kinowar.com

Все обладатели Оскара за лучший фильм в 21 веке, ранжированные от худшего к лучшему

Про фильмы, которые забирают Оскар за лучшую картину, часто говорят не самые лучшие вещи. Немудрено, ведь помимо художественной ценности часто на первый план выходит контекст ленты, ее попадание в тренды текущего момента, преславутая политкорректность и соответствие ожиданиям общества, как со стороны зрителей, так и со стороны кинокритиков. Когда градус обсуждений снижается, когда пыль осела, когда нет напряжения момента, можно спокойнее разобраться в том, какие чувства вызывает тот или иной фильм. А значит, можно выделить те картины, которые останутся в нашей памяти на более долгий срок.

Попытаемся выстроить список обладателей высшей награды американской киноакадемии в последовательности от наименее впечатляющего до наиболее памятного. Чтобы не пытаться ранжировать несравнимые вещи (например, золотую эпоху Голливуда против торжества спецэффектов последнего времени), ограничимся работами текущего столетия. Список будет регулярно обновляться с каждым новым обладателем Оскара – а значит, всегда можно будет ретроспективно посмотреть, какое место занимает тот или иной фильм в нашем сердце, памяти, сознании.

Итак, kinowar.com представляет всех обладателей Оскара за лучший фильм в 21 веке, ранжированные от худшего к лучшему.

 

12 лет рабства (12 Years a Slave) 2014

12 лет рабства (12 Years a Slave) отзывы о фильме Бенедикт Камбербэтч

Откровенно плохих обладателей Оскара за лучший фильм не бывает. Даже если вам не нравится выбор академии, это не значит, что картина выполнена ниже определенного профессионального уровня. Соответственно, понятие “худший” крайне относительно – это означает “последний в списке лучших”. В полной мере это относится к фильму “12 лет рабства”. Режиссер Стив Маккуин снял такие картины как “Стыд” и “Голод” – вряд ли его можно заподозрить в некачественной работе; актерский ансамбль – Чиветель Эджиофор, Майкл Фассбендер, Бенедикт Камбербэтч, Люпита Нионго, Пол Дано, Сара Полсон, Пол Джаматти – разве могут эти люди плохо справляться со своими задачами? Интересный угол подачи истории, запоминающиеся сцены, эмоции через край – все это есть, но все же, чего-то не хватает для того, чтобы назвать фильм шедевром.

Не будем в сотый раз списывать успех картины в наградном сезоне на политкорректность и вполне оправданную необходимость отмечать картины на важные социальные темы, скажем лишь, что в том же году на звание лучшего претендовали такие фильмы как “Далласский клуб покупателей”, “Волк с Уолл-стрит”, “Гравитация”, “Она” и “Афера по-американски”. Был ли “12 лет рабства” лучшим в этом наборе? Академикам виднее. Мы лишь отметим, что большая часть из перечисленных фильмов получила большее количество народной любви.

 

Чикаго (Chicago) 2003

Чикаго (Chicago) 2002

Прекрасный мюзикл с актерской командой высшего уровня – Рене Зеллвегер, Кэтрин Зета-Джонс, Ричард Гир. Режиссер Роб Маршалл поставил также такие музыкальные опусы как “Чем дальше в лес” и “Мэри Поппинс возвращается”, а потому в предмете он точно разбирается. Чтобы не давить на недочеты хорошей картины, воспользуемся тем же приемом сравнения: в тот год на высшей ступени пьедестала могли оказаться “Банды Нью-Йорка”, “Пианист”, “Властелин колец: Две крепости” и “Часы”. Был ли самым сильным кандидатом “Чикаго” – вопрос риторический.

 

Артист (The Artist) 2012

Лучшая мужская роль Оскар 25 лет Жан Дюжаржен Артист 2011

Создателям картины точно стоит отдать должное за смелость: снимать черно-белое немое кино в наше время требует смелости, чтобы не сказать классическое “слабоумие и отвага”. Раньше с такими вызовами справлялся легендарный Мел Брукс, но это было в далеком 1976 году. Впрочем, комедия от мэтра запала в душу куда глубже, чем “Артист”. С последним произошла классическая история для многих обладаетелей Оскара: безумный восторг в период проката и награждения, потом все больше скептических отзывов, снижение интереса и вовсе забвение.

Почти то же самое произошло и с обладателем Оскара за главную роль в этой картине – Жаном Дюжарденом. Джимми Киммел даже пошутил как-то на эту тему: “Получает актер Оскар – и он везде. Как этот актер, который сыграл главную роль в “Артисте” – после статуэтки он везде, он…” – имея в виду, что несмотря на наивысшее признание актерской состоятельности, шквала ведущих ролей не последовало. К чести Дюжардена, он сумел не потеряться и снова выйти на высший уровень как в голливудском, так и в европейском кино.

 

Столкновение (Crash) 2006

Столкновение (Crash) (2004)

Еще одна картина, которую уверенно размещают на последней ступеньке в самых разных рейтингах самых слабых обладателей Оскара. Несколько сюжетных линий пересекаются для того, чтобы поставить персонажей в сложные конфликтные ситуации, в которых и они меняют свою точку зрения на окружающий мир, и зрители пересматривают свое отношение к ним. Несмотря на интересную подачу и серьезный актерский состав (Мэтт Диллон, Тэнди Ньютон, Сандра Буллок, Терренс Ховард, Брендан Фрэйзер) лента прошла практически незамеченной, особенно в наших широтах. А уж победа в главной номинации и вовсе стала сюрпризом для аудитории.

Стоит отметить, что режиссер и сценарист Пол Хаггис работал с Клинтом Иствудом над такими монументальными картинами как “Письма с Иводзимы” и “Малышка на миллион” (сценарий), писал основу для “Казино Рояль” и “Квант милосердия”, а также работал над сценарием для фильмов “Терминатор: Да придет спаситель” и “Три дня на побег”.

 

Зеленая книга (Green Book) 2019

Green Book

Далее постепенно список переходит в ту часть, где у нас практически не остается претензий к картинам. Как, например, “Зеленая книга”. У нас к фильму претензий нет, но у заметной части зрителей их хватает. Некоторым не нравится легковесность изложения (при том, что предмет повествования весьма серьезный), кто-то считает, что происходящее на экране вторично и ничего нового в себе не несет, многие, понятное дело, проклинают набившую оскомину толерантность и политкорректность.

Тем не менее, при всех объективных и субъективных претензиях к фильму, нельзя не отметить, что это на редкость увлекательная история, сдобренная гигантской порцией добротного юмора. Центральный дуэт чудо как хорош: кому-то больше нравится Махершала Али, играющий музыкального гения не от мира сего, а кто-то в совершенном восторге от простоватого, но по-житейски мудрого Тони в исполнении Вигго Мортенсена (вот кто не устает меняться и каждый раз выдавать уникальный перфоманс в новой работе).

 

Лунный свет (Moonlight) 2017 

Лунный свет

Вновь Махершала Али, и вновь заслуженный актерский Оскар. И вновь масса обсуждений вокруг картины: Оскар за лучший фильм оправдан или это реверанс в сторону проекта, в котором главный герой не только темнокожий, но еще и гей? Единственная причина, почему дебаты не достигли своего рекордного пика – не так много людей посмотрели этот фильм. И напрасно. Как минимум, с эстетической точки зрения, со стороны визуальных решений, эта работа однозначно заслуживает внимания.

 

Форма воды (The Shape of Water) 2018

The Shape of Water

Когда споры вокруг того, стоит ли обращать внимание при голосовании за лучший фильм на социальную и идеологическую сторону проекта, достигли максимальной точки кипения, академики проигнорировали все ленты про расизм, шовинизм, сексуальные меньшинства, социальное неравенство, безразличие властей и прочие проблемные вопросы современности и вручили награду простой красивой сказке. Если забыть о негодовании по поводу исхода церемонии награждения и абстрагироваться от остальных кандидатов, то вряд ли можно спорить с тем, что фэнтезийная картина от Гильермо дель Торо – замечательное кино. Сплав наивной сказки и современной (или почти современной) реальности погружает в пучину фильма с головой.

И да, мы бы тоже отдали статуэтку “Трем биллбордам”, затем “Дюнкерку”, затем “Призрачной нити”, затем “Прочь” и уже только после этого “Форме воды”, но это никак не умаляет достоинств последней.

 

Операция «Арго» (Argo) 2013 

Операция «Арго» (Argo) 2013 

Чтобы перестать сниматься в плохих фильмах, Бен Аффлек начал снимать фильмы сам и брать себя на главную роль. Что тут скажешь – сработало.

Увлекательная адаптация реальной истории, напряженный триллер, который при этом исполнен в легкой и почти комедийной манере сродни “11 друзей Оушена” Содерберга, идеальная стилизация под 70-е (а эта эпоха лучше всего получается у голливудской машины в фильмах категории “А”). Отдельные недочеты или натянутые шутки компенсируются динамикой повествования. Во время тревожных событий в Иране сотрудники американского посольства оказываются в ловушке: разъяренная толпа может запросто растерзать дипломатов, поправ любые основы международного права; параллельно силовики исламистов идут по следу затаившихся американцев, постепенно сжимая кольцо преследования. Агенту спецслужб поручают вытащить своих соотечественников, и он предлагает абсолютную авантюру: организовать фальшивые съемки фильма, выдать дипломатов за съемочную группу и улететь обычным рейсом в США. Отличный сюжет для кино, но сработает ли это в реальной жизни?

 

Властелин колец: Возвращение короля (The Lord of the Rings: The Return of the King) 2004

35 самых кассовых первых уикендов проката в истории

Третья и заключительная часть трилогии наконец-то не ограничилась лишь техническими номинациями в качестве полученных наград. Одна из лучших экранизаций в истории не только собрала сотни миллионов долларов в прокате и армию фанатов, но и закрепила свой культовый статус с помощью вожделенной золотой статуэтки. Питер Джексон взялся за казалось бы неосуществимый замысел – и оправдал не только надежды фанатов Толкина, но и всех тех, кто решил не переворачивать тысячи страниц, а ознакомиться с классикой фэнтези посредством посещения кинотеатра. Уникальный случай, когда народная любовь совпала с оценками критиков.

 

Гладиатор (Gladiator) 2001

Гладиатор (Gladiator) 2000

Историческая подоплека и точность соответствия реальным событиям, как часто бывает с голливудскими опусами об истории древнего мира, могут вызывать вопросы. Но героизм Максимуса таких вопросов не вызывает. Ридли Скотт сумел создать напряженный триллер на базе истории Древнего Рима с его коварными нравами и торжеством сильной руки, как в политике, так и на поле боя.

Для того, чтобы все было идеально, добавили два волшебных элемента: самый отвратительный персонаж нового столетия в исполнении Хоакина Феникса и гениальную музыку Ханса Циммера. Оскар для Рассела Кроу не вызывал сомнений даже у самых заядлых критиков картины.

 

Миллионер из трущоб (Slumdog Millionaire) 2009

Миллионер из трущоб (Slumdog Millionaire) 2008

История взросления пацана из трущоб в Индии одновременно трогательная и достаточно жесткая. Развлекательный формат подачи не отключает необходимости осмысления тяжелых вопросов о социальном неравенстве, как в рамках страны, так и всего мира, о бедности и богатстве, о человеческой подлости и искренней дружбе и любви. Дэнни Бойл ставил фильмы разной степени жесткости (вспомнить ту же наиболее известную его работу “На игле”), но несмотря на то, что этот фильм может показаться заметно более легким, сложность дилемм вряд ли снижается по сравнению с более “взрослыми” его картинами.

 

Повелитель бурь (The Hurt Locker) 2010

Повелитель бури (The Hurt Locker) 2008

Те, кто ожидал захватывающего военного фильма или остросюжетного боевика, несомненно, испытали серьезное разочарование. Но те, кто успел перестроиться для восприятия драмы, которая скорее носит рутинный характер, несмотря на милитаристскую тематику, остались довольны небанальной и нелинейной историей о том, почему солдаты вновь и вновь возвращаются на чужую войну. Какие идеалы защищает тот, кто отправляется воевать в чужую страну? Почему спокойная мирная жизнь не приносит умиротворения в сознание вечного солдата? Может ли такой человек добиться победы, если все происходящее – игра крупных политических сил? Кэтрин Бигелоу не в первый раз обращается к тематике войны и в данном случае она снимает свой самый взрослый фильм.

Отдельные комплименты Джереми Реннеру.

 

В центре внимания (Spotlight) 2016

В центре внимания кадры

Еще один неожиданный победитель в схватке за главную награду киноакадемии. Несмотря на спокойный, почти камерный характер фильма, динамика и интрига происходящего захватывает. Эффект также усиляет то, что история основана на реальных событиях. Группа журналистов не пасует перед серьезным вызовом: католическая церковь системно покрывает растлителей малолетних, закрывая глаза на десятки и сотни жертв с навеки покалеченной психикой. В церкви процветает разврат и насилие? Очевидная истина, если вдуматься. Но одно дело предположения и обсуждения на кухне, а другое – журналистское расследование, которое ставит под удар карьеру и благополучие всех участвующих в нем.

За год до этого Майкл Китон триумфально вернулся в большое кино с “Бердманом” от Алехандро Иньярриту, и сразу новая успешная главная роль. Компанию актеру составили Марк Руффало, Рэйчел Макадамс, Лев Шрайбер и Стэнли Туччи.

 

Король говорит (The King’s Speech) 2011

Король говорит! (The King's Speech) 2010

Все могут короли. Но иногда они не могут произнести речь перед собственными подданными, что может стать настоящей проблемой государственного масштаба, особенно во время войны и прочих глобальных катаклизмов. Как исправить ситуацию, не уронив достоинство августейшей особы? Это задача для не просто логопеда, а для психолога и очень мудрого человека. Именно таким становится Джеффри Раш для Колина Ферта в одном из самых увлекательных исторических фильмов.

Сухое изложение фактов истории редко привлекает зрителя, а слишком глубокое погружение в личную жизнь монархов может превратить историческую драму в банальную мелодраму. “Король говорит” – уникальный пример того, как работа с персональными переживаниями в повседневной жизни первых лиц государства может не ударить по серьезности биографического кино, но при этом создать сюжетную линию, максимально вовлекающую аудиторию. “Корона”, “Темные времена”, “Королева”, “Дюнкерк” – порой кажется, что благодаря кино мы больше знаем об истории Великобритании, чем сами подданные королевства. Но вряд ли мы будем ошибаться, если скажем, что именно “Король говорит” оставил самый яркий след в памяти зрителя.

 

Паразиты (Gisaengchung) 2020

Gisaengchung

Сначала этот фильм вызвал восторг как все новое, с чем соприкасаешься после привычной атмосферы голливудских фильмов. Потом его стало слишком много в медийном пространстве, а потому многие задались вопросом: так ли он хорош, как описывают это критики и все основные кинопремии мира?

Слишком пристальное внимание и обильный хайп не идут на пользу любой картине, в каком бы жанре она не существовала и сколь бы сильной она ни была. Но По Чжун Хо действительно снял выдающееся кино. Он не только заплел историю таким замысловатым образом, чтобы до самого финала мышцы шеи и спины не расслаблялись, но и сумел поднять важные вопросы социального неравенства, не растеряв ни на грамм эстетического визуального совершенства. Объем работы, выполненный при создании раскадровок, постановке сцен, монтаже и спецэффектах (да, и здесь они тоже были в достаточном количестве) впечатляет. Но еще более впечатляет история опустившейся корейской семьи, которая не покидает надежд снова жить по-человечески.

 

Старикам тут не место (No Country for Old Men) 2008

Лучшая мужская роль второго плана Оскар 25 лет Хавьер Бардем Старикам здесь не место 2008

Братья Коэн не в первый раз создают что-то достойное Оскара, но потребовалось добавить демонического Хавьера Бардема, чтобы навечно отпечататься в сознании всех любителей черной комедии и жесткого взрослого кино о безысходности и несовершенстве окружающего мира. Охота за деньгами объединяет самых разных людей, от наемников до случайных свидетелей разборок мафии, но объединяет она лишь для того, чтобы разъединить этих индивидуумов навеки. Единожды вступив на эту скользкую дорожку, человек делает выбор, последствия которого могут быть фатальными. И тогда его не спасет ни полиция, ни счастливый случай.

Коэны в принципе не снимают банального или предсказуемого кино, но в данном случае непредсказуемость достигла максимума. Режиссеры не делят в своих работах людей на хороших и плохих, а если даже кто-то – ярко выраженный хороший человек, это не означает что его судьба будет легче, чем у остальных, или что он примет правильный выбор в необходимый момент. Тот случай, когда пища для размышлений продолжает поступать в мозг даже после завершения фильма.

 

Отступники (The Departed) 2007

Мартин Скорсезе

Долгожданный Оскар для Скорсезе за ремейк гонконгского фильма. И сколько бы вам ни говорили о том, что оригинальный фильм лучше, в очередной раз скажем: американская версия вышла более полной, непредсказуемой и, как это ни парадоксально звучит, мрачной (что не умаляет достоинств “Двойной рокировки”).

Коп внедряется в мафию, человек мафии погружается в структуру полиции. Со временем и те, и другие начинают понимать, что в их рядах работает крот, но не могут вычислить, кто именно. Ситуация осложняется в тот момент, когда оба двойных агента узнают о существовании друг друга и пытаются идентифицировать личность внедренного врага. Ди Каприо и Дэймон в роли кротов, Николсон в образе демонического босса ирландской мафии в Бостоне, Алек Болдуин, Мартин Шин и номинированный на Оскар Марк Уолберг на стороне органов правопорядка.

 

Бердмэн (Birdman) 2015

Бёрдмэн (Birdman) отзывы о фильме

Волшебный фильм Алехандро Иньярриту, созданный таким образом, чтобы создавалось ощущение, что он снят одним кадром без монтажа. Майкл Китон вернулся в большое кино (как мы уже упоминали выше), а его персонаж пытается восстановить былую славу, только на сей раз в серьезной театральной постановке (ранее актер был сверхпопулярен в качестве исполнителя роли супергероя – ничего не напоминает?). Для успеха спектакля он принимает в труппу исключительно талантливого, но очень конфликтного актера, которого играет Эдвард Нортон (ничего не напоминает?). Успех или провал постановки зависит от критического отзыва авторитетной рецензентки, которая не жалует героя Китона (и ее еще более настраивает против него попытка перейти в серьезный жанр из развлекательной индустрии).

Дальше – бесконечный полет фантазии и абсурда на грани реальности и совершенно невозможных событий. Визуально Иньярриту как всегда безупречен, то же можно сказать и о его умении вызвать у зрителя сопереживание за счет глубокой (и традиционно трагичной) истории.

 

Красота по-американски (American Beauty) 2000

Top 250 фильмов IMDb Красота по-американски (American Beauty) (1999)

Второй Оскар для Кевина Спейси и манифест протеста обществу потребления. Здесь все сошлось воедино: кризис среднего возраста, переоценка ценностей, поиск настоящего чувства, поиск настоящего себя. Взрослые люди с семьей и работой не могут удержаться в рамках успешной картинки благополучия, главным образом потому, что за ней стоит абсолютная пустота.

Черная комедия, которая рискует обернуться в финале настоящей трагедией – режиссер Сэм Мендес умело обращается с любым жанром (“1917”, “Дорога перемен”, “Проклятый путь”, “Координаты Скайфолл”), а потому нет никаких ограничений. Что-то плохое должно случиться, зритель понимает это с первых минут. Вопрос только в том, что именно и с кем – а главное, повлияет ли это на остальных.

 

Игры разума (A Beautiful Mind) 2002

Top 250 фильмов IMDb Игры разума (A Beautiful Mind) (2001)

Самое невероятное в этом фильме – это реальная история, перенесенная на экран. Гениальный математик Джон Нэш (лучшая, по нашему субъективному мнению, роль Рассела Кроу) борется с шизофренией, попутно пытаясь сохранить карьеру, достоинство и семейное счастье. Необычайно трогательный фильм, на просмотре которого сложно удержаться от слез, хотя режиссер (Рон Ховард) не прибегает к дешевым приемам, чтобы их выжать.

Помимо Оскара за лучший фильм “Игры разума” также получил еще три – за лучшую режиссуру, адаптированный сценарий и женскую роль второго плана (великолепная Дженнифер Коннелли). Джеймс Хорнер оформил совершенство с помощью замечательной музыки.

 

Малышка на миллион (Million Dollar Baby) 2005

10 лучших фильмов о боксе

Клинт Иствуд снял одну из самых мрачных своих киноисторий. Девушка приходит к тренеру по боксу, от которого только что ушел перспективный протеже. Сначала старый наставник не воспринимает подопечную всерьез, но постепенно она доказывает ему свою состоятельность упорным трудом на тренировках. Дорога в большой спорт, наконец, открыта, и кажется, что это будет фильм об истории успеха, подкрепленной настойчивостью и силой воли. Однако в какой-то момент распахиваются ворота в ад, и далее с каждой следующей сценой все происходящее заставляет задать себе лишь один вопрос: разве может быть еще хуже?

И Клинт Иствуд уверенно отвечает на этот вопрос: да, может.

 

Если вам нравится то, что мы делаем – поддержите наш проект

 

Читайте также:

Лучшие фильмы в истории кино

А вы смотрели фильм, который получил Оскар в году вашего рождения?

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:

Коментарі