Этот очень простой и в то же время очень глубокий мультфильм, взрослый и вместе с тем такой, который можно прописывать подрастающему поколению в качестве лекарства от неверных жизненных ориентиров, – притча о самом главном: о счастье, гармонии и отсутствии одиночества, о рождении и смерти, о трудностях, поиске и ожидании, о борьбе и готовности начать сначала, о пути человека от точки до точки, в котором нет ничего важнее попутчика.
Шторм. В бушующем океане тонет человек, пытаясь ухватиться за корму перевернутой деревянной лодки. Суровые, неуемные волны разбивают суденышко в щепки и выбрасывают измученного стихией, бездыханного мужчину на берег. Он приходит в себя, кричит, зовет на помощь, но на острове никого нет, кроме неуклюжих маленьких крабов, быстро перебирающих клешнями по белесому сыпучему песку и смываемых накатывающейся лазурной волной в океан… Так проходят дни. Много дней. Одежда превращается в лохмотья, растет борода. В надежде покинуть необитаемый остров, мужчина строит плот и раз за разом спускает его на воду, но успевает едва отчалить от берега, как кто-то большой и настырный, скрывающийся под толщей бирюзовой воды, разбивает плод его стараний вдрызг, словно не хочет отпускать, будто стремится поведать некую тайну и истину, неведомую герою. И так снова и снова, снова и снова, пока не доводит несчастного робинзона до гнева и отчаяния. Этот кто-то – большая красная черепаха, которой однажды суждено превратиться в красивую рыжеволосую женщину и скрасить чужое невыносимое одиночество.
За производство мультфильма в ответе легендарная японская анимационная студия Ghibli, основанная гуру аниме Хаяо Миядзаки, совместно с Францией и Бельгией. И в технике рисунка, простой, схематичной и одновременно натуралистичной, живой, чувствуется традиция как японской, так и европейской мультипликации, столь непохожая и столь далекая от традиции голливудской. И эта простота и глубина визуальная абсолютным образом рифмуется с простотой и глубиной сюжетной, с полным отсутствием слов на экране, выразительной музыкой и седативными, ласкающими слух природными звуками.
Помимо общеизвестной мудрости и долголетия черепаха во многих древнейших культурах символизирует начало сотворения мира, слияние неба и земли. В большинстве трактовок и интерпретаций она является ночным, лунным и, конечно же, водным знаком и помимо прочего олицетворяет женское начало. Неслучайно в мультфильме много лунных пейзажей и ночных сновидений, неслучайно каждое мгновение перед героем открывается горизонт, где небо встречается с океаном, колыбелью жизни нашей планеты. И естественно, неслучайно черепаха обращается в женщину: женщину-спутницу, женщину-мать, женщину-красоту и женщину-жизнь.
У Хаяо Миядзаки в «Рыбке Поньо на утесе» спасенная мальчиком рыбка в зеленом ведерке трансформировалась в настоящую девочку. С одной стороны, это была своеобразная аллюзия на «Русалочку» Андерсена, с другой – совершенно новое истолкование метаморфозы. Полудевочка-полурыба ничего не лишалась и не страдала ради любви, чтобы быть в итоге преданной, нелюбимой, покинутой и развеянной по волнам, но наоборот, приобретала совсем новое ощущение и получала в дары заветного попутчика, того, с кем делилась своим знанием и своим волшебным миром.
Смотрите легально на MEGOGO
Собственно, получить в дары попутчика или попутчицу – и есть главный смысл. Как посадить дерево, построить дом и вырастить сына. Черепаха вдобавок ко всему символизирует дом, жилище, всегда носимые с собой уют и крепость. Герой «Красной черепахи» получил в дары спутницу, вырастил сына, обрел дом и семейный очаг среди моря деревьев, песка и воды, среди тишины и гармонии; справился с минутой отчаяния, осознал ошибки, поборол невзгоды и прожил полноценную, счастливую жизнь. А что еще нужно?
Анастасия Лях
Красная черепаха (La tortue rouge)
2016 год, Франция/ Бельгия/ Япония
Продюсеры: Паскаль Кочето, Венсан Мараваль, Грегуар Сорлат
Режиссер: Майкл Дадок де Уит
Сценарий: Майкл Дадок де Уит, Паскаль Ферран
Композитор: Лорен Перез
Длительность: 80 минут/ 01:20