kinowar.com

Все фильмы Стива Маккуина

режиссер Стив Маккуин

Его считают открытием современного кинематографа и претендентом на звание главного британского режиссера современности. На ранней стадии карьеры Маккуин стал знаменит благодаря таланту художника. До своего первого полнометражного фильма он успел снять семь короткометражных картин: «Медведь», «Пять легких пьес», «Прямо над моей головой», «Сцена», «Исход» и «Бесстрастное лицо». Последняя работа в 1999 году принесла режиссеру престижнейшую премию Тернера, которую присудило жюри во главе с директором знаменитых  галерей Тейт – сэром Николасом Серотой.

После успеха с короткометражками Стив решил попробовать себя в полном метре, тем более что сам он не видит  особой разницы между ними: «Мои инсталляции и кинокартины – суть одно и то же. Я чередую кино и арт-проекты, но все они расцветают на одной почве и питаются одними идеями». Для всех его работ характерна ясность мышления. Стив хорошо знает, что хочет сказать, и умеет найти средства выражения для своих мыслей, такие как драматургическая основа, темп повествования, актерский состав. Зрителю даже не обязательно знать исторический или социальный фон, его фильмы устроены так, чтобы любой внимательный человек в состоянии прочувствовать рассказанную историю.

В 2019 году кинокритики The Guardian составили список 100 лучших фильмов XXI века. Второе место заняла эпохальная драма «12 лет рабства» Маккуина. В этот рейтинг вошли фильмы режиссеров, отличающихся оригинальными решениями в художественном плане и новаторскими технологиями съемок. Неудивительно, что его фильм стоит на втором месте, ведь Стив — прежде всего художник, а уже потом кинорежиссер.

«12 лет рабства»

2020 год внес свои коррективы и в мир кино. К сожалению, не смог состояться Каннский кинофестиваль, на который в этом году было подано более 2 000 кинолент. Из них жюри отобрало 56 полнометражных фильмов, которые пусть и не будут показаны в торжественной обстановке, но выйдут в прокат с лейблом фестиваля – знаменитой пальмовой ветвью. Один из режиссеров, чью работу с нетерпением ожидали любители кино – Стив Маккуин, и сразу два его фильма вошли в число тех отобранных 56 работ – «Мэнгроув» и «Камень влюбленных». Уникальный случай в истории кинофестиваля.

Эти киноленты — часть нового проекта режиссера под общим названием «Топорик». По словам Маккуина, название всей антологии – цитата из песни Боба Марли: «Если ты – большое дерево, то мы – маленький топорик». В центре каждого из шести фильмов будет своя история  — реальная или вымышленная, действие которой будет происходить в вест-индийском сообществе Лондона конца шестидесятых — начала восьмидесятых  годов прошлого века. «Мэнгроув» рассказывает о реальной  истории «мэнгроувской девятки» и суде, который состоялся в 1970 году. «Камень влюбленных» — вымышленная история любви, произошедшая на фоне блюзовой вечеринки восьмидесятых. «Я посвящаю эти фильмы Джорджу Флойду и всем темнокожим, которые были убиты, явно или незаметно, по причине того, каковы они есть, в США, Великобритании и повсюду»,— сказал Стив Маккуин. Британского режиссера нельзя заподозрить в конъюнктуре, ведь на протяжении всего творческого пути он последовательно говорит со зрителем о социальном неравенстве и все еще неизжитом расизме, все его фильмы тому прямое доказательство.

В этой статье kinowar.com предлагает вспомнить или же открыть для себя фильмы одного из лучших режиссеров современности — Стива Маккуина.

Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект

12 лет рабства (12 Years a Slave

12 лет рабства (12 Years a Slave, 2013, IMDb 8,1)

Третий, и на данный момент самый известный и коммерчески успешный фильм Маккуина. Кинолента принесла Стиву три статуэтки «Оскар», одна из которых за лучший фильм года. Картина снята по автобиографической книге Соломона Нортопа.

Середина XIX века, время, когда северные штаты отказались от рабовладения. Соломон (Чиветел Эджиофор) – муж, отец, музыкант и свободный человек из пригорода Нью-Йорка отправляется подзаработать в Вашингтон и оказывается жертвой похитителей людей. В итоге его переправляют на юг, где герой киноленты становится рабом на плантациях. Дальнейшие события исчерпывающе изложены в самом названии киноленты и состоят из тягот и лишений, угроз, побоев и каторжного труда.

Ограничение свободы, умышленное или по своей вине  — важная тема для Стива Маккуина, присутствующая во всех его кинолентах. В «Голоде» герой Майкла Фассбендера был лишен свободы за идею. В «Стыде» все тот же актер оказался заложником своего тела, постоянно нуждающимся в новых телесных ощущениях. Для фильмов Маккуина это как заряд энергии, равно как и Майкл Фассбендер – важная часть кадра. И стоит заметить – как актер, он великолепен: везде разный, но неизменно харизматичный и убедительный в своей роли. Добавили реализма киноленте и другие исполнители, такие как Бенедикт Камбербэтч, Брэд Питт, Сара Полсон и  Пол Джаматти. В картине каждый эпизод кричит об ужасе и бесчеловечности унижения одним человеком другого из-за цвета кожи. Маккуин пошел по пути откровения и жестокости, максимально стараясь воссоздать то, как это было в реальности. То, что история биографична, заставило режиссера по иному подойти к технике работы над фильмом, многие сцены были сняты одним дублем, длинными планами одного ракурса. Стив смог снять так, что локальная история одной страны эхом отзывается в сердцах жителей других стран, вызывая сочувствие и сопереживание главному герою.

Это один из самых сильных фильмов о рабстве за последние годы. Маловероятно, что вы сможете быстро забыть сцены, где повешенный Соломон несколько часов борется за свою жизнь, а люди видя это, проходят безучастно мимо, или когда главный герой подхватывает «Roll Jordan Roll» вместе с другими рабами. Помимо сюжета, у фильма потрясающий визуальный ряд, наполненный метафорами и красивыми пейзажами. Видеоряду помогает аудио, где звучащие на низких нотах песни перекрывают молитву, звон цепей сковывает сердце, а свист плетки, рассекающей воздух, оставляет мороз на коже.

Этими 12 годами ада, которые показаны на экране, режиссер напоминает нам о том, что все имеет две стороны, и, избивая кого-то, вы точно так же калечите в эмоциональном плане и себя. А эта тема актуальна для любой страны, вне зависимости от того, было ли в ней рабство или нет.

 

Голод (Hunger, 2008, IMDb 7.6)

Голод (Hunger, 2008, IMDb 7.6)

В основе дебютного фильма Маккуина лежит реальная история борьбы ирландцев против английской политики в эпоху правления Маргарет Тэтчер. Участники Ирландской республиканской армии попадают в тюрьму, но продолжают бороться. Их требования просты – носить свою, а не тюремную одежду и называться политическими заключенными, а не преступниками. Сначала они пытаются добиться своего через отказ от принятия душа, нежелания стричься и обмазывания стен грязью. Их насильно моют, стригут и жестоко избивают, не давая при этом необходимого статуса. Когда моча и грязь не срабатывают, ирландцы во главе с лидером Бобби Сэндсом (Майкл Фассбендер) решают начать голодовку.

В одном из интервью, Маккуин сказал: «Я просто хотел понять, что стоит на кону. Почему нужно довести себя до черты таким способом – максимально болезненным – за свои убеждения? Как далеко надо зайти?»  Это то, что в первую очередь интересовало режиссера и то, что нашло отражение в его «Голоде». Естественно, в истории достаточно других примеров гибели во имя идеи, с куда более глубокой моральной подоплекой, но благодаря таланту режиссера и сильной игре Майкла Фассбендера, случай Бобби Сэндса в итоге обретает необходимую глубину, где отсечено все лишнее, включая и вопросы о деятельности бойцов ИРА.

«Голод» Маккуина немногословен, тяжел для восприятия и местами жесток. Разделив фильм на три части, в каждой из них режиссер создает логически завершенные сцены противостояния между заключенными и надзирателями. Затяжные минуты молчания сменяются актами провокации и последующими за этим избиениями, а между ними – совершенные мизансцены настоящего художника. Фильм полон экстремальной натуралистичности, для этого Фассбендеру пришлось сбросить 12 килограмм веса. Бескомпромиссно и впечатляюще, в маленьких  измазанных дерьмом камерах на наших глазах происходит становления духа. Маккуин доводит человека до предела возможностей, перерабатывая телесное в духовное. Раны здесь становятся символами мученичества, а обнаженное тело — метафорой независимости и свободы.

Фильм получил «Золотую камеру» Каннского кинофестиваля 2008 года, как лучший дебют и аналогичную премию европейской киноакадемии, плюс десяток других наград, сделав Стива Маккуина одним из самых многообещающих режиссеров современности.

 

Стыд (Shame

Стыд (Shame, 2011, IMDB 7.2)

Замкнутый, умный и красивый Брендон (Майкл Фассбендер) живет один в шикарной квартире в Нью-Йорке. Он обеспечен и  имеет хорошую работу, на которую не обязательно приходить вовремя. Казалось бы, все идеально, но есть одна деталь, которую он скрывает от своих знакомых и коллег — на его компьютере полно порнографии, а зарплату он тратит на секс-услуги. Брендон боится эмоциональной привязанности, поэтому покидает своих партнеров, как только чувствует, что может к ним привязаться. Ситуация осложняется с внезапным появлением в его белоснежной квартире младшей сестры Сисси (Кэрри Маллиган), крашеной блондинки с изрезанными запястьями,  у которой все с точностью до наоборот: денег нет, жилья нет, есть лишь потребность в любви и эмоции, бьющие через край.

Маккуин в своем фильме пишет портрет современного поколения, показывая зрителю героя,  личная жизнь которого строится вокруг порножурналов, телефона с номерами проституток и ноутбука, где можно смотреть стриптиз онлайн. Никаких привязанностей или обязательств. В этом фильме максимально чувствуется, что Маккуин прежде всего художник. Его абсолютно не смущает обнаженная натура: не вызывает же скульптура Давида Микеланджело ассоциаций с фотографиями из эротических журналов. Он снимает кино исходя из такого же принципа. Камера следует за Фассбендером, демонстрируя не только обнаженную красоту совершенного тела, но и актерскую мощь на пределе возможностей. В его глазах море эмоций — противоречивых, сильных и раздирающих душу Брендона. Его герою веришь и проникаешься духом фильма, с длинными красивыми кадрами, такими как молчаливая сцена в метро, где эмоций больше чем в любой надрывной мелодраме, полной диалогов. Стив Маккуин снял настоящую драму: сильную, откровенную, местами шокирующую, заставляющую думать. Фильм хорош не только великолепной режиссурой настоящего художника и потрясающей актерской работой, он силен самой идеей, опустошающей и осушающей. Пустота и безысходность. И открытый финал…

Кинолента учувствовала в конкурсе 68-го Венецианского кинофестиваля, и была отмечена призом за лучшую мужскую роль. Помимо этого фильм получил множество других кинонаград.

 

Вдовы (Widows

Вдовы (Widows, 2018, IMDb 6.9)

За основу фильма Стив Маккуин взял сюжет одноименного британского сериала 1983 года. Вместе с Гиллиан Флинн, автором книг «Острые предметы» и «Исчезнувшая», он переписал оригинальный сценарий и перенес действие из Лондона в Чикаго.

Группа взломщиков во главе с Гарри Роулингсом (Лиам Нисон) крадет пару миллионов у  гангстера Джамала Мэннинга (Брайан Тайри Генри), который собирается баллотироваться в муниципальные депутаты. Его противником выступает потомственный политик Джек Маллиган (Колин Фаррелл), нуждающийся  в деньгах на избирательную кампанию. Во время операции преступников блокирует спецназ, и они вместе с награбленным красиво взлетают на воздух, оставив своих жен самостоятельно решать возникшие после их смерти проблемы, которых оказалось не мало. К Веронике Роулингс (Виола Дэвис) приходит драгдилер, требующий вернуть  Мэннингу долг ее мужа. Элис Ганнер (Элизабет Дебики) находится в ужасной финансовой ситуации, а Линда Перелли (Мишель Родригес) в любой момент может лишиться своего магазина и средств на жизнь для всей семьи. Чтобы разобраться со всеми трудностями, женщины решают пойти по пути своих супругов и организовать ограбление, а так же выяснить, кто подставил их мужей и отомстить им.

Для режиссера это следующий проект после успеха его «12 лет рабства». Остаться на уровне – задача сложная, которую многие режиссеры успешно провалили в то или иное время. Но Маккуин с ней справился с присущей ему элегантностью. В этот раз он не стал завышать планку, а ограничился тем, что снял жанровое кино — криминальный триллер, в котором присутствует все то, что нужно для этого жанра: мрачная атмосфера, насилие и неожиданные сюжетные повороты. «Вдовы» получились максимально кинематографичными, без малейшего намека на визуальную концептуальность, которая характерна для ранних работ режиссера. Но вместе с этим, фильм максимально далек и от мейнстрима, и является, по сути, триллером со смыслом. С присущей ему бескомпромиссностью, Маккуин исследует положение женщины в современном обществе.

«Вдовы» лишь на поверхности разыгрывают детективную интригу, на самом деле речь идет об экзистенциальном конфликте. О женщинах, припертых к стенке и только поэтому вынужденных применять силу. Все фильмы режиссера отчасти об этом, в них слабый неизменно бросает вызов сильному. При этом герои Маккуина — не романтизированные мстители в духе Квентина Тарантино, а наоборот, часто небезупречные и необаятельные люди, которых раздирают внутренние противоречия и демоны. Кинолента полна животной энергии, не дающей свети все к банальной схеме фильмов своего жанра. В этом большая заслуга композитора Ханса Циммера и постоянного оператора Маккуина — Шона Боббита. Но прежде всего это стало возможно благодаря руке мастера, режиссера, брутальный стиль которого лишен морализаторства, а любые выводы из фильма зрителю предлагается сделать самостоятельно. Во «Вдовах» нет ложной надежды на торжество справедливости, зато есть честность.

Ира Дробот

Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект

Читайте также:

Все фильмы Дени Вильнёва

Все фильмы Квентина Тарантино

Все фильмы Дэвида Финчера

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:

Комментарии