Принято считать, что на более серьезный уровень комиксы и сюжеты про супергероев вывел Кристофер Нолан, создав легендарную трилогию о Темном рыцаре. Наверно, критики правы: Нолан, действительно, превратил историю про героя из DC в поистине шекспировские страсти.
Но и до Нолана комиксы далеко не всегда относились к разряду бульварного чтива. Многие будут удивлены, узнав сколько популярных кинохитов родились из графических романов и комиксов.
Мнение редакции может не совпадать с позицией автора

2008. Темный рыцарь
И начну я с того же Бэтмена. История про противостояние Супермена и Бэтмена, социальные драмы о Темном рыцаре начались еще задолго до картин Нолана.
Греховные герои Фрэнка Миллера
Иногда складывается впечатление, что в графических романах и комиксах Миллера в принципе нет положительных героев. Постепенно все персонажи медленно съезжают с катушек: Робокоп, оставляющий сгорать заживо стервозную красотку из корпорации, Бэтмен, убивающий Джокера и избивающий Супермена, отвешивающий подзатыльники Робину. Да, это Миллер умел.
Такое ощущение, что он просто издевался над героями и читателями. Но не спешите судить строго, Миллер был одним из тех, кто заставил посмотреть на того же Бэтмена не как на супергероя с белозубой улыбкой, а как на живого человека, личность, неоднозначную, но настоящую личность.
Я упоминал здесь о Робокопе, но комиксы Миллера легли в основу только последующих частей, первый фильм был снят Полом Верховеном по сценарию малоизвестного на тот момент Эдварда Ноймайера. Вторая часть выходила с элементами из сюжета историй Миллера, но сам автор комиксов остался крайне недоволен тем, как использовался его вариант Робокопа. Ситуацию выправил только третий фильм франшизы.
То, что было изложено в двух частях фильма о роботе-киборге, Миллер осветил в одном комиксе. Противостояние вездесущей корпорации, устранение директив, противоборство с огромным роботом-маньяком. Если вторая часть Робокопа вышла, мягко говоря, слишком простой и коммерческой, то третья по своему социально-философскому подтексту, встала на уровень первой части.
Миллер относился к той самой эпохе немного «левых», немного «хипповатых» авторов, чья молодость застала кризис американского общества из-за Вьетнама, протесты, антивоенные движения. Государство для него – это инструмент насилия. Более того, в своем творчестве Миллер демонстрирует, что этого государства в принципе нет, есть лишь корпорации.
Третья часть фильма о Робокопе это и демонстрирует. Помните – другая полиция в серой форме, которая расправляется с Робокопом. Еле живого, его спасают, убрать директивы. В комиксе директивы он стирает благодаря захвату корпорации, где и оставляет сгорать главную злодейку, которая выбирается, перенеся свое сознание в нового робота. В фильме (во второй части) этим роботом становится кибернезированный мозг бывшего наркомана.
В анимации одной из самых крутых экранизаций читается «Возвращение Темного рыцаря». Нолан взял за основу этот графический роман, но события перенес в молодость Уэйна. Кстати, в романе Бэтмен и противостоит Супермену. Мультфильм вышел очень брутальный, прямо для аудитории 35+. Но их противостояние, в отличие от фильма, не основано на личной неприязни, напротив, в мультфильме и в романе они были друзьями. Но Супермен как воплощение политики Белого дома борется с коммунистами, а Бэтмен заставляет в разгар «Холодной войны» обратить внимание на криминальные проблемы в самой Америке. Мне кажется, здесь на писателя повлияла все та же «левая» романтика.
И, конечно же, «Город грехов». Кинокомикс, в котором переплетены и привлекательность, и мерзость. Не знаешь, чего больше ты хочешь, выключить фильм или продолжить просмотр. Здесь Миллер еще раз доказал, что для него нет только хороших или только плохих персонажей. Мрачно, стильно и неоднозначно. В этом все экранизации Миллера.
Грустный мистик Алан Мур
Еще один автор, экранизации которого всегда смотрятся неоднозначно, но очень глубокомысленно: «V — значит вендетта», «Из ада», «Хранители», «Убийственная шутка» и другие. Алан Мур – «хиппи — мистик», не приемлющий диктата государственной машины над личностью.
Вспомним культовую экранизацию «V — значит вендетта». События происходят в альтернативной Англии, но что мы видим вместо Англии?
- старый обидчивый премьер, сидящий в бункере, который жутко боится потерять власть
- разнузданные «дружинники», полусиловики, которые якобы поддерживают порядок
- ведущий, который оргазмирует от самого себя, крича о патриотизме
Ничего и никого вам не напоминает?
Мур остался недоволен всеми экранизациями, начиная от «Из ада» и заканчивая «Хранителями». Лично я так и не понял его претензий. Да, первый фильм не совсем отобразил эстетику Викторианской Англии. Мур сетовал, что прическа у Деппа не соответствует эпохе. Но фильм не исторический, мне кажется, это придирки. «Хранители» и вовсе мне показался близким к оригиналу, даже по цветовой гамме. «Хранители», кстати, получили свое продолжение в виде мини-сериала, вышедшего на HBO. И он стал настоящим логическим завершением истории про неидеальных супергероев.
Мур и Миллер не единственные мэтры графических романов, которым было суждено изменить мир кино, но их комиксы стали ключевыми именно для киномира. Лицо Гая Фокса из «V — значит вендетта», фраза: «I’m The Goddamn Batman!», да и многие другие мемы вышли за пределы комиксов и телеэкрана, прочно заняв место в мировой поп-культуре.
Николай Сокиркин
Читайте также:
Все фильмы вселенной Marvel, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы вселенной DC, ранжированные от худшего к лучшему
Хранители: из комиксов на экран
Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
- facebook — facebook.com/goodkino
- YouTube — youtube.com/c/kinowar
- Instagram — instagram.com/kinowar.com.ua
- twitter — twitter.com/kinowar_com
- Telegram — t.me/kinowarcom