kinowar.com | Нож в сердце (Un couteau dans le coeur)
kinowar.com

Нож в сердце (Un couteau dans le coeur)

Секундочку...

Еще один неонуар на 48-й «Молодости», эпатажно совместивший детектив с почти порнографическим эстетским трэшем, в хорошем смысле трех последних слов. Чувственная и немного уставшая Ванесса Паради пытается разоблачить серийного убийцу в маске, который зверским образом уничтожает актеров гей-порно одного за другим.

Действие разворачивается в Париже конца 70-х. 80-е уже дышат в затылок и потихоньку внедряют свою моду и свои правила. Паради играет лесбиянку Энн, продюсера и режиссера порнографических фильмов с участием исключительно мужчин: геев, трансов, натуралов, готовых быть геями перед камерой и за деньги. Кинопроизводственный процесс, проходящий здесь лейтмотивом, сопровождается двумя сюжетообразующими драмами. Во-первых, главная героиня переживает болезненный разрыв с возлюбленной, которую приходится видеть каждый день на работе, поскольку та монтирует ее фильмы, и которую героиня тщетно намеревается вернуть в свою постель. Во-вторых, некто маниакальный и одержимый, которого полиция не особо торопится и не особо старается ловить, одного за другим убивает актеров, снимающихся в фильмах Энн.

У Паради здесь беспощадно выбеленные волосы. Ее героиня носит зеленый лаковый плащ, красные сапоги с высоким голенищем, красит веки синими тенями. Она одержимо преследует бывшую подружку. Восхищается красотой нежных ангелоподобных юношей. И с упоением снимает порно. А название «Нож в сердце» звучит как жесткая ирония и одновременно пародия на мыльные мелодрамы: экс-пассия героини метафорически утверждает, что та разбила ей сердце (или всадила нож в сердце), а серийный убийца, орудующий ножом, внезапно возникающим из фаллоимитатора, вонзает лезвие отнюдь не в сердце, но в прямую кишку.

Французский постановщик мексиканских корней Ян Гонсалес элегантно комбинирует характерные черты нуара и выразительные особенности винтажного поджанра итальянских хорроров под названием «джалло», возникшего в 60-х. Растекающийся в неоновом свете ночной город, частное расследование, главный герой-сыщик в плаще, чья голова полна мрачных мыслей и пугающих сновидений, а настроение истории полно безумия и паранойи – это неонуар. Откровенная и обильная эротика, загадочный преступник, лицо которого сокрыто от зрителя; акцент на руках в кожаных перчатках; изощренные, кровавые и долгие сцены убийств – это джалло.

К примеру, мы видим убийцу в маске, как в фильме 1964 года «Шесть женщин для убийцы» режиссера Марио Бава, что стал одним из первых фильмов поджанра джалло. А сопутствующая убийствам черная птица может быть отсылкой к классическому триллеру-джалло 1970 года выпуска «Птица с хрустальным оперением» легендарного Дарио Ардженто, признанного мастера этого своеобразного поджанра.

Картина начинается с монтажной комнаты. Кинопленка здесь – едва ли не главный символический образ. На кинопленке или в кинообъективе разворачивается добрая половина сцен. А черно-белые сновидения Энн выполнены в стилистике негатива. «Нож в сердце», конечно, может показаться очередным социально значимым высказыванием против гомофобии. Но, скорее, это высказывание о кинематографе, причем ироничное. Ведь череда загадочных убийств вдохновляет героиню не только на собственное расследование, но и на съемки очередного порнофильма, пародирующего действия маньяка и ход полицейского дознания.

Кинематограф (и Голливуд как двигатель индустрии в частности) – эдакий паразит, питающийся из любых источников и хватающийся за каждый информповод. Он – эгоист и спекулянт. И предлагает иллюзию, никоим образом не совпадающую с реальностью.

На одном из самых эффектных кадров героиня Ванессы Паради, облаченная во все тот же лаковый плащ (но только в вечернем свете он кажется почти черным), шагает вдоль шеренги одинаковых рекламных плакатов, рекламирующих, должно быть, зубную пасту, слоган на которых гласит: «Montrez les dents!» («Покажи свои зубы!»). С плакатов широко улыбается большой красный рот, обрамляющий идеально белоснежные зубы.

Возможно, конечно, тот рот и те губы – насмешка над трагичной любовью Энн. Или простейший иносказательный образ вагины. Но почему-то куда настойчивее лезут ассоциации с идеальной голливудской улыбкой, глянцевой, конвейерной, обезличенной, наблюдающей за реальной жизнью и реальными страстями, что протекают мимо, чтобы после превратить это в красивую наигранную небылицу.

Анастасия Лях

Un couteau dans le coeur

Un couteau dans le coeur

Un couteau dans le coeur

Un couteau dans le coeur

Un couteau dans le coeur

превью

Un couteau dans le coeur

Un couteau dans le coeur

Un couteau dans le coeur

Нож в сердце (Un couteau dans le coeur)

2018 год, Франция/ Мексика/ Швейцария

Продюсеры: Шарль Жилибер, Себастьян Хофманн, Алехандро Марес, Мариела Мартинес, Оливье Пере

Режиссер: Ян Гонсалес

Сценарий: Ян Гонсалес, Кристьяно Манджоне

В ролях: Ванесса Паради, Кейт Моран, Николя Мори, Феликс Марито, Пьер Эмо, Бертран Мандико, Жонатан Жене

Оператор: Саймон Бофил

Композитор: M83

Длительность: 102 минуты/ 01:42

Секундочку...

Комментарии