kinowar.com

В черном-черном городе…

 20.03.2017  Фестиваль

В черном-черном городе, на черной-черной улице, в черном-черном доме, в черной-черной квартире, в черной-черной комнате за черным-черным столом сидит черный-черный человек и говорит: «Никогда больше не буду сам заправлять картриджи».

По украинским кинотеатрам прошелся фестиваль короткометражных черных комедий Black Comedy Fest. По-настоящему черный юмор – нечастый гость больших экранов, так что эта подборка новелл наверняка стала находкой для ценителей жанра. Впрочем, смеются авторы фильмов не только над смертью, кровью и трупами, но и над такими будничными вещами, как очередь в супермаркете, супружеская измена, идолопоклонничество и соцсети. Рок или наоборот, благосклонность судьбы одним дарует вторую половинку, других обрекает на самую неудачную в жизни встречу, третьих поучает «довольствуйся малым».

фест черных комедий

Обычно к классическому черному юмору прибегают британцы («Добрые сердца и короны», «Убийцы леди», «Неприятности с Гарри», «Отсчет утопленников», «Неглубокая могила», «Четыре свадьбы и одни похороны», «Молчи в тряпочку», «Смерть на похоронах»), однако в этой подборке отличились французы и американцы: первые в сфере черной романтики, вторые – религии и криминала.

«Странные люди». Что кажется более странным: что человек выбирает работу на кладбище или что теряет себя, упрямо притворяясь кем-то другим? Главный герой этой истории работает на парижском кладбище одновременно экскурсоводом и двойником. Он водит фанатов-туристов на могилу солиста The Doors Джима Моррисона и фотографируется с ними в качестве его двойника, хотя абсолютно не похож на рок-кумира. Короткометражка, названная в честь знаменитой песни музыкального коллектива, рассказывает не столько о людях чудаковатых, сколько о тех, кто зациклился, потерялся, не повзрослел и не нашел себя. Быть недоделанным отзвуком мертвого идола куда проще, чем найти в себе силы стать самим собой. Выйти из образа – то же самое что выйти из тени на свет или вытащить голову из песка. Такие вот мысли скрываются за фасадом макабрического ромкома о приключении с останками рок-звезды на заднем сидении желтого автомобиля.

«Самаритяне». В евангельской притче о добром самаритянине рассказывалось о том, как израненный человек, попавший в руки к разбойникам, просил у прохожих помощи; как двое священнослужителей благополучно прошли мимо, и только самаритянин, представитель презираемого иудеями этноса, перевязал несчастному раны и позаботился о нем. В короткометражке о попавшем в аварию коммивояжере, умирающем на обочине совершенно безлюдной дороги, «помощь» приходит в виде двух очень набожных христиан, которые вместо звонка в скорую помощь настойчиво предлагают спасение верой. Эта циничная, кровавая, антиклерикальная зарисовка изобличает пустословие тех лже-альтруистов и лже-гуманистов, что вместо конкретной помощи щедро разбрасываются абстрактной чепухой о божьем плане, что умирающим от жажды вместо стакана воды читают молитву, а умирающим от голода вместо корки хлеба советуют довериться всевышнему.

«С наилучшими пожеланиями из Миллвуда». Миллвуд – эдакий Плезантвиль с аккуратными очаровательными домишками, идеальными лужайками и милейшими с виду женами и мужьями, которые в действительности ненавидят друг друга. И вот в один прекрасный день в это псевдокарамельное местечко прибывает чужачка на велосипеде, торгующая исполняющими любые мечты печеньками, будто Тоби Магуйар, свалившийся в телевизор извне. С одной стороны, перед нами типичная иллюстрация фразы «Бойтесь своих желаний – они имеют свойство сбываться». С другой – в этой комичной миссии по спасению ненавистного и обреченного муженька вполне можно разглядеть упрек в адрес тех неопределившихся жен, которые годами жалуются на деспотизм, неотесанность, агрессию или даже садизм благоверного, но когда над последним нависает реальная угроза, защищают его до последней капли слез и пота.

«Пока тюрьма не разлучит нас». Эта пуэрториканская короткометражка в духе гиперстрастей аргентинских «Диких историй», опять же с одной стороны, высмеивает желание девушек во что бы то ни стало выскочить замуж, причем непременно придерживаясь всех нюансов обряда и даже в том случае, если она и ее избранник находятся в розыске и по их следам идет целая орда полицейских; с другой – автор уверен, что любви покорны не только все возрасты, но и все социальные слои населения, в том числе грабители, похитители и даже головорезы. Впрочем, в легком насилии, которое пара влюбленных применяет к заложникам, вынужденным играть роли необходимых участников церемонии, можно увидеть и то ненавязчивое принуждение, и тот мягкий террор, с которым дамы тянут своих половинок под терновый венец. Но в итоге, как и заложники, половинки умиляются и излучают счастье. А что им, собственно, еще остается.

«Очередь». Это не черная комедия, это просто комедия, но действительно смешная и совершенно житейская. Впрочем, очередь к кассе, которая для главного героя так и не наступает по нелепому стечению обстоятельств и вездесущему закону подлости, согласно которому бутерброд всегда падает маслом вниз, а соседняя очередь в супермаркете всегда продвигается быстрее (если вспомнить сатиру «Новейший завет», то все это козни Творца-говнюка), вполне может сойти за метафору. Все мы стоим в глобальной, изнуряющей очереди длиною в целую жизнь. И до кассы доходят не все.

«На бегу». Это тоже не очень черная комедия, хотя несчастная псинка, которой не повезло быть расплющенной под массивом выбитой двери, была бы иного мнения. Автор новеллы напоминает о том, что пока мы изменяем нашим мужьям и женам, они могут с таким же успехом изменять нам. Такой вот круговорот адюльтера в природе в духе рассказа Зощенко «Забавное приключение», экранизированного Леонидом Гайдаем и вошедшего в комедийный триптих «Не может быть!».

«Барри». История вежливого, обходительного, щепетильного наркодилера Барри, любезно вкладывающего визитки в пакетики с кокаином и никогда не завышающего цену, учит простой жизненной мудрости: довольствуйся малым. Живи честно и скромно, торгуй наркотой без амбиций – и будешь счастлив. Как говорил дядюшка Бен Питеру Паркеру: «С большой силой приходит и большая ответственность». Большие дела – большой риск. Клиент всегда прав, а «маленький человек», вылезший за пределы своих габаритов, всегда мертв…

Анастасия Лях

Коментарі