Гай Ричи – фигура уникальная. Появился из ниоткуда, ушел в никуда, был женат на Мадонне, восставал из пепла и разбивал надежды. В итоге, он даже не будет снимать третьего “Шерлока Холмса”. Кто он вообще такой, без своего костюма (“Большого куша”)?
Профессионал, инноватор, уверенный последователь лучших умов в режиссуре и автор многих самых памятных моментов в истории кино последних двадцати плюс лет. Сегодня мы будем ранжировать его фильмы от худшего к лучшему. “Худший” фильм в данном случае вовсе не означает “плохой” (хотя и такое может быть, мы все обсудим ниже по тексту). Просто это означает, что он слабее тех, которые идут выше в списке – разумеется, по нашему глубоко субъективному мнению. При этом совершенно очевидно, что очень многим режиссерам уровень худшего фильма Гая Ричи покажется недосягаемой планкой (особенно, если рассматривать чисто технические аспекты съемки).
Итак, kinowar.com представляет все фильмы режиссера Гая Ричи, ранжированные от худшего к лучшему.
10. Унесенные (Swept Away) 2002
Тут никто и спорить не будет, правда? Однозначно и неоспоримо худший фильм Гая Ричи. И в данном случае без лишних реверансов можно будет спокойно сказать – плохой фильм. Просто Ричи был женат на Мадонне, и ему нужно было снять кино с ней в главной роли. Очень часто отношения в богемной среде именно так и работают. Поймите правильно, мы не против творческих союзов – можно легко вспомнить сразу с десяток успешных творческих тандемов “режиссер – актриса” или “сценаристка – актер”. Но в данном случае такая связь вышла боком (и что самое печальное, доминирование Мадонны, похоже, в итоге не лучшим образом сказалось и на самом браке).
Если вы не смотрели – не стоит убеждаться в нашей правоте. У всех бывают свои провальные работы, ничего страшного в этом нет. Но и тратить время на них не нужно.
9. Револьвер (Revolver) 2005
А вот тут споры начнутся. Наша позиция – режиссер решил поиграться в интеллектуальное кино, и у него не получилось. Непонятные связи между нагромождением сюжетных линий, избыток визуальной эстетики, которая ничего не означает, пафос и игра в высоколобость. Но всегда есть другая часть аудитории, которая говорит, что “вы просто ничего не поняли” и наслаждается картиной. И мы полностью поддерживаем их право на заблуждение – каждый может ошибаться.
Из позитивного стоит отметить роскошную работу оператора и монтажера (и самого Ричи в техническом аспекте), поскольку ряд сцен вызывает исключительно восхищение. Падение с лестницы в суперзамедленной съемке, бутылка, прикрывающая пространство между ног знойной девушки и прочие отдельные фрагменты фильма – это истинное наслаждение для синегурманов. Отдельно отметим финальный ход (хотя допускаем, что не все могли его видеть, да и вообще, это могла быть неисправность в отдельно взятом кинотеатре): после финального действия персонажа Рэя Лиотты в самом конце самой последней сцены (не будем говорить, какого именно действия, чтобы не спойлить) экран моментально гас, а свет в зале в ту же секунду вспыхивал в полном объеме. Повторимся, возможно, это была неисправность (черт его знает, мы может и куска фильма не увидели из-за этого), но смотрелось это чертовски круто.
Отдельное спасибо за две вещи для Джейсона Стэтхэма: 1) волосы; 2) единственную в его карьере роль, где он играет другую роль, не такую, как во всех остальных фильмах, где он играет какую-либо роль. Но даже с учетом всех этих позитивных моментов – фильм совершенно не удался.
8. Меч короля Артура (King Arthur: Legend of the Sword) 2017
Здесь тоже будут споры, но уже менее ожесточенные. Даже те, кому “Король Артур” понравился, вряд ли будут его относить к лучшим фильмам режиссера. И даже при позитивном отношении к этой картине все равно придется признать, что она проходная.
Наше отношение еще хуже: мы считаем этот фильм откровенно слабым. Ричи не удалось воссоздать атмосферу “Карт, денег и Большого Куша” в декорациях средневековья. Несмотря на приличный бюджет и классных актеров (чего стоит Джуд Лоу в роли злодея), кино получилось пресным, предсказуемым, совершенно не интригующим. В стартовой части были какие-то намеки на “бандитский Лондон” а-ля первые фильмы режиссера, но все это мелькнуло и растворилось в постном переложении старой легенды. Как всегда, к технической стороне съемок нет никаких вопросов, но искры вдохновения не наблюдалось. Кассовый провал фильма был более, чем предсказуем. В какой-то момент даже казалось, что отсюда карьера режиссера уже неминуемо пойдет вниз по наклонной.
7. Агенты А.Н.К.Л. (The Man from U.N.C.L.E.) 2015
“Королю Артуру” предшествовал “Агенты А.Н.К.Л.”, который многие ожидали с тревогой. Во-первых, это перезапуск старой концепции (во время, когда холодная война идет уже в совсем другом формате), а во-вторых, сама идея смотрелась слишком легковесной и комиксной. Вопреки всем страхам, фильм вышел весьма толковым, динамичным и интересным для просмотра. Есть только одно “но”: после просмотра ты его мгновенно забываешь, да и в рекомендации друзьям вряд ли поставишь. Нечто аналогичное вышло и со сборами фильма – вроде бы не провал, но и похвалиться особо нечем. Соответственно, сиквел, который активно анонсировался в финале картины, так и не состоялся (хотя, чем черт не шутит). Для рядового режиссера средней руки этот фильм стоял бы на лучших местах в портфолио, но с учетом уровня ожиданий от Гая Ричи, в зависимости от настроя зрителя он получил оценку от “нормально” до “можно было не смотреть”. И хотя мы настроены по отношению к этой работе достаточно позитивно, в категорию серьезных удач также ее не занесем.
История вращается вокруг вынужденной дружбы двух заклятых врагов, суперагентов, неубиваемых шпионов ЦРУ и КГБ. Сначала они пытались убить друг друга (безуспешно), а потом страны объединяются перед общей ядерной угрозой, заставляя эту парочку работать вместе. Сначала все идет наперекосяк (как всегда в фильмах такого типа), но затем дуэт становится непобедимым. К тому же, им помогают две очаровательные, но смертоносные помощницы.
Генри Кавилл, Арми Хаммер, Алисия Викандер и Элизабет Дебики в главных ролях, а также Хью Грант и блеснувший недавно в “Чернобыле” в роли Легасова Джаред Харрис. Легкое развлекательное кино хорошего уровня, не являющееся, тем не менее, обязательным для просмотра.
6. Аладдин (Aladdin) 2019
Итак, после “Артура” и “Агентов”, с учетом невыдающихся, а то и провальных сборов, а также с учетом не то чтобы восторженных отзывов зрителей, перед Ричи замаячила перспектива ухода либо на покой, либо во второй дивизион. Что было бы крайне печально, с учетом его былых заслуг и нераскрытого полностью потенциала. И тут на помощь пришел Disney.
Да, можете смеяться сколько угодно (или недовольно фыркать), но Disney стал началом ренессанса режиссера Гая Ричи. Нравится вам идея ремейков или нет, хотите ли вы, чтобы Ричи не занимался перезапусков анимации или не желаете того, но “Аладдин” стал первым успешным фильмом Ричи такого масштаба с финансовой точки зрения. Как это ни парадоксально, несмотря на, без преувеличения, прорывную роль в кинематографе и миллионы фанов по всему миру, картины Ричи либо не окупались, либо окупались с минимальным зазором, либо были настолько малобюджетными, что даже многократное превышение сборов над бюджетом не смотрелось сколько-нибудь серьезно. Единственным исключением стала дилогия о Шерлоке Холмсе. Так вот, “Аладдин” при менее, чем 200 миллионах долларов бюджета собрал уже около миллиарда. Disney творит чудеса (и в принципе, знает, что он делает).
Кроме того, абстрагируясь от финансовой составляющей (хотя она исключительно важна в индустрии кино), Ричи снял замечательный фильм. Скепсис к проекту, понятное дело, присутствовал. Позади был невнятный “Король Артур”, мультфильм 1992 года с Робином Уильямсом на озвучке Джинна мы боготворили, а тут еще и лажа с CGI в трейлере с голубым Уиллом Смитом. Даже самые конструктивные и позитивные из нас думали: вряд ли это будет хотя бы близко к оценке “хорошо”. Но страхи развеялись уже минут через пятнадцать просмотра. Отличная динамика (спасибо, режиссер) и грамотное дозирование юмора (спасибо, сценарист), магический во всех смыслах Уилл Смит и отличная игра молодежи (Мена Массуд и Наоми Скотт в ролях Аладдина и Жасмин) – и вот ты уже не пытаешься дать фильму шанс просто по старой памяти. Ты действительно получаешь максимальное удовольствие.
И вполне вероятно, что “Аладдин” оказался бы в нашем списке еще выше, если бы далее не следовали абсолютно золотые хиты.
5. Шерлок Холмс (Sherlock Holmes) 2009
Первый и второй фильм о Шерлоке и Ватсоне практически равносильны. Не такой уж частый случай. Еще менее редкий случай – ожидание третьей части. Ее съемки постоянно откладывались из-за занятости Роберта Дауни-младшего в многочисленных проектах Marvel. И вот, похоже, теперь ее снимать будет уже не Гай Ричи.
А жаль, ведь новая история Шерлока Холмса получилась ядерным сплавом классического подхода Ричи и переложения всем знакомых историй от Конан Дойла. Как и в сериале “Шерлок” с Бенедиктом Камбербэтчем, фабула рассказов частично сохранялась, но преобразовывалась в совершенно новые, а потому непредсказуемые повороты. Новые персонажи, новые концепты, но по старой канве. При этом, в отличие от проекта BBC, действие происходило в старом Лондоне, а не в наши дни. Вот только Холмс от Дауни от этого не стал менее ироничным и менее натасканным в боевых единоборствах. Замедления и ускорения, флэшбеки, технологическое усовершенствование старого времени, а где-то и попросту развеселый гротеск – все любимые приемы режиссера сработали в этой достаточно рискованной попытке рассказать о мэтре дедуктивного метода по-новому (и именно поэтому их так не хватало в еще одной попытке современного подхода к старой легенде – “Короле Артуре”).
4. Шерлок Холмс: Игра теней (Sherlock Holmes: A Game of Shadows) 2011
Второй фильм мы поставили чуть выше из-за добавившегося Стивена Фрая в роли старшего брата Холмса, Майкрофта, а также из-за возникшей в полный рост фигуры главного антагониста – профессора Мориарти. И да, вы все правильно понимаете, его роль исполнил так ярко выступивший в “Чернобыле” как Валерий Легасов британский актер Джаред Харрис.
Тот же темп и манера изложения, шикарная музыка от Ханса Циммера, а в довершение еще и эффектный подвешенный финал (как и в оригинальной истории с Рейхенбахским водопадом). Как не любить такого Холмса? И как теперь не ждать третьей части еще год?
3. Рок-н-рольщик (RocknRolla) 2008
Первые три позиции в нашем рейтинге заняли фильмы, снятые в одном ключе: криминальный мир Лондона с хитросплетениями интриг и множеством сюжетных линий, которые ловким образом разрешаются в финале. Но мы сделали так не намеренно – нам действительно более всего в фильмографии Ричи нравится эти три картины.
О “Рок-н-рольщике” писали на рекламных щитах в Англии “He’s back in perfect shape” (в том смысле, что писали о режиссере, конечно же, не о самом фильме). И это действительно было так. После заигрывания с артхаусом в “Револьвере”, Ричи “взялся за старое” и выдал криминальную черную комедию, которая одновременно и захватывает, и веселит, и заставляет пересматривать ее снова и снова. Актерский состав невероятной мощи: молодой еще совсем (и худой) Том Харди, Джерард Батлер (тогда еще не скатившийся до проходных ролей), Идрис Эльба, Том Уилкинсон, Тэнди Ньютон (позднее вновь блеснувшая в “Мире Дикого Запада”), Тоби Кеббелл, Ludacris, а также невероятно обаятельный Марк Стронг.
История вращается вокруг мафиозного босса, контролирующего недвижимость, денежные ссуды, суды и мелких преступников, а также вокруг всех тех, кому нужны его деньги и связи. А нужны они и мелкой шантрапе, решившей подняться, и российскому олигарху, решившему построить стадион для своего футбольного клуба в Лондоне (да, кого-то напоминает). С какого-то момента преступники, киллеры, бухгалтера, юристы, стукачи, русская и местная мафии смешиваются в невероятно динамичном и смешном действе, которое, по традиции для фильмов Гая, легко можно растащить на цитаты.
2. Большой куш (Snatch) 2000
Для большей части фанатов этот фильм является у Ричи любимым – возьмем на себя смелость заявить такое предположение. Перенеся часть ребят (включая Стэтхэма и Винни Джонса) из своего дебютного фильма, Ричи усилился такими звездами как Брэд Питт и Бенисио Дель Торо. А главное, добавил еще больше сумасшедшего юмора и драйва, за который мы все его и любим.
Подпольный криминальный Лондон, мир ставок на нелегальные бои и больших денег, не облагаемых налогами. Двое мелких мошенников находят чудо-бойца в цыганском трейлер-таборе и выставляют его на ринг. Параллельно грабят лавку евреев-ювелиров, и теперь каждый мелкий воришка в городе ищет огромный камень, который много раз успел поменять владельца из-за череды убийств, обманов и предательств. Как всегда у режиссера, есть фигура страшного и очень жестокого босса, на сей раз его фишка – скармливать трупы провинившихся (или самих провинившихся) свиньям. За камнем также прилетают заинтересованные люди из США. Количество выпущенных пуль в фильме может сравниться только с количеством шуток, которые бесконечно цитируются на всех кинофорумах.
Основной козырь картины, вероятно, это то, что она смотрится на одном дыхании. Нет моментов провисаний действия, при этом динамичность не притянута за уши. Если не стрельба, то драка, если не драка, то смешные диалоги, если не все перечисленное, то фирменные приемы Ричи с флэшбеками, раскадровкой и замедленной съемкой. Нет такого фрагмента, когда зрителю скучно или неинтересно. Есть только один момент сожаления – когда фильм заканчивается.
1. Карты, деньги, два ствола (Lock, Stock and Two Smoking Barrels) 1998
Мы, все же, решили поставить именно эту картину на первое место в списке. Вряд ли можно найти серьезные ее преимущества перед “Большим кушем” (равно как и наоборот), но из-за еще большей концентрации английского юмора и, самое главное, оригинальности, магии “первого раза”, мы все же отдадим ей предпочтение перед вторым фильмом режиссера. Ведь именно в “Картах, деньгах…” мы изначально познакомились с новой увлекательной манерой повествования Гая Ричи. А второй раз, пусть он и будет на очень высоком уровне, все же будет вызывать, пусть и очень легкое, ощущение повтора, того, что все это уже было. Именно поэтому мы сделали свой нелегкий выбор и поставили “Карты, деньги и два ствола” немного выше, чем “Большой куш”.
Снова подпольный Лондон (как вы уже догадались). Теперь это подпольное казино, куда один молодой перспективный игрок приходит с деньгами друзей, чтобы вырваться из бедности и начать богатую жизнь. Но сделать это сложно, ведь основное правило казино (особенно подпольного) – именно заведение всегда выигрывает, а не какой-то юнец, пусть даже и очень хорошо играющий в покер. Теперь парень и его друзья должны большому боссу (а он как-то раз забил насмерть провинившегося секс-игрушкой), и им срочно нужно придумать, как вернуть очень большую сумму. Иначе отец игрока (а играет его сам Стинг) потеряет свой бар. В общем, без насилия, интриг и черного юмора тут не обошлось.
Резонный вопрос: что дальше? Дальше Ричи, похоже, снова возвращается к своей классической канве историй. В 2020 году ожидается выход фильма “Джентльмены”. Предварительный синопсис звучит примерно так: британский наркобарон, чопорный и олдскульный, собирается продать свой бизнес династии миллиардеров из Оклахомы. Разрыв в мироощущении очевиден. Соответственно, опять черная комедия, опять криминальная и опять с основным действием в Лондоне. Актерский состав, как всегда, внушителен: Мэттью Макконахи (которому пора возвращаться на пик после определенного пробуксовывания последние 3-4 года), Колин Фаррелл, Хью Грант, Чарли Ханнэм и Мишель Докери из “Аббатства Даунтаун” и “Анны Карениной”. Потенциально это очень интересно (как всегда у Ричи), но с этим режиссером прогнозы – дело неблагодарное. Поэтому просто дождемся премьеры (съемки стартовали в ноябре 2018 года) и составим свое мнение.
Читайте также: