Обычно мы выбираем десять лучших фильмов актера или режиссера и рассказываем о них. Но в отдельных случаях мы делаем исключение, и рассказываем обо всех фильмах режиссера, как мы делали с Ноланом и Финчером, например. Так же мы сделаем и с Квентином Тарантино.
Любовь птицы в неволе (незаконченный) (Love Birds in Bondage) (unfinished) 1983
Первая проба пера Тарантино в сотрудничестве со Скоттом Макгиллом. Фильм так и не был завершен, более того, не сохранилось ни одного кадра. По разным версиям, пленку уничтожила либо мать Макгилла, либо сам Скотт. Докопаться до истины вряд ли удастся – к сожалению, в 1987 году Скотт Макгилл покончил с собой. Картина была задумана как черная комедия о девушке, которая попадает в автокатастрофу. Влюбленный в нее парень пытается признаться в своих чувствах к ней.
My Best Friend’s Birthday (День рождения моего лучшего друга) 1987
Этот фильм дошел до зрителя, но в урезанном варианте – последние полчаса картины погибли в пожаре при монтаже (да, начало карьеры у Квентина выдалось нелегкое). Со своим другом и соавтором сценария “Криминального чтива” (впоследствии), Роджером Эйвери, Тарантино снял кино, поделив затраты на малобюджетку. Нет худа без добра: впоследствии сценарий этой незаконченной ленты стал основой для сценария очень хорошего кино, фильма “Настоящая любовь” от режиссера Тони Скотта.
Бешеные псы (Reservoir Dogs) 1992
И вот, наконец, фильм, который дошел до зрителя. И сразу же успех. Не удивительно – по нашему скромному мнению, “Псы” – лучший фильм Тарантино.
Банда лихих гангстеров грабит ювелирную лавку, но что-то идет не так. Часть людей убита, часть разбежалась по городу. Есть подозрение, что один человек из банды – стукач. Но кто именно?
Сама по себе история банальна, но вот подход Тарантино к ее постановке и постановке самих даже кадров – исключительно уникален. Точнее, был уникален – теперь в том же стиле стараются снять десятки режиссеров, которые занимаются направлением кино о мафии, гангстерах и прочих плохих криминальных элементах.
Сюжет делится на новеллы, каждая из которых рассказывает об участниках банды и их пути к этому неудачному ограблению. Время повествования постоянно скачет, добавляя деталей. Казалось бы, с каждой новеллой должно становиться все более понятно, кто предатель. Но не тут-то было. До последней минуты невозможно точно понять, что происходит.
Но и это не все. Яркие персонажи – вот еще один козырь “Бешеных псов”. Каждый со своим необычным характером, со своей манерой поведения. Чего стоит персонаж Майкла Мэдсена, псих, и чего стоит сцена пытки полисмена. А Бушеми, а Харви Кейтель, а Тим Рот? Что ни актер, что ни персонаж, невозможно оторваться от экрана.
И еще одна особенность, которая стала визиткой фильмов Тарантино – замечательно подобранная музыка. Равно как и в постановке фильма, где Тарантино использует весь опыт от просмотренного им невероятного количества фильмов всех стран и режиссеров, так и в музыкальном сопровождении – отобрано лучшее из всего доступного музыкального спектра.
Криминальное чтиво (Pulp Fiction) 1994
Самый известный фильма Квентина. Номинировался на Оскар в семи номинациях, включая лучший фильм и Тарантино как режиссера. Получил только один – Тарантино стал лучшим сценаристом года (более, чем заслуженно). Не будем утверждать, что именно “Криминальное чтиво” должно было получить лучший фильм (там все же в номинантах был еще и “Побег из Шоушенка”), не будем также однозначно упирать на то, что именно Квентин должен был получить лучшего режиссера (опять же, среди номинантов был, например, Вуди Аллен), но не можем не отметить, что победа “Форреста Гампа” носила скорее политический характер (при всем уважении к Земекису – вот за кого мы рады без вопросов). Американская академия периодически вручает призы “правильным” фильмам – фильмам об истории США или о важных вехах этой истории, главным образом, связанных с предметами бесконечной политкорректности в наши дни – рабство и отношения с афроамериканцами, сексуальные меньшинства и их дискриминация и т.п. (то же самое обсуждали при рецензировании последнего оскаровского триумфанта “12 лет рабства”). Это не означает, что эти фильмы плохие, просто часто у них есть вот это финальное преимущество.
Но не будем оплакивать судьбу “Чтива” – в конце концов, призы достались и ему, в том числе Золотая пальмовая ветвь Каннского фестиваля. А самое главное – после этого фильма Тарантино фактически вошел в сонм режиссеров-богов Голливуда. Теперь он основал собственную школу, свой собственный стиль повествования, у которого мгновенно появились десятки подражателей.
Но вернемся к фильму. Также, как и в “Бешеных псах”, картина поделена на новеллы. Только новеллы существуют отдельно друг от друга, они все самодостаточны, имеют свое развитие и финал. Или нет? В итоге оказывается, что некая связь все же существует, а поскольку периоды действия вновь запутаны – что-то идет в начале, что-то, произошедшее раньше, идет в конце, то зритель не сразу успевает сообразить что к чему.
Вновь шикарный актерский состав: Брюс Уиллис, Джон Траволта, Ума Турман, Кристофер Уокен (пусть в эпизоде, но каком), Тим Рот, Харви Кейтель и Сэмюэль Джексон, открытие Тарантино, который стал его киноспутником на долгие годы.
И разговорные сцены. Монологи, диалоги – раньше мы просто не думали, что в гангстерской комедии/боевике можно столько разговаривать. Оказалось – можно, и это не только не тормозит действие, это еще и заставляет буквально прильнуть к экрану, то с интересом, а то и трясясь от смеха. Результат – целая россыпь киноцитат. “Zed’s dead baby, Zed’s dead”, “Я скажу тебе, как мы с тобой теперь будем. Мы с тобой теперь никак не будем”, “Are you OK? – I’m pretty fucking far from OK“, “Видишь эти часы? Эти часы твой отец носил в заднице пять лет”, “Когда ты заезжал ко мне, ты видел у меня перед домом знак «Склад мёртвых ниггеров»?” и многие другие.
Четырe комнаты (Four Rooms) (сегмент “Человек из Голливуда” – “The Man from Hollywood”) 1995
“Четыре комнаты” – фильм, составленный из четырех новелл (опять), объединенных одним героем (его играет Тим Рот). Отличие от “Бешеных псов” и “Криминального чтива” в том, что каждую новеллу снимал другой режиссер:
Эллисон Андерс (сегмент “Недостающий ингредиент” – “The Missing Ingredient”)
Александр Рокуэлл (сегмент “Не тот человек” – “The Wrong Man”)
Роберт Родригес, еще один многолетний соратник Тарантино (сегмент “Нарушители спокойствия” – “The Misbehavers”)
и сам Квентин Тарантино (сегмент “Человек из Голливуда” – “The Man from Hollywood”)
Новелла от Тарантино замыкающая и, позволим себе вновь выбирать лучшее на наш вкус, она наравне с новеллой Родригеса является лучшей в фильме. Как всегда, в ней очень много разговоров, но то, как закручен сюжет и какая лихая у нее развязка, не позволяет назвать ее не динамичной, даже и близко.
Да, и это Брюс Уиллис стоит справа от Тима Рота, за спиной у Тарантино, с синим плюмажем на голове. В титрах он не указан, при этом пол эпизода крупным планом его не показывают, а потому многие теряются в догадках “кто же это?”. Это он.
Скорая помощь (ER, TV Series) (1 episode) 1995
– Motherhood (1995)
Да, вот так. Тарантино успел отметиться в одной серии знаменитого сериала “Скорая помощь”.
Джеки Браун (Jackie Brown) 1997
И вновь позволим себе выносить оценочные суждения – самый слабый фильм Тарантино. Сюжет как всегда интересен, актеры подобраны замечательно (Майкл Китон, Сэмюэль Джексон, Роберт Де Ниро, Бриджит Фонда), хватает и знаменитых диалогов от Тарантино, и его специфических шуток. Но все же, что-то не так. Нет того удовольствия от просмотра, пусть фильм и смотрится легко, и отдельные эпизоды запоминаются.
Сложно сказать, повлияло ли это на режиссера, но следующий его фильм вышел через шесть лет.
Убить Билла (Kill Bill: Vol. 1) 2003
И какой! “Убить Билла” шикарен. Снятый в, можно сказать, местами почти гротескной манере, он тем не менее, выдержан со вкусом. Количество отсылок к другим классическим боевикам не сосчитать. Ума Турман в желтом мотоциклетном костюме Брюса Ли из “Игры смерти”, заимствования из европейских и азиатских фильмов – всего, наверно, уже и сам Тарантино не упомнит. Местами стилизация под B-movie (боевики категории Б), фрагменты с анимацией (японское аниме) – Квентин использовал полный набор доступных инструментов. Возможно поэтому из достаточно банального сюжета – бывшая наемная убийца (Ума Турман) мстит своим экс-коллегам за попытку ее убийства, разбираясь с каждым членом банды отдельно поочередно – Тарантино создает такое мощное полотнище, где есть место и юмору, и дракам, и боям на мечах, и переплетающимся предысториям, и, конечно же, длительным монологам и диалогам.
К испытанным боевым товарищам Тарантино – Уме Турман, Майклу Мэдсену – примкнули Дэрил Ханна, Люси Лью и Дэвид Кэррадайн. И завертелось – как всегда, под замечательный подбор музыкальных треков.
Убить Билла 2 (Kill Bill: Vol. 2) 2004
Вторая часть “Убить Билла”, пожалуй, чуть послабее, чем первая, но мы прекрасно понимаем, что это не сиквел в классическом понимании. Просто Квентину Тарантино не хватило двух и даже двух с половиной часов для того, чтобы вместить всю историю. А запускать в прокат пятичасовое полотно продюсеры не рискнули – это просто издевательство над зрителем и финансовый риск, соответственно. Вот и вышло, что некоторые линии были просто необходимы для законченности сюжета, но уже не были столь яркими и неожиданными.
Но не будем излишне акцентировать на этом внимание – фильм все равно удался на славу, особенно ответвление истории с Пэй Мэем, учителем Билла и героини Умы Турман. Хороши бои, хороши повороты сюжета, хороши классические диалоги и монологи. Всех превзошел в этом плане, пожалуй, Дэвид Кэррадайн.
Город грехов (специально приглашенный режиссер) (Sin City) (special guest director) 2005
Просто отметим тот факт, что Тарантино вновь вызвался помочь товарищу – и Родригес снял шедевр.
C.S.I. Место преступления (CSI: Crime Scene Investigation, TV Series) (2 episodes) 2005
– Grave Danger: Volume 2 (2005)
– Grave Danger: Volume 1 (2005)
Две серии для “C.S.I. Место преступления” – сейчас участием именитых режиссеров в сериальных проектах никого не удивишь, а вот в 2005 это было еще более-менее в новинку.
Грайндхаус (Grindhouse) (сегмент “Доказательство смерти” – “Death Proof”) 2007
В американском прокате “Грайндхаус” запускали единым фильмом, именно с тем преимуществом, что это два фильма по цене одного. У нас же проекты решили разделить. Два фильма, слитые в один проект, сняли Квентин Тарантино и Роберт Родригес – каждый по фильму. Родригес снял “Планету страха”, Тарантино – “Доказательство смерти”. Первым в наш прокат запускали именно “Доказательство смерти”. Вновь субъективно оценим – сегмент Тарантино вышел лучше. Без претензий к Родригесу, “Планета” также вышла замечательной, масса ярких персонажей, отличный актерский состав, включая и Тарантино в одной из небольших ролей, но фильм, пожалуй, вышел слишком трэшевым (пусть это и была одна из задач режиссера).
“Доказательство смерти” более сбалансированно. Несмотря на присутствие трэша в виде “дефектов” пленки и монтажа (для придания атмосферы B-movie), забавно смонтированных эпизодов, на которые якобы не хватило бюджета для нормальной постановки, фильм четко выдерживает сюжетную линию и рассказывает ее очень неторопливо (ну еще бы, это же Тарантино). Курт Рассел великолепен. Отметим также Роуз Макгоуэн, которая сыграла в обоих частях “Грайндхауса” (в “Доказательстве смерти” блондинистую роль второго плана).
По сути, “Доказательство смерти” – дорожный триллер, напряженный, даже с погонями, что для Тарантино не очень характерно.
Бесславные ублюдки (Inglourious Basterds) 2009
Добрался Тарантино и до темы Второй Мировой. В которой, как вы понимаете, воевали не только деды, как принято считать в России многими ура-патриотами, но и другие европейские страны, а также США. Вот об этой части картина и повествует. Оккупированная Франция и спецотряд, составленный из евреев, которым руководит американец, да еще и потомок индейцев (Брэд Питт). Отряд является карательным (не могли не ввернуть это модное сейчас слово) и убивает всех фашистов, которых может найти. Убивает, а потом снимает с них скальпы. Поскольку Париж этими самыми фашистами был переполнен, то работы у отряда (немцы прозвали их “ублюдками”) хватало. Отряд обрел популярность, а потому британская разведка решила задействовать его в спецоперации…
Если вы думаете, что Тарантино заметно отошел от исторических фактов, то вы абсолютно правы. Это же Тарантино. Ему плевать на ваше мнение. И если вы смотрели этот фильм, то вы понимаете, насколько. А если нет – обязательно посмотрите. Для Квентина веселье – неотъемлемая часть работы. Главное, что для вашего же блага старается.
Отдельно остановимся на актерах. Во-первых, добавился Брэд Питт. Во-вторых, Квентин сделал два очередных актерских открытия. Первое оценили не сразу, но теперь все понимают масштаб актера. Майкл Фассбендер.
Ну а второе оценили, точнее, попросту завопили от восторга. Полковник Ланда, он же Кристоф Вальц. Который сразу же полюбился зрителям всего мира и членам киноакадемии – Оскар за роль второго плана.
Джанго освобождённый (Django Unchained) 2012
Не знаем, сделает ли Тарантино из Вальца такой же талисман, как из Сэмюэля Джексона, но в следующий фильм он его также взял. И снова Оскар за роль второго плана. Хотя, наше мнение, что это, скорее, по инерции – при всей симпатии к Кристофу, нельзя не отметить, что роль он играет практически идентично роли полковника Ланда в предыдущем фильме. А Вальц не актер одной роли – “Теорема Зеро” и “Резня” это подтвердили.
То же и по поводу фильма. Интернет-публика встретила его восторженно, и есть за что. Много юмора, много классных сцен перестрелок, много классических тарантиновских диалогов и монологов, замечательно (как всегда) подобранная музыка. Но это далеко не самый сильный фильм Тарантино. Если говорить как есть, слабее разве что “Джеки Браун”. То есть, смотреть интересно, актеры замечательные, новые цитаты сразу же расходятся в народ, но все же ощущения восторга не наступает. А ведь это Тарантино, тут полумеры не принимаются – или восторг, или провал. Провалом фильм, конечно же, не стал. Но если кто-то вам говорит, что это лучший фильм Тарантино – знайте, этот человек просто не смотрел остальные его фильмы.
Отдельно отметим Леонардо Ди Каприо. По нашему скромному мнению, именно его роль стала самой сильной в фильме. Класс есть класс. И это при том, что негативных персонажей он играет не так часто.
Из новых лиц в фильмах Тарантино добавился Джейми Фокс. Справился со своей работой на уровне.
В целом, рано или поздно Тарантино все равно обратился бы к теме вестерна. В его работах так много отсылок к фильмам Серджио Леоне (а музыка Морриконе из вестернов так и вовсе в фильмах Квентина прописалась). Он просто не мог не сделать свой фильм о Диком Западе и героях с кольтом на поясе.
Омерзительная восьмерка (The Hateful Eight) 2015
И на первом вестерне режиссер не остановился. Дженнифер Джейсон Ли (номинация на Оскар), Брюс Дерн, Тим Рот, Курт Рассел, Майкл Мэдсен (естественно) и Сэмюэль Джексон (разумеется). Из новичков добавился также Ченнинг Тейтум (и вписался, кстати, отлично).
Шикарная длинная безбашенная история о том, как по воле непогоды в одном доме оказались заперты восемь самых разных людей. Кто-то везет смертницу на казнь, кто-то будет новым шерифом в городе, кто-то выдает себя не за того, кем есть на самом деле. Быть пальбе, быть смертям, быть интриге и неожиданным разворотам сюжета. Как часто бывает у Тарантино, сложно разобраться, кто плохой и кто хороший, кому суждено выжить и насколько это справедливо. Неклассический вестерн с классическими уже режиссерскими приемами от Квентина и музыкой от Эннио Морриконе (за которую, кстати, маэстро получил свой первый и единственный пока в карьере Оскар, не считая специального почетного несколькими годами ранее).
Однажды в Голливуде (Once Upon a Time in Hollywood) 2019
Сделав, по традиции, небольшой перерыв (то ли на творческий отпуск, то ли на написание годного сценария), Квентин приступил к съемкам нового шедевра (хочется надеяться). Вводные позволяют быть спокойным: история из конца 60-х, в которой фигурирует Чарли Мэнсон и семья Романа Полански, а в ролях заняты Брэд Питт, Леонардо Ди Каприо, Аль Пачино, Майкл Мэдсен, Марго Робби, Дэмиен Льюис, Брюс Дерн, Эмиль Хирш, Люк Перри, Дакота Фэннинг, Лоренца Иззо, Тим Рот, Тимоти Олифант, Джеймс Марсден и Берт Рейнольдс, для которого это стало последней работой в кино.
Премьера назначена на лето 2019 года.
Читайте также:
10 лучших фильмов Клинта Иствуда
10 лучших фильмов Мартина Скорсезе
10 лучших фильмов Акиры Куросавы
10 лучших фильмов Ридли Скотта
Лучшие фильмы Стивена Спилберга