kinowar.com

Армия мертвецов (Army of the Dead)

Секундочку...

Очевидно, что разрыв сотрудничества со студией Warner пошел Заку Снайдеру исключительно на пользу. После череды напыщенных супергеройских эпиков режиссер вернулся к тому, с чего начинал карьеру, — к старым добрым зомби. Но взглянул на них по-новому. К тому же Снайдер, фильмы которого всегда были чрезмерно серьезными, продемонстрировал отличное чувство юмора. И заставил винтажный зомби-жанр выглядеть не только свежо, но и актуально. Единственное, что в «Армии мертвецов» осталось от эпичного Зака Снайдера, — большой хронометраж.

Должно быть, сейчас одни только снайдерфаны помнят, что дебютом постановщика был зомби-хоррор «Рассвет мертвецов», ремейк одноименной классики Джорджа Ромеро (причем снимал Снайдер по сценарию Джеймса Ганна, будущего создателя «Стражей галактики» и предстоящего перезапуска «Отряда самоубийц», в котором Снайдер значится исполнительным продюсером). Спустя почти что два десятилетия мувимейкер снова выдал зомби-мочилово, но под таким соусом, под которым ходячие мертвяки еще ни разу не были.

По сюжету спустя некоторое время после разгоревшейся в Лас-Вегасе зомби-эпидемии, вынудившей власти закрыть город на карантин и обнести стеной, загадочный наниматель японского происхождения (и японец он, судя по всему, неслучайно и, видимо, преследует цели устроить американцам второй Перл-Харбор) предлагает другому загадочному парню (который во время вспышки и зачистки перестрелял кучу оживших трупов, спас кучу народу, включая министра обороны, со слезами на глазах пробил голову собственной жене, из-за чего испортил отношения с дочерью, а теперь работает просто поваром в закусочной) собрать команду, вернуться в кишащий зараженными Лас-Вегас, пробраться сквозь толпы голодных тварей в здание казино, вскрыть сейф и унести двести миллионов долларов. В финале по плану все счастливы и богаты и улетают на вертолете в закат. Да как водится, получилось совсем не так, как задумывалось.

В прологе, который кратко и красочно объясняет, с чего все началось, ночью по трассе на подъезде к Лас-Вегасу следует военный кортежный конвой, перевозящий в контейнере некий засекреченный груз. Двое солдат переговариваются, строя гипотезы, что же за груз они везут. Возможно, Святой Грааль (и не винную чашу Христа, а останки Марии Магдалины, намекает один, любитель конспирологических теорий и романов Дэна Брауна). Или тело Амелии Эрхарт (американской летчицы, первой перелетевшей Атлантический океан, а затем бесследно пропавшей во время попытки совершить кругосветный полет). Или пришельца из Зоны 51 (привет Фоксу Малдеру). Параллельно навстречу из Лас-Вегаса выезжают счастливые молодожены, только-только совершившие брачный обряд. Пребывающая в эйфории новоиспеченная жена решает сделать приятное мужу прямо за рулем. И… бабах. В жуткой аварии все полыхает в такт виднеющимся вдалеке неоновым огням никогда не спящего города греха, а контейнер, конечно же, угрожающе открыт, и оттуда выглядывает тьма.

То, что можно было сделать отдельным полноценным фильмом (то есть процесс стремительного заражения столицы развлечений), режиссер расточительно вмещает в роскошные вступительные титры, красочные, в меру ироничные и чуть-чуть гротескные (кто помнит «Хранителей», тот знает, что титры Снайдер умеет делать на славу). И к слову об отдельных фильмах: Netflix уже анонсировал приквелы-ответвления «Армии мертвецов», из которых один будет игровым полнометражным, а другой анимационным сериалом.

Смотрите легально на MEGOGO

Если говорить об аллегориях, телезомби (засевшие на диване перед телевизором) и интернет-зомби (засевшие в соцсетях) уже широко использованы и избиты. Снайдер же остроумно и ново перекладывает понятие «зомби» на игромана, человека, сутками напролет не видящего дневного света (в казино, как известно, всегда зашторены окна) и неспособного остановиться в своей ненасытности. И пусть отсутствие дневного света – это больше про вампиров, неспособность насытиться и остановиться – это точно про прожорливых мозгоедов (опять же к слову о вампирах, на входе в оцепленную зону герои обнаруживают груды спекшихся на солнце зомбаков, которым «не хватило мозгов» спрятаться в тень от убийственных полуденных лучей беспощадного пустынного солнца Невады, но которые, и это очень смешно, оживают во время живительного дождя, будто цветочки).

Из новшеств. Во-первых, Снайдер скрестил жанры, которые ранее не скрещивались: зомби-апокалипсис, военно-спецназовский боевик и фильм-ограбление, причем жанры не существуют в кадре отдельно друг от друга, но органично симбиотируют (и если выглядит команда как коммандос, за исключением гиковского немца Дитера, то дифференциация характеров целиком соответствует принципу фильма-ограбления, где каждый чем-нибудь своеобразен и спец в каком-нибудь конкретном деле: водитель, медвежатник, здоровяк, мокрушник…). Во-вторых, придумал ходячим мертвецам новое прозвище – шаркуны (от слова «шаркать» ногами при ходьбе). В-третьих, наделил то, что обычно выглядит бездумной, тупой толпой, собственными культурой, правилами, укладом, иерархией, ранжированием (будто бы неандерталец внезапно вырос до цивилизации майя или цивилизации приматов из «Планеты обезьян»). В-четвертых, вдохновляясь, должно быть, зомби-драконом из «Игры престолов», представил зомби-тигра, которого приставил охранником к колоритной паре двух влюбленных альфа-зомби и назвал Валентином. Из классики – убить живого мертвяка по-прежнему можно лишь в голову, разворотив мозги.

В начале фильма звучит песня «Viva Las Vegas» Элвиса Пресли (причем в толпе зомби можно заметить обратившегося двойника короля рок-н-ролла), а в конце – конечно же, «Zombie» группы The Cranberries. И у Пресли в песне есть такие слова: «Я буду продолжать играть. Я немного развлекусь, даже если это будет стоить мне моей самой последней монетки. И даже если я разорюсь, я всегда буду помнить, что когда-то провел время с размахом». Именно это и делают безумные протагонисты, для которых деньги явно не главное, ну и зрители вместе с ними: проводят время с размахом.

Снайдер и сам – хороший конспиролог, очевидно верящий в теории заговора. Рифмуя зомби-пандемию с коронавирусной, он не только использует такие элементарные параллели, как вооруженные термометрами охранники (только в случае с зомби-вирусом температура не выше, а ниже нормы), но и излагает гипотезу вируса как идеального избавления со стороны властей от всех политически неугодных: иммигрантов; оппозиционеров, ратующих за аборты и равноправие («Армия мертвецов» снималась во время правления республиканца Трампа)…

Так что вдобавок ко всем прочим метафорам и подтекстам фильм Снайдера можно назвать антиправительственным. В теленовостях говорят, что президент решил уничтожить зараженный Лас-Вегас ядерной бомбой аккурат 4 июля, на закате Дня независимости в качестве праздничного фейерверка. А в сцене-диспуте про американские свободы посреди Зомбиленда звучит такой вот полилог: «Это свободная страна. – Здесь уже не Америка. – Так вот именно!». И на копии статуи Свободы, что стоит в Лас-Вегасе, возвышается, будто горгулья, она, альфа, королева армии мертвых.

Анастасия Лях

Армия мертвецов (Army of the Dead)

2021 год, США

Продюсеры: Дебора Снайдер, Зак Снайдер, Уэсли Коллер

Режиссер: Зак Снайдер

Сценарий: Зак Снайдер, Шэй Хэттен, Джоби Харольд

В ролях: Дэйв Батиста, Элла Пернелл, Ана де ла Регера, Тео Росси, Тиг Нотаро, Нора Арнезедер, Гаррет Диллахант, Рауль Кастильо, Омари Хардвик, Хироюки Санада, Маттиас Швайгхёфер

Оператор: Зак Снайдер

Композитор: Junkie XL

Длительность: 148 минут/ 02:28

Секундочку...

Комментарии