kinowar.com | 20 главных фильмов 1940-х годов
kinowar.com

20 главных фильмов 1940-х годов

 05.10.2019  ТОП

Мы уже писали о самых знаковых фильмах 1920-х, когда бал правил немецкий киноэкспрессионизм, и о главных картинах 1930-х, когда на экранах впервые появились культовые монстры вроде Дракулы, чудовища Франкенштейна, Кинг-Конга. Теперь поговорим о 1940-х годах, эпохе зарождения и расцвета классического американского нуара и итальянского неореализма.

Великий диктатор (The Great Dictator, 1940)

1

Эта пародийная работа Чарли Чаплина примечательна по множеству причин. Во-первых, это первый полностью звуковой фильм в карьере величайшего комика немой эры. Во-вторых, это последняя картина Чаплина, в которой появился его легендарный сценический образ – Бродяга. В-третьих, острая политическая сатира на немецкий нацизм и на Адольфа Гитлера вызвала в обществе большой резонанс и была не вполне удобна американскому правительству, которое на тот момент еще придерживалось политики взаимного мира с Германией и невмешательства в дела фюрера. В итоге «Великий диктатор», повествующий о еврее-цирюльнике, который был ошибочно принят за сатрапа-антисемита из-за поразительного внешнего сходства и, пользуясь путаницей, устроил мир во всем мире, получил пять номинаций на «Оскар», включая категории «лучший фильм» и «лучший актер».

Гроздья гнева (The Grapes of Wrath, 1940)

2

На сегодняшний день это первая и единственная экранизация одноименного романа Джона Стейнбека, удостоенного Пулитцеровской премии. Ее осуществил маэстро вестерна Джон Форд, в итоге получивший «Оскар» за лучшую режиссуру (всего у Форда их четыре, и этот рекорд до сих пор не был побит ни одним из постановщиков). Посредством жанра драматического роуд-муви «Гроздья гнева» рассказывают эпичную историю поиска счастья и справедливости: фермеры из Оклахомы, разоренные Великой депрессией, отправляются в Калифорнию в поисках лучшей жизни, но находят те самые упадок и разруху. Главную роль в фильме исполнил великий Генри Фонда, образ которого критики нарекли благородным, но обреченным на неудачу «искателем правды». Саму же постановку рецензенты назвали «первым американским фильмом, который рассказал о простых людях без сантиментов». Стивен Спилберг, как известно, уже несколько лет, начиная с 2013-го, пытается запустить в производство ремейк, но до сих пор затея не сдвинулась с места.

Ребекка (Rebecca, 1940)

3

Именно эту картину большинство кинокритиков считает лучшей работой Альфреда Хичкока. Экранизация одноименного романа Дафны Дюморье с участием таких звезд, как Лоренс Оливье и Джоан Фонтейн (последняя годом позже также снимется в хичкоковском «Подозрении»), вполне справедливо отхватила «Оскар» за лучший фильм года. Готический триллер, повествующий о нарастающих беспокойствах и едва ли не психозе скромной безымянной девушки, что выходит замуж за аристократа-вдовца и переезжает в огромное поместье, где каждый миллиметр напоминает о прежней хозяйке, является эталоном мастерства нагнетания тревоги, дискомфорта, ожидания страшной кульминации, то есть того самого фирменного хичкоковского саспенса. К тому же «Ребекка», вышедшая на экраны в те годы, когда Кодекс Хейса жестко цензурировал нравственность и сексуальность, вызвала волну споров и предположений о лесбийском подтексте, заложенном в образе мертвой Ребекки.

Гражданин Кейн (Citizen Kane, 1941)

4

Вряд ли нужно напоминать о том, что «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса неизменно лидирует или как минимум фигурирует в топах величайших фильмов всех времен и народов. И это притом, что «Гражданин Кейн» — полнометражный дебют Уэллса, которому на момент съемок было всего 25 лет (молодой мувимейкер также выступил сосценаристом, продюсером и исполнителем ведущей партии). Эта монументальная биография (образ Кейна основан на жизни американского медиамагната Уильяма Рэндольфа Херста) начинается с кончины главного героя, который перед смертью произносит загадочное слово «rosebud» («розовый бутон»), и репортеры, будто стая ворон, хватаются за эту головоломку. В форме журналистского расследования, проникающего все глубже и глубже в жизнь почившего мистера Кейна, рассказывается печальная история денег, власти, амбиций и эго, которые привели к нравственному падению и обесчеловечиванию некогда благородного мечтателя.

Мальтийский сокол (The Maltese Falcon, 1941)

5

Первый классический фильм в стилистике нуара, приемы которого, режиссерские и операторские, были быстро подхвачены другими кинематографистами и вылились в новый самостоятельный жанр. Дебютная работа режиссера Джона Хьюстона также сделала большой звездой Хамфри Богарта, маскулинная харизма которого вошла в историю на многие десятилетия вперед. Частный детектив, загадочное убийство, фатальная женщина… все эти теперь уже неотъемлемые элементы нуара впервые возникли именно в «Мальтийском соколе». Также после премьеры все критики заговорили о приеме визуальных намеков, предвосхищающих судьбу персонажа. Так, сцены с участием роковой красавицы пестрят намеками на ее потенциальное будущее за решеткой: то на актрисе пижама в полоску, то на нее падает полосками свет сквозь жалюзи… Этот прием тоже был успешно заимствован воодушевленными последователями нового, так называемого «черного», жанра.

Человек-волк (The Wolf Man, 1941)

6

Если в 1930-х появились такие классические монстры студии Universal, как Дракула, чудовище Франкенштейна, невеста Франкенштейна, мумия и человек-невидимка, то в 1940-х этот список дополнился человеком-волком. Что любопытно, «Человек-волк» был не первой картиной Universal про ликантропию, еще в 1935 году вышел «Лондонский оборотень». Однако именно постановка с участием Лона Чейни младшего (сына великого и таинственного Лона Чейни, звезды «Призрака оперы» и «Горбуна из Нотр-Дама», который неустанно поражал кинообщественность не только эффектной игрой, но и искусностью собственноручно наложенного грима, секрет которого никому не удавалось ни разгадать, ни повторить) стала классической. В 2010 году вышел ремейк «Человека-волка», главную роль в котором исполнил Бенисио Дель Торо. Новая версия была принята довольно прохладно, однако на церемонии «Оскар» она получила награду за лучший грим, который по старинке накладывался вручную, а не дорисовывался на компьютере.

Касабланка (Casablanca, 1942)

превью

Ели в 30-х лучшей киноисторией любви были «Унесенные ветром», а лучшей романтической кинопарой Кларк Гейбл и Вивьен Ли, то в 40-х оба титула перешли к «Касабланке» и тандему Ингрид Бергман и Хамфри Богарта. И к слову, в обоих случаях взаимоотношения героя и героини прерываются войной (Гражданской в «Унесенных ветром», Второй мировой в «Касабланке»), и в обоих же случаях любовь сопровождается непреодолимыми сложностями и трагически не складывается. Однако в отличие от экранизации романа Маргарет Митчелл, где главенствовала героиня, а не герой, в «Касабланке» все же куда важнее персонаж Богарта, который по ходу сюжета проходит духовную эволюцию и трансформируется из нейтрального «сторонника» профашистского режима в активного борца, что, естественно, было созвучно с трансформацией самой Америки, которая перешла от политики невмешательства к непосредственной включенности в военные действия. А образ любовников, которые принесли свою любовь в жертву во имя мира и блага других, до сих пор вызывает потоки слез. «Касабланка» была удостоена трех премий «Оскар» из восьми номинаций: за лучший фильм, режиссуру и сценарий.

Люди-кошки (Cat People, 1942)

7

Дебют Женщины-кошки в комиксах о Бэтмене состоялся в 1940 году. А в 1942-м на экраны вышла мистическая драма «Люди-кошки», вдохновленная одновременно и образом Селины Кайл, и хоррорами об оборотнях, только на этот раз человек превращался не в волка, а в пантеру, вернее в черного ягуара. И это уже был вовсе не фильм ужасов, а трагическая история одиночества и чувства неустроенности, когда общество и реальность кажутся чужими и даже враждебными, а обреченность быть одинокой – тотальной и неизлечимой. Критики сперва восприняли картину без особого восторга, но после пересмотрели свою оценку. В 1982 году на экраны вышел ремейк, существенно переиначивший сюжет, главную роль в котором исполнила Настасья Кински. Эта версия также получила теплый прием.

Гений дзюдо (Sugata Sanshirô, 1943)

8

Этим боевиком заявил о себе непреложный гений японского кинематографа Акира Куросава, для которого «Гений дзюдо» стал режиссерским дебютом. Причем фильм был настолько успешным, что в 1945-м постановщик выпустил сиквел. «Гений дзюдо», как нетрудно догадаться из названия, посвящен японским боевым искусствам и рассказывает классическую историю ученика и учителя, которая разворачивается в Токио конца девятнадцатого века. История главного героя основана на жизни мастера боевых искусств Сиро Сайго, одного из первых учеников дзюдо, особенностью которого было умение побеждать куда более крупных и увесистых противников.

Одержимость (Ossessione, 1943)

9

С этого эротического нуара, основанного на американском романе «Почтальон всегда звонит дважды», началась режиссерская карьера итальянского мэтра Лукино Висконти. Впрочем, литературный первоисточник был существенно им переписан. История страсти, толкнувшей любовников на убийство, но не принесшей им счастья, была экранизирована до Висконти (французом Пьером Шеналем в 1939 году, фильм назывался «Последний поворот») и после (классический американский нуар 1946 года и версия 1981-го, в которой снялись Джессика Лэнг и Джек Николсон). Но именно итальянец, как ни парадоксально, сделал лучшую постановку истории, рожденной в Америке, и в жанре, рожденном в Голливуде. «Одержимость» стала первой картиной, выполненной в эстетике итальянского неореализма, то есть она положила начало новому течению, едва ли не важнейшему течению в истории итальянского и в целом европейского кинематографа. Многие критики называли ее лучшей работой Висконти и одним из лучших режиссерских дебютов в истории мирового кино.

Украина в огне (1943)

10

На самом деле это не фильм. То есть это фильм, который так и не стал фильмом. Но было бы неправильным его не включить в список. «Украина в огне» — киноповесть Александра Довженко, посвященная трагедии обычных людей, обычных украинских крестьян, охваченных войной между нацистами и советами, то есть оказавшихся меж двух огней, между двух зол. Довженко написал не о героизме советских солдат, а о руинах, в которые превратилась его родная земля. Естественно, повесть не понравилась Сталину. Он запретил и ее, и запланированную экранизацию. Так что фильм Довженко так и не снял. Вот что он писал в своих дневниках: «Україна поруйнована, як ні одна країна в світі. Поруйновані й пограбовані всі міста. У нас нема ні шкіл, ні інститутів, ні музеїв, ані бібліотек. Загинули наші історичні архіви, загинуло малярство, скульптура, архітектура. Поруйновані всі мости, шляхи, розорила війна народне господарство, понищила людей, побила, повішала, розігнала в неволю. У нас нема майже вчених, обмаль митців…». В итоге киноповесть Александра Петровича все-таки попала на экран, но аж в 1967 году, спустя десять лет после его смерти. Ее поставила его вдова Юлия Солнцева.

Двойная страховка (Double Indemnity, 1944)

11

Один из лучших нуаров в истории кино. Экранизация одноименной повести Джеймса Кейна (основоположника американского нуара в литературе, также написавшего роман «Почтальон всегда звонит дважды»), поставленная Билли Уайлдером в формате «монолога мертвеца» (когда зритель заранее знает, что рассказчик в конце фильма или после финальных титров непременно умрет, прежде успев рассказать нам свою историю). Главный герой – симпатичный страховой агент, который однажды на свою голову стучится в двери дома, где живет «роковая блондинка», чтобы напарить владельцам страховку. Блондинка влюбляет в себя бедолагу-агента, страхует жизнь мужа на приличную сумму, а затем подговаривает любовника расправиться с благоверным. Но это далеко не вся интрига…

Шуша (Sciuscià, 1946)

12

Наравне с Лукино Висконти ключевой фигурой итальянского неореализма был Витторио Де Сика, который в 1946 году выпустил на экраны знаковую драму «Шуша» (название ленты является неправильным неаполитанским произношением английского слова «shoe-shiner», что означает «чистильщик обуви»). Это социальная трагедия о двух товарищах, мальчиках-беспризорниках, которые зарабатывают на хлеб чисткой обуви и делают ставки на ипподроме, мечтая однажды выиграть кучу денег и купить собственную лошадь. Но мечты, как водится, разбиваются о жестокую реальность, или, если говорить буквально, о твердый асфальт. Орсон Уэллс назвал «Шушу» «лучшим фильмом из всех, что он когда-либо видел», а Американская киноакадемия присудила итальянскому кинематографисту почетный «Оскар» с формулировкой «за показанную яркую правдивую жизнь в стране, пострадавшей от войны, за доказательство миру, что дух созидания сильнее духа разрушения».

Золушка (1947)

13

На этот раз в нашем списке всего один советский фильм. И это, как ни странно, детская сказка. Но постановка Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро, которая глубиной и душевностью переплевывает все диснеевские версии, определенно стоит того, чтобы быть в этом топе (несмотря на то, что исполнительнице главной роли актрисе Янине Жеймо на момент съемок было 37 лет, и возраст в общем-то был очень заметен). И заслуга в том не только режиссерского тандема, но и драматурга/ сценариста Евгения Шварца, который переписал сказку Шарля Перро так, что в ней появилось множество скрытых смыслов, а диалоги наполнились исключительными мудростью и остроумием. Чего стоит одна только реплика короля: «И никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу – большой, а сердце – справедливым».

Леди из Шанхая (The Lady from Shanghai, 1947)

14

Знаменательный нуар Орсона Уэллса, роль ля фам фаталь в котором исполнила красавица Рита Хейворт. Признанная вершина американского «черного детектива» (хотя в свое время лента с треском провалилась и в прокате, и в рецензиях, и была должно оценена лишь годы спустя). Роль мужчины-жертвы, попавшего в сети роковой блондинки, добродушного безработного моряка сыграл сам Орсон Уэллс. Критики не единожды называли «Леди из Шанхая» единственной «комедией» среди классических нуаров за ее красочность и иронию. Впервые действие нуара (зачастую разворачивающееся в холодном, дождливом Нью-Йорке) было перенесено в экзотическую страну, на залитый солнцем юг. А эффектная кульминационная сцена, с перестрелкой и разоблачением, разворачивалась в… комнате смеха, в лабиринте зеркал (надо полагать, именно эта сцена вдохновила создателей «Джона Уика» на «зеркальную кульминацию» во второй главе).

Эта прекрасная жизнь (It’s a Wonderful Life, 1946)

15

Одна из лучших (а может быть, и лучшая) семейных рождественских киноисторий всех времен. Сценарист, режиссер и продюсер Фрэнк Капра сам считал эту работу лучшей в своей карьере (но именно она разорила его продюсерскую компанию, провалившись в прокате). Экранизация жизнеутверждающего рассказа Филипа Ван Дорен Стерна «Величайший подарок» повествует о жителе провинциального городка, хорошем во всех смыслах человеке, который в канун Рождества из-за череды невзгод решает покончить с собой, но встречает на мосту, с которого намеревается спрыгнуть, своего ангела-хранителя, и тот раскрывает ему глаза, демонстрируя, что жизнь, что бы в ней ни происходило, все равно прекрасна. Собственно, этот фильм, выполненный в жанре сказочного реализма, — американский аналог нашей «Иронии судьбы»: американцы неизменно смотрят его на каждое Рождество, хотя сам Капра упрямо утверждал, что вовсе не снимал «рождественское кино».

Веревка (Rope, 1948)

16

Еще один знаковый триллер Альфреда Хичкока, примечательный и выделяющийся среди остальных по множеству причин. Экранизация одноименной пьесы Патрика Гамильтона, основанной на реальных событиях, произошедших в Чикаго в 1924 году, когда двое приятелей чисто из спортивного интереса убили человека, гадая, сойдет ли им это с рук. Идейно Хичкок обратился к идеологии фашизма о высшей и низших расах, что было актуально спустя всего пару лет после окончания Второй мировой войны, которая в свою очередь наследовала философию Ницше о сверхчеловеке (эти же идеи использовал Достоевский в романе «Преступление и наказание», поставив перед главным героем дилемму: «тварь ли он дрожащая или право имеет», право на безнаказанное убийство на основании своего духовного превосходства). Режиссер превратил историю одного убийства в занимательный театр абсурда, вместе с тем не лишенный фирменного саспенса: герои, задушившие третьего приятеля веревкой, созвали в квартиру с трупом толпу гостей и устроили застолье, цинично и как бы нарываясь на разоблачение, выставили угощения на поверхность ящика, в который уложили тело. Технически «Веревка» стала для Хичкока трижды экспериментом. Во-первых, он впервые снял цветное кино. Во-вторых, впервые рассказал историю, придерживающуюся классического драматургического триединства: единства места, времени и действия. В-третьих, минимизировал количество и искусно замаскировал монтажные склейки, сделав их для зрителя практически незаметными, то есть создал иллюзию первого в истории полнометражного фильма, снятого единым планом.

Похитители велосипедов (Ladri di biciclette, 1948)

17

Еще одна драма Витторио Де Сика, неприкасаемая классика не только итальянского неореализма и европейского кинематографа, но и мирового кино в целом. И еще один почетный «Оскар» для итальянского маэстро. Еще одна социальная трагедия и снова взгляд на несправедливый мир глазами ребенка. Главный герой, которому нужно кормить семью, еле-еле находит работу в полуразрушенном послевоенном Риме. Но для нее ему необходим велосипед, который он сдал в ломбард, чтобы на вырученные деньги купить еды. На последнее, что есть в семье ценного, герой выкупает велосипед, который у него в тот же день угоняют. Вместе с маленьким сыном, который внимательно за всем наблюдает, отец отправляется на отчаянные и безнадежные поиски «украденного счастья», без всякой веры в «светлое будущее». Классическое и в то же время эмоционально пронзительное противопоставление маленького человека большому жестокому миру, с которым ему никак не справиться. И чем благороднее и чище человек – тем неминуемее его поражение и гибель.

Третий человек (The Third Man, 1949)

18

Еще один детективный нуар, но на сей раз британский, примечательный в числе прочего тем, что одну из ролей второго плана исполнил Орсон Уэллс (и тем, что американцы считают его «одним из лучших американских нуаров»). Действие разворачивается в послевоенной Вене, разделенной на четыре оккупационные зоны: советскую, американскую, английскую и французскую. Город разрушен, продовольствия нет, полки с товарами в магазинах совершенно пусты, так что, само собой разумеется, процветает контрабанда. По приглашению друга в Вену приезжает популярный американский писатель, который по приезде узнает две новости: во-первых, его друг погиб под колесами авто, якобы случайно; во-вторых, его друг был авторитетным гангстером… Лента удостоилась Гран-при на одном из первых Каннских кинофестивалей и стала большим кассовым хитом. Отдельно в историю вошло музыкальное сопровождение картины, исполненное импровизационно на довольно редком струнном музыкальном инструменте под названием цитра.

Тюрьма (Fängelse, 1949)

19

Именно этот фильм считается первой по-настоящему авторской работой шведского гения Ингмара Бергмана, пик творчества которого придется на более поздние годы, 50-60-е. По счету «Тюрьма» была аж шестой его картиной, но первой независимой, в которой Бергман ничем не ограничил свою творческую свободу. История ученика и учителя: пожилой учитель предлагает ученику-кинорежиссеру снять великий фильм о дьяволе, который объявил ад на земле. Ученик поначалу отказывается от такого сюжета, но затем, наблюдая жизнь вокруг, понимает, что учитель прав. В «Тюрьме» сформировались почерк и главные темы творчества Бергмана, такие как кризис веры и личности, в частности творческой личности, экзистенциальная драма столкновения лирического героя с суровой реальностью. С «Тюрьмы» ведет начало авторская мысль режиссера, впоследствии снявшего такие шедевры мирового артхауса, как «Седьмая печать», «Земляничная поляна» и «Персона».

Анастасия Лях

Комментарии