Хорошее кино — kinowar.com — Киновар | 20 главных фильмов 1930-х годов
Хорошее кино — kinowar.com — Киновар

20 главных фильмов 1930-х годов

 04.09.2019  ТОП

Мы продолжаем серию подборок, посвященных кинематографу ХХ века, и переходим от немой эпохи 20-х к эре первого звукового кино. Именно в 1930-х годах на больших экранах возникли такие классические монстры, как Дракула, чудовище Франкенштейна (и впоследствии его невеста), мумия, Кинг-Конг и первый в истории кинематографа оборотень. И в 30-х же в прокат вышла лучшая лав-стори всех времен и народов «Унесенные ветром».

Земля (1930)

1

Начнем с «Земли» Александра Довженко, одной из важнейших кинокартин мирового и советского в частности кинематографа, одного из последних фильмов немой эры. Историю о завзятой коммунистической молодежи и о коллективизации в украинском селе Довженко сумел превратить в один из наиболее поэтичных кинофильмов в истории, философствующий на извечную тему жизни, любви и смерти. Советские критики разругали ленту за языческие мотивы и демонстрацию обнаженного женского тела, что было вполне прогнозировано. Но мировое киносообщество единогласно выразило восторг. Впоследствии ЮНЕСКО внесла «Землю» в список главных мировых киношедевров.

Золотой век (L’âge d’or, 1930)

2

Эта работа культового испанского по происхождению, французского по факту мэтра Луиса Бунюэля, известного коммуниста, великого киносюрреалиста, всю жизнь критиковавшего буржуазию, церковь и консерватизм и крепко дружившего с Сальвадором Дали, стала одной из первых звуковых кинокартин Франции и одной из самых скандальных в истории. Она последовала за дебютным короткометражным «Андалузским псом», но вылилась уже в полный метр. Общественный шок, вызванный дебютом Бунюэля (особенно той сценой, где мужчина разрезает бритвой глаз женщине), усугубился с выходом «Золотого века», также представлявшего собой набор аллегорических абсурдистских сцен, несвязанных сюжетно, но связанных единым идейным замыслом. Апогеем изобличительного высказывания стала финальная зарисовка, отсылающая к роману маркиза де Сада «120 дней Содома». В этой сцене четверо служителей церкви (в их числе персонаж с обликом Христа) насилуют и убивают женщин, после чего на экране появляется кадр с крестом, увенчанным женскими скальпами. Фильм, классифицированный киноведами как очень жесткое и очень точное критическое исследование человеческих нравов, в свое время был оплеван консерваторами и закидан тухлыми яйцами (буквально, во время первых сеансов), после чего полвека был запрещен к публичным показам.

На Западном фронте без перемен (All Quiet on the Western Front, 1930)

3

Антивоенная драма Льюиса Майлстоуна, поставленная по одноименному роману Ремарка и повествующая о так называемом «потерянном поколении», о крахе иллюзий, разочарованности войной, которая сулила подвиги, геройство, патриотизм, а обернулась кровавым бесчеловечным адом, получила два главных «Оскара»: как лучший фильм и за лучшую режиссуру. С технической точки зрения это был первый звуковой фильм, использующий громадный передвижной кран с кинокамерой для съемок масштабных батальных сцен, и один из первых звуковых фильмов, в котором широко использовались мобильные камеры. С этической точки зрения это было знаковое кино о Первой мировой войне, предваряющее Вторую мировую войну. Исполнитель роли Пауля Боймера, солдата, ставшего по ходу войны пацифистом, актер Лью Эйрс был так впечатлен картиной и своим персонажем, что и сам отказался от воинской службы в период Второй мировой по соображениям совести, чем вызвал волну обсуждений и споров в обществе.

Дракула (Dracula, 1931)

4

Именно в 30-х годах появились главные киномонстры студии Universal, которые компания сейчас всячески пытается реанимировать, но пока безуспешно (программа воскрешения стартовала с «Мумии» с участием Тома Хэнкса, но проект, как известно, провалился). И первым таким монстром, за которым последовали чудовище Франкенштейна с невестой, мумия и человек-невидимка, стал классический граф Дракула в исполнении Белы Лугоши для постановки Тода Броунинга, режиссера-основоположника американского хоррора. Легендарный актер Лон Чейни, о котором мы много писали в нашей подборке про 1920-е, очень хотел сыграть Дракулу и наверняка сыграл бы, но накануне съемок скончался от рака гортани. И тогда партия досталась куда менее известному на тот момент Лугоши, венгру по происхождению с неидеальным английским, который впоследствии стал столь же знаменитой звездой классических голливудских хорроров, как британец Борис Карлофф. Также примечательно, что оператором на проекте выступил немец Карл Фройнд, ранее работавший у Фрица Ланга над «Метрополисом», который часто выполнял на площадке функцию режиссера в отсутствие Броунинга. Именно «Дракулу» можно считать одной из первых наравне с «Франкенштейном» долгоиграющих кинофраншиз: возымев громадный коммерческий успех, фильм породил сиквелы «Дочь Дракулы», «Сын Дракулы», а также кроссоверы с чудовищем Франкенштейна и человеком-волком «Дом Франкенштейна» и «Дом Дракулы».

М (M, 1931)

5

Второе после «Метрополиса» наиболее знаменательное произведение Фрица Ланга и первый звуковой фильм немецкого мэтра, во многом предвосхитивший стилистику американских фильмов-нуаров 40-х. Основанный на жутких реальных событиях триллер рассказывает о преступлениях серийного маньяка, убивающего маленьких девочек и впоследствии оказавшегося в руках горожан-линчевателей (название ленты означает первую букву слова «mörder» — «убийца», которую линчеватели ставят мелом на спину подозреваемого). Можно сказать, что именно с «М» ведут начало все триллеры о серийных маньяках, получившие новое развитие у Хичкока («Психо») и достигшие вершины в 90-х с выходом «Молчания ягнят» и «Семь».

Франкенштейн (Frankenstein, 1931)

6

Первоначально сшитое из частей мертвых тел чудовище из романа Мэри Шелли должен был сыграть звезда «Дракулы» Бела Лугоши, но взгляды актера и режиссера Джеймса Уэйла на персонажа разошлись, и роль в итоге досталась Борису Карлоффу, создавшему незабываемый образ на все времена. Гример Джек Пирс, работавший над обликом монстра, придумал срезать макушку головы для удобства пересадки мозга – так появилась знаменитая прямоугольная форма головы чудища. А Уэйл придумал оживить монстра с помощью электрического разряда, чего не было в оригинальном романе. Все эти находки в дальнейшем вошли в учебники и закрепились за персонажем на сотню лет вперед, вплоть до нашего времени. Фильм «Франкенштейн» породил ряд продолжений, кроссоверов и пародий, превратившись в хоррор-феномен ХХ века. Всевозможные его отголоски, новаторские прочтения и интерпретации встречаются и в наши дни, как, например, в анимации Тима Бертона «Франкенвини».

Огни большого города (City Lights, 1931)

7

В эпоху звукового кино Чарли Чаплин выпустил свой еще один немой шедевр – романтическую трагикомедию «Огни большого города», одну из самых трогательных и трепетных любовных историй всего существования мирового кинематографа. Здесь Бродяга влюбляется в слепую продавщицу цветов и превращается в ее благодетеля, не имея на то никаких финансовых возможностей, но обладая большой душой и огромным любящим сердцем. Девушка уверена, что помощь исходит от загадочного миллионера, но в конце концов, прозрев, узнает в добром, обаятельном голодранце своего благотворителя. Такие истории про бескорыстную, альтруистическую любовь давным-давно уже никто не снимает. А если и снимает – то получается сентиментальная бульварщина и фальшивка. Кажется, Чаплин – последний, кто обернул сантименты в высокий арт и кто действительно никогда не болел цинизмом, бичом современного общества.

Гранд-отель (Grand Hotel, 1932)

8

Роскошный классический голливудский фильм режиссера Эдмунда Гулдинга, поставленный в стилистике шика и роскоши ар-деко, завоевал «Оскар» в категории «лучший фильм», отметился суперзвездным актерским составом и позиционировал себя как остроумный срез праздного межвоенного общества 20-30-х годов. В фильме запечатлелись сразу две главные кинодивы голливудского золотого века: Грета Гарбо и Джоан Кроуфорд, а также братья Джон и Лайонел Берриморы, предки Дрю Берримор. Действие, разворачивающееся в едином месте и времени, начинается и заканчивается одной и той же мудрой фразой, которая буквально относится к конкретно отелю и сменяющимся изо дня в день постояльцам, а фигурально оценивает порядок вещей в целом: «Люди приходят. Люди уходят. Ничего не меняется».

Лицо со шрамом (Scarface, 1932)

9

Редкий случай, когда и оригинал, и ремейк значатся в списках лучших фильмов. Рейтинги лучших в истории гангстерских фильмов практически неизменно включают и «Лицо со шрамом» режиссера Говарда Хоукса, и «Лицо со шрамом» Брайана Де Пальмы. Наряду с криминальными картинами «Враг общества» и «Маленький Цезарь» лента Хоукса была голливудской реакцией на разгулявшуюся в период Великой депрессии преступность, в частности на бесчинства мафиозной группировки Аль Капоне. Тогдашние критики дружно писали, что фильм получился невероятно жестоким, хотя по слухам согласно изначальной задумке Хоукса он должен был быть еще более жестким, беспрецедентно жестким и кровавым, но в итоге постановщику пришлось пойти на поводу у прокатных требований и смягчить тон.

Мумия (The Mummy, 1932)

10

Тот самый немецкий кинооператор Карл Фройнд, активно сорежиссирующий на проекте «Дракула» студии Universal, стал полноценным постановщиком другого классического хоррора о монстрах. Речь о первой в истории кино «Мумии». Сюжет повествует о мумии Имхотепе, которого высвободила из тысячелетнего заточения группа археологов, случайно прочитав древнее заклинание воскрешения из мертвых. Имхотеп одержим поиском своей мертвой возлюбленной, которая, как он уверен, реинкарнировала в теле современной женщины. Знакомо, да? Именно этот сюжет целиком повторил ремейк 1999 года с участием Брендана Фрейзера и Рэйчел Вайс, только в комедийно-приключенческой, а не в хоррор- манере. В оригинале же, куда более мрачном и драматическом, весь акцент был сделан непосредственно на Имхотепе, которого воплотил звезда «Франкенштейна» Борис Карлофф.

Кинг-Конг (King-Kong, 1933)

11

Мы хорошо знаем и любим «Кинг-Конга» 1976 года с участием Джессики Лэнг и Джеффа Бриджеса. Хорошо знаем и еще больше любим «Кинг-Конга» Питера Джексона 2005 года выпуска с участием Наоми Уоттс и Эдриана Броуди. Нам нравится приквел «Остров черепа», где Конг не умирает, а выходит победителем. Но началось все в далеких 1930-х, когда увлеченность писателей и кинематографистов монструозными доисторическими животными была столь же сильной, как египтомания. Именно тогда Мериан Купер (военный летчик и кинорежиссер) и Эдгар Уоллес (военный журналист и киносценарист) решили экранизировать сюжет на тему красавицы и чудовища, а именно приключенческую историю экспедиции на затерянный остров, где обитает гигантская доисторическая горилла. И что самое важное, они придумали показать гориллу не просто монстром, но нежным влюбленным существом, сердце которого покорила женская красота. И именно этот мотив был ведущим. Неслучайно оригинальный «Кинг-Конг» заканчивается фразой «Не самолеты стали причиной его смерти. Чудовище погибло из-за красавицы». При этом сюжет Купера и Уоллеса был отчасти заимствованным. Он повторял концепцию более раннего малоизвестного фильма «Ингаги», повествующего об островных аборигенах, что поклонялись здоровенной горилле и приносили ей в жертву женщин. Тем не менее не «Ингаги», а именно «Кинг-Конг» стал одним из величайших поп-культурных явлений. И к слову, режиссер Мериан Купер впервые в истории кинематографа использовал технику так называемой «блуждающей маски» (одна из методик комбинированной съемки) для наложения игровых и анимационных фрагментов, что позволяло показывать в одном кадре и живых актеров, и кукол-монстров.

Каприз (Dekigokoro, 1933)

12

Признанная шедевром работа классика японского немого кино Ясудзиро Одзу. За мелодраматической историей про любовный треугольник (двое рабочих с завода, постарше и помоложе, влюбляются в одну девушку, но только первого отталкивает она, а второй отталкивает ее) находится семейная драма об отношениях отца (рабочий постарше) и сына, о непростых взаимоотношениях поколений. Для Одзу «Каприз» стал поворотным проектом. Долгие годы режиссер, который сам вырос в одном из беднейших кварталов Токио, окунался в диаметрально противоположную своему детству и юности жизнь, в мир роскоши и столичного гламура, дорогих авто и фешенебельных ресторанов, в романтический мир криминала или же в беспечность студенчества. Но именно с «Каприза» началось его погружение в знакомые и родные токийские трущобы, в мир обездоленного рабочего класса, едва сводящего концы с концами, а также в семейно-бытовую тематику родителей и детей.

Мордашка (Baby Face, 1933)

13

Один из самых скандальных фильмов доцензурного Голливуда (то есть Голливуда до принятия этического кодекса Хейса, фильтрующего тематику кинокартин). История юной девушки, которую отец-бутлегер с подросткового возраста заставлял спать с клиентами, что взрастило в ней эксплуатационно-пренебрежительное отношение ко всем мужчинам. Созрев и поумнев, она начала подобно Жюльену Сорелю из романа Стендаля «Красное и черное» использовать мужчин для достижения своих целей, в частности, для продвижения по карьерной лестнице и повышения социального статуса, не испытывая ни к кому искренних чувств. Фильм о женщине-хищнице, получающей желаемое за секс, был пропущен в прокат лишь после удаления некоторых сексуальных сцен и изменения шкурнической циничной тональности на тональность финального морального исправления аморальной героини. Однако в начале нулевых была найдена и восстановлена оригинальная режиссерская версия, жесткая и честная, после чего мировое киносообщество признало «Мордашку» одной из лучших и важнейших картин ХХ века.

Человек-невидимка (The Invisible Man, 1933)

14

Еще один классический монстр студии Universal. Экранизация одноименного романа легендарного фантаста Герберта Уэллса, осуществленная Джеймсом Уэйлом, создателем «Франкенштейна» и чуть погодя «Невесты Франкенштейна», признанного мастера первых звуковых хорроров. Эта трагическая история ученого, ставшего абсолютно невидимым после рискованного лабораторного эксперимента и ослепленного своими новыми возможностями и жаждой тотальной власти, подарила киноманам новый эффектный образ – человека в бинтах и черных очках, под которыми нет ничего (эдакая метафора внутренней пустоты). Изначально студия звала на роль невидимки Бориса Карлоффа, звезду «Франкенштейна» и «Мумии», но актера якобы не устроил гонорар. Так что партия забинтованного безумца, амбициозного гения, спеси которого уготован крах, по чистой случайности (кто-то из съемочной группы услышал его выразительный голос) досталась немолодому новичку-англичанину Клоду Рейнсу, для которого роль Человека-невидимки стала отправной в голливудской карьере.

Это случилось однажды ночью (It Happened One Night, 1934)

15

Одна из лучших (если не лучшая) работ мастера бурлескной комедии Фрэнка Капры. Авантюрная и динамичная романтическая история с участием красавца Кларка Гейбла и титулованной комикессы Клодетт Колбер, одно из первых в истории кино роуд-муви. Это история дерзкой и своенравной девушки, дочери толстосума, которая сбегает от деспотичного отца-миллионера и пытается добраться до своего новоиспеченного мужа, за которого отец запретил ей выходить. Но по дороге героиня знакомится с остроумным незадачливым журналистом, что становится ее тесным неизменным попутчиком. Неприязнь между хулиганкой-богачкой и харизматичным репортером, естественно, перерастает в любовь. Картина Капры стала первым фильмом в истории «Оскара», который отхватил все пять главных статуэток: за сам фильм, за режиссуру, за сценарий, за женскую и мужскую роли, что впоследствии удалось лишь драме «Пролетая над гнездом кукушки» и триллеру «Молчание ягнят». Теперь «Это случилось однажды ночью» регулярно лидирует в рейтингах лучших ромкомов всех времен наряду с «Когда Гарри встретил Салли».

Гибель сенсации (1935)

16

Первая советская антиутопия. Причем, что особенно приятно, поставленная по произведению украинского писателя-фантаста Владимира Владко «Роботарі ідуть» (или «Железный бунт»). Думали, Джеймс Кэмерон своим «Терминатором» первым заговорил о восстании машин, жаждущих уничтожить человечество? Ничего подобного. Первым в кино это сделал режиссер Александр Андриевский, снявший «Гибель сенсации» — трагическую историю ученого-идеалиста, который создал роботов, чтобы облегчить труд рабочих, но с подачи властной верхушки машины в итоге целиком вытеснили человеческий труд, что привело к забастовкам и мятежу. В фильме есть потрясающе поэтичная и мощная сцена, в которой ученый, стремящийся усмирить шагающих смертоносной колонной роботов, играет им на кларнете подобно Нильсу из сказки, играющему крысам на дудочке. Однако ученый трагически погибает, бесчувственно растоптанный своими холодными творениями.

Лондонский оборотень (Werewolf of London, 1935)

17

И еще один классический монстр студии Universal, предпосылка к появлению «Человека-волка» 1941 года выпуска. Сюжет рассказывает об ученом-ботанике, который отправляется в Тибет на поиски редчайшего растения, распускающегося исключительно при свете луны. Там героя в темноте кусает некий зверь, после чего он возвращается домой в Лондон и вскоре обнаруживает, что сам превращается в животное, а именно в большого кровожадного волка. Сдержать трансформацию может лишь экстракт того лунного цветка. «Лондонский оборотень» — первый в истории фильм о ликантропах (или ликанах, или вервольфах, или попросту человековолках). Первый, дошедший до наших дней. В 1913 году на той же студии Universal был создан и выпущен короткометражный немой хоррор «Оборотень» о женщине-мстительнице с волчьим альтер эго, однако фильм сгорел при пожаре, не оставив после себя ни единой копии.

Дилижанс (Stagecoach, 1939)

18

Джон Форд, единственный в истории четырехкратный оскаровский лауреат за лучшую режиссуру, по сей день остается главным маэстро классического американского вестерна. И свой стиль и свою фирменную эстетику он впервые сформировал именно в «Дилижансе», с которого началось неизменное использование постановщиком в качестве натурных декораций живописных прерий Долины монументов, что на границе штатов Юта и Аризона, и с которого началось сотрудничество с актером Джоном Уэйном, получившим впоследствии титул «короля вестернов». Этот роуд-вестерн представляет собой опасную поездку в дилижансе через аризонские прерии индейцев апачей. И что было непривычно для данного жанра в то время, акцент сделан не столько на погонях и перестрелках, сколько на системе образов, то есть на характерах действующих персонажей, столкнувшихся нравами в тесной повозке. В «Дилижансе», где важную роль играет лирический образ путаны, оказавшейся в экипаже, можно заметить аллюзии на «Пышку» Ги де Мопассана. В свою очередь в «Омерзительной восьмерке» Тарантино можно заметить очевидные аллюзии на «Дилижанс». Эта работа Форда в итоге удостоилась семи номинаций на «Оскар», включая категорию «лучший фильм».

Правила игры (La Règle du jeu, 1939)

19

Эта драма французского сценариста и постановщика Жана Ренуара современному зрителю едва ли знакома, но эксперты ценили и превозносили ее на протяжении всех десятилетий и делают это до сих пор, регулярно включая в списки киношедевров. Ренуар снял многоугольную любовную историю и одновременно трагикомичную сатиру на высшее общество, в котором действуют свои неизменные и нелепые правила игры. Современники Ренуара не поняли, но годами позже критики наперебой восхищались вниманием режиссера к каждой детали, утверждая, что эту ленту стоит пересматривать снова и снова, чтобы всякий раз замечать что-нибудь ранее незамеченное. В «Правилах игры» Ренуар одним из первых (если не первым) применил глубокий фокус, сделав происходящее на переднем и заднем планах одинаково значимым, что, собственно, и вызвало разговоры в кругу киноведов о необходимости пересматривать произведение несколько раз. Впоследствии Ренуаром и «Правилами игры» в частности восхищались такие мэтры, как Бертолуччи и Роберт Олтмен. Последний в начале нулевых снял ретро-детектив «Госфорд-парк», преисполненный отсылок к шедевру французского мэтра.

Унесенные ветром (Gone With the Wind, 1939)

превью

Это эпичное любовно-военное полотно режиссера Виктора Флеминга, посвященное американской Гражданской войне между югом и севером за отмену рабства и своенравному характеру сильной настрадавшейся женщины, трансформации этого характера под давлением обстоятельств и взросления/ зрелости, не нуждается в особом представлении. После ураганной химии между Вивьен Ли и Кларком Гейблом и после восьми завоеванных «Оскаров» никто из режиссеров не посмел предложить иную адаптацию романа Маргарет Митчелл. «Унесенные ветром» 1939 года до сих пор остаются единственной экранизацией сложной любви Скарлетт О’Хары и Ретта Батлера на фоне сложного периода американской истории.

Анастасия Лях

Читайте также:

20 главных фильмов 20-х годов

Лучшие фильмы в истории кино

Комментарии