kinowar.com

Турист (The Tourist)

Зачекайте, будь ласка...

Этот мини-сериал с Джейми Дорнаном – как если бы «Фарго» Коэнов перенесли из северных штатов Америки в австралийскую пустыню. В нем есть все, что только можно пожелать. И черная комедия, и трагикомедия, и немного психологической драмы без пережима, и приключенческий триллер, и криминальное роуд-муви, и детективная головоломка, и даже немного экстраординарной романтики.

На фоне уникальных пейзажей бескрайних австралийских пустошей на задворках цивилизации, этих бесконечно желтых «постапокалиптических» рельефов, безымянный протагонист с полной амнезией (который понятия не имеет, хороший он парень или плохой; что натворил, будучи при памяти, и какие чувства испытывал; и зритель точно так же пребывает в неведении до самого финала) подобно Джейсону Борну или, что скорее, Леонарду Шелби из культового нолановского инди-триллера «Помни» раскручивает в обратном порядке тайну произошедших с ним событий, пытаясь добраться до отправной точки (но в отличие от персонажа Гая Пирса, у которого работала лишь кратковременная память, ему не нужно писать записки-подсказки самому себе каждые пять минут, а нужно лишь, всего-навсего, восстановить по кусочкам целую свою жизнь до аварии).

Примечательно, что австралийская пустыня, которую обычно используют как декорацию буквального постапокалипсиса («Безумный Макс», «Ровер»), здесь служит эдаким выразителем постапокалипсиса фигурального, личного постапокалипсиса главного героя, который, если считать потерю памяти концом личного света, пытается жить и выживать после своего маленького частного светопреставления.

Шестисерийное шоу начинается как ремейк «Дуэли» Стивена Спилберга. На пустой трассе, окруженной выжженными палящим солнцем равнинами, маленькую легковушку агрессивно преследует монструозная фура с «невидимым» водителем, воплощение злого рока, трансцендентального гнева, инфернального насилия. Но эта красочная отсылка к полнометражному дебюту великого голливудского мэтра – всего лишь пролог. Грузовик таки догоняет жертву и беспощадно таранит. Легковушка слетает с дороги и переворачивается. Герой Дорнана приходит в себя в больнице, но оказывается совершенно не в себе. Даже имени не помнит, ровным счетом ничего, чистейший лист. Известно лишь, исходя из акцента и, вероятно, совершенно неподходящей для данной местности белой кожи, что он – ирландец, то есть нездешний, то есть турист (и понятно, оказаться он может кем угодно: вором, убийцей, путешественником, авантюристом или безобидным коммивояжером, как герой «Дуэли», или же вообще бухгалтером).

Дальше, вооружившись одной только найденной в кармане запиской, подозрительно рьяной помощью одной очень симпатичной официантки и несколько назойливой доброжелательностью одной стеснительной толстушки (констебля-стажера, что рвется быть настоящим копом и попутно переживает и пытается преодолеть вагон личных комплексов, включая неуважение и нелюбовь к самой себе, навязанные ее ущербным женихом, который низменно стремится подавлять того, кто еще более ущербен), протагонист (и зритель вместе с ним) пускается в воронку странных и порой шокирующих, и пугающих загадок, среди которых мягкая игрушка с кнопочным мобильным внутри, звонок от закопанного в землю человека, один очень рассерженный грек и напоминающий Антона Чигура (опять же отсылка к Коэнам) садист-социопат-ковбой-преследователь в шляпе и начищенных казаках, в лучших традициях фрейдизма и фэбээровского профайлинга зацикленный на маме (сочный и по-настоящему, пусть и в чернокомедийном ключе, наводящий страх и трепет образ, созданный исландским актером Оулавюром Дарри Оулафссоном, просто обязан пополнить списки лучших экранных злодеев).

Смотрите легально на MEGOGO

Как и расположенный в Северной Дакоте Фарго, маленький австралийский городок, в котором никогда ничего не происходит, тихий, провинциальный, бесхитростный и наивный, где горожане смотрят целыми днями реалити-шоу, пока за окнами периодически бушуют песчаные бури (а в Северной Дакоте, должно быть, нередко случаются бури снежные), неожиданно становится вместилищем для приезжих душегубов да фриков и эпицентром кровавой бани.

И ход с амнезией, и зацикленность убийцы-социопата на маме легко могут сойти за клише. Но в «Туристе» любые кажущиеся штампы обыгрываются нетривиально и увлекательно (примечательно, что в сериале «Крах» Дорнан и сам играл маньяка с эдиповым комплексом), негрубо, но филигранно, остроумно, чуть гротескно и элегантно (так, тревожно вежливый и любезный громила-ковбой, общаясь с медсестрой, говорит «Моя мать была медсестрой. Важная у вас профессия»; общаясь с парковщицей, аналогично замечает «Моя мать работала на парковке. Нужная у вас профессия»; общаясь с констеблем, опять же учтиво и угрожающе галантно вставляет «Моя мать была полицейским. Благородная у вас профессия»). И точно так же шаблонная на первый взгляд романтическая линия причудливо изворачивается и в итоге оборачивается твистом, что смело, вольготно и либерально противоречит установленным киношным законам и правилам.

Джейми Дорнан, благо, на космическое расстояние оторвался от своей карьерной ошибки под названием Кристиан Грей и теперь не вызывает ни малейших ассоциаций ни с глупым сусальным образом, ни с нелепой трилогией. В «Туристе» он ладно комбинирует брутальность и рыцарство, бывалость и фигуральную девственность своего загадочного персонажа-ноунейма и заставляет нас, зрителей, безусловно симпатизировать протагонисту и в то же время постоянно гадать, злодей он в действительности или герой.

Анастасия Лях

Турист (The Tourist)

2022 год, Австралия/ Великобритания/ США

Продюсеры: Кристофер Эйрд, Эндрю Бенсон, Томми Балфин, Эшли Нотт, Катриона Рентон, Анника Шмидт, Лиза Скотт, Крис Суини

Режиссеры: Крис Суини, Дэниел Неттхейм

Сценарий: Хэрри Уильямс, Джек Уильямс

В ролях: Джейми Дорнан, Даниэль МакДональд, Олафур Дарри Олафссон, Шалом Брюн-Франклин, Дэймон Херримэн, Алекс Димитриадис, Алекс Цицопулос, Тони Николакопулос, Виктория Харалабиду, Нэйтан Пейдж, Камиль Эллис

Операторы: Бен Уилер, Джеффри Холл

Композитор: Доминик Шеррер

Зачекайте, будь ласка...

Відгук про серіал Турист (The Tourist)

Коментарі