеобразная внешность, которая согласно канонам человеческой красоты считается отталкивающей и даже уродливой. Но Тина обладает уникальным «собачьим» нюхом на злоумышленников. Носом она ощущает их страх, панику, агрессию, чувство вины и стыда. Так она, например, вычисляет парня, испытывающего страсть к детскому порно и попытавшегося во время досмотра проглотить цифровой носитель с грязной видеозаписью. Однажды таможенный контроль проходит мужчина, от которого, как утверждает Тина, несет чем-то нечистым, и который тоже обладает очень особенной, выходящей за рамки «нормального» внешностью. Встреча с ним вскоре кардинально меняет жизнь героини.

Забавно, что начало сюжета напоминает, случайно или неслучайно, концепцию сверхпопулярного скандинавского сериала «Мост», завязка которого также разворачивалась на границе между Швецией и Данией, а именно на Эрессунском мосту, соединяющем две страны. На деле же буквальная граница между государствами означала фигуральное социальное разграничение в обществе: на бедных и богатых, местных и иммигрантов, статусных привилегированных и представителей низшего мира, обездоленных, лишенных прав и прерогатив. Когда магический реализм режиссера Али Аббаси начинает постепенно углубляться в скандинавскую мифологию, в частности сказания о троллях, параллель с сериалом становится еще примечательнее. Согласно легендам и поверьям, тролли, обладающие грубой, непривлекательной внешностью и большими носами, могли обитать либо в лесах, либо в пещерах, либо… под мостами. Причем тролли, живущие под мостами отличались от прочих: не превращались на солнце в камень, не были людоедами и даже заводили отношения с человеческими особями, то есть были приближенными к человеческому роду и его образу жизни.

Тина, с одной стороны, мало чем отличается от обычных людей. Ну, некрасивая, такое бывает. Ну, нюх хороший, что ж, могла бы работать парфюмером, а не на таможне. С другой – она всю жизнь испытывает дискомфорт, чувствует себя не на месте, чужачкой в чуждом ей мире. Но не знает, почему; не понимает, что именно с ней не так. И кажется, с диким лесным зверьем (лисицей, постучавшей лапой в окно посреди темной бессонной ночи; семейством оленей, решивших перейти среди ночи шоссе) у нее куда более тесная и теплая связь, чем с коллегами и бойфрендом.

Али Аббаси – шведский постановщик иранского происхождения, который тоже несет в себе и своем мировоззрении «границу миров», границу западной и восточной культур. В его картине понятие «граница» приобретает бесконечное множество значений и интерпретаций. Это и граница между человеческим и животным мирами, и граница между цивилизацией и чем-то стародавним и диким, и граница между вымыслом и реальностью, красотой и уродством, человечностью и бесчеловечностью, нравственностью и аморальностью, и даже граница между полами, между мужчиной и женщиной, которая сегодня приобретает куда менее четкие очертания и все больше размывается, все больше становится плавающей, а не стационарной.

Что нас пугает больше? Древние устрашающие сказания о злых, вредоносных троллях, похищающих человеческих новорожденных детенышей и подменяющих их собственными младенцами? Или же криминальная статистика о педофилах, извращенцах, насильниках, продавцах и любителях детского порно?.. Мы сочиняем небылицы про зло, придавая ему диковинную форму, но перестали придавать особое значение злу повседневному.

Несмотря на статус фестивального, артхаусного кино, «На границе миров» отличается первоклассными визуальными эффектами и гримом. Тролли здесь напоминают оборотней из американских ужастиков 80-90-х годов на той переходной стадии трансформации, когда уже не совсем человек, но еще не животное. Но только уровень визуализации вовсе не ретро, а вполне соответствует сегодняшним технологиям и сегодняшним возможностям. Грим выглядит настолько естественно, что погружает не в сказку, не в продукт игровой киноиндустрии, знающейся на магии и иллюзии, а в фильм канала «Discovery» или «Animal Planet», только вместо косуль, крокодилов, гепардов — … тролли. В чистой, первозданной природе, если уметь ее слушать и чувствовать, куда больше подлинной магии, чем в средствах, которыми владеет синематограф.

Анастасия Лях

Gräns

Gräns

превью

Gräns

Gräns

Gräns

Gräns

Gräns

Gräns

На границе миров (Gräns)

2018 год, Швеция/ Дания

Продюсеры: Нина Бисгор, Питер Густафссон, Петра Джонссон

Режиссер: Али Аббаси

Сценарий: Юн Айвиде Линдквист, Али Аббаси

В ролях: Ева Меландер, Ээро Милонофф, Виктор Акерблом-Нильссон

Оператор: Надим Карлсен

Композиторы: Кристофер Берг, Мартин Дерков

Длительность: 108 минут/ 01:48

Секундочку...

Комментарии