Очень смешно, очень душевно, очень по-простому, по-семейному, чуть по-детски, без претензий, без излишнего драматизма, без спасения мира, без суперзлодея. На этот раз Marvel предложила зрителю не просто захватывающий фантастический мир хороших и плохих суперсил, но мир немножко игрушечный, сказочно-бытовой, мир гигантов и малышей, увеличенных насекомых и уменьшенных людей; мир, в котором пластиковый «выдаватель» конфет Hello Kitty превращается в массивное, но не смертельное оружие; мир, который рисует бурное и доброе воображение ребенка, несмотря на все эти взрослые разговоры про квантовую физику.
«Почему у вас в каждом предложении слово «квантовый»?» – недоумевает воришка Скотт Лэнг (Пол Радд), чувствующий себя абсолютным бревном в мире чрезмерно умных ученых.
Сразу надо сказать, что события «Человека-муравья и Осы» разворачиваются не после «Войны бесконечности», а до нее, максимум параллельно с ней, и совсем обособлено. В «Войне бесконечности» упоминается, что Лэнг отбывает домашний арест из-за того, что нарушил закон, встав на сторону Капитана Америка в споре с Железным человеком и правительством из-за Соковианских соглашений. Собственно, якобы из-за домашнего заключения он и не смог прибыть на помощь Мстителям в борьбе с Таносом.
В действительности же у Человека-муравья в родном Сан-Франциско была куча своих проблем, так что он и не заметил, как Нью-Йорк пал от рук титана и его черной свиты. Так чем же был занят Лэнг, пока другие супергерои спасали, да не спасли половину вселенной? Он помогал Хэнку Пиму (Майкл Дуглас) и Хоуп ван Дайн (Эванджелин Лилли) вытащить Джанет (Мишель Пфайффер), жену Пима и мать Хоуп, из субквантового измерения, где та застряла на целых тридцать лет. Чтобы проложить квантовый коридор в мир, где потерялась Джанет, Пим выстроил целую лабораторию со множеством сверхумных и сверхсложных примочек, которую уменьшил до размеров дорожного чемодана на колесиках, чтобы всегда носить (вернее возить) с собой. Но оказалось, что за лабораторией давно ведется охота.
Казалось бы, в фильме целых четыре претендента на роль злодея. Это и агент ФБР (Рэндолл Парк), который жаждет поймать Лэнга на горячем, то есть на нарушении условий домашнего ареста. Это и нечестный бизнесмен Санни (Уолтон Гоггинс), который исключительно в целях коммерции намеревается выкрасть лабораторию Пима, потому что «за квантовой физикой – будущее» (и большое бабло). Это и физик-ученый Билл Фостер (Лоренс Фишберн), он же Голиаф, бывший коллега Пима, который много лет назад рассорился с ним, не поделив изобретательские амбиции. Наконец это загадочный Призрак (или Баба-Яга – опять же отсылка к сказочной классике) – скрытое плотным костюмом существо, тело которого состоит из постоянно распадающихся и восстанавливающихся клеток, а следовательно, исчезает и появляется, будто привидение.
Смотрите легально на MEGOGO
Но в итоге «Человек-муравей и Оса» оказался первым фильмом Marvel без выраженного антагониста. Агент ФБР – немножечко шут и простофиля, готовый простить Лэнгу все его нарушения, если тот рассекретит суть фокуса с исчезновением (в рукаве) игральной карты. Санни – вроде не дурак, но на полномасштабное злодейство никак не тянет, да и опять же персонаж это комический, а не серьезный, который пытает жертву не металлическими щипцами, а сывороткой правды (вот тут ярче всего показано ироничное единение науки и сказки, склоняющееся в сторону сказки: «злодеи» упрямо не хотят называть свой эликсир сывороткой правды, потому что сыворотки правды в реальном взрослом мире не существует, но когда сами выпивают зелье, то признаются, что это таки сыворотка правды).
Голиаф оказывается никаким не завистником, а человеком, который по-отцовски посочувствовал сироте с неизлечимой болезнью (тут немножечко драмы). А Призрак оказался не существом, а девушкой, озлобленной на весь мир из-за того, что вынуждена ежеминутно испытывать боль (еще немножечко драмы).
То есть одни злодеи смешат, другие вызывают сочувствие. И никаких амбициозных, пафосных планов по уничтожению мира, порабощению человечества, захвату галактик и тому подобного. И отсутствие зла в данном контексте абсолютно уместно: ведь это исключительно доброе, по-настоящему диснеевское кино, продвигающее семейные ценности, дружбу, взаимовыручку, любовь и заботу о детях, любовь и гордость за родителей, сострадание, помощь ближнему и прочие гуманные вещи.
До выхода «Человека-муравья и Осы» самым беззаботным, легкомысленным, ребяческим фильмом Marvel был «Человек-паук: Возвращение домой». Но сорокалетний Скотт Лэнг, кажется, переплюнул школьника-подростка Питера Паркера. А вообще эти супергерои поразительно похожи: они словно молокососы, которых ребята постарше приняли в свою крутую компанию, молятся на кумира (будь то Стив Роджерс или Тони Старк), немного заискивают перед ним, хотят выслужиться, получить одобрительный хлопок по плечу и отхлебнуть поощрительного пива из той же банки, к которой прикасался идол. И кстати, оба фильма по-доброму высмеивают непоколебимый авторитет Кэпа.
«Эй, шкет, бутрики слопал?» – издевается герой Майкла Дугласа, когда Скотт из-за неполадок с регулятором размера в костюме уменьшается до размеров заморыша-первоклашки (ну, такого, над которым глумятся все более громоздкие одноклассники).
Словом, шутят здесь все (кроме Бабы-Яги, ей по статусу не положено). Но больше всех персонаж Майкла Пеньи, который снова за главного клоуна. И кстати, если вы вдруг не видели первого «Человека-муравья», то этот парень с завидной экспрессией, испанским акцентом (и чуток субъективным взглядом на вещи), так сказать в лицах расскажет вам краткое содержание предыдущих серий в лучших традициях мексиканской мыльной оперы.
А если вы все же остро нуждаетесь в драме (и в привязке к «Мстителям»), то непременно дождитесь окончания титров. И окончания вторых титров: коль уж обламываться, то всем вместе и с музыкой.
Анастасия Лях
Человек-муравей и Оса (Ant-Man and The Wasp)
2018 год, США/ Великобритания
Продюсеры: Стэн Ли, Чарльз Невирт, Кевин Файги, Луис Д’Эспозито, Виктория Алонсо, Ларс П. Уинтер, Стивен Бруссар, Митчелл Белл
Режиссер: Пейтон Рид
Сценарий: Пол Радд, Гэбриел Феррари, Ларри Либер, Эндрю Баррер
В ролях: Майкл Дуглас, Пол Радд, Лоренс Фишбёрн, Мишель Пфайффер, Майкл Пенья, Эванджелин Лилли, Джуди Грир, Уолтон Гоггинс, Ти-Ай, Рэндолл Парк, Давид Дастмалчян, Ханна Джон-Кэймен
Оператор: Данте Спинотти
Композитор: Кристоф Бек
Длительность: 125 минут/ 02:05
Коментарі закрито.