10 января вышли первые две серии долгожданного второго сезона сериала “Новый Папа” (точнее, второй сезон сериала “Молодой Папа” называется “Новый Папа” – как удобнее). После завершения первого сезона не было уверенности в том, что второй состоится. Затем Соррентино долго работал над сценарием (или просто занимался другими вещами, кто знает), а потом дата выхода переносилась многократно. С долгостроями часто бывают неприятные сюрпризы. Что получилось на сей раз?
Далее следуют спойлеры 1 серии сериала “Новый Папа”. Если вы еще не смотрели ее, рекомендуем воздержаться от прочтения материала.
Первая серия может понравиться как фанатам Соррентино, так и тем, кто впервые сталкивается с его работами, а может, наоборот, ввести в состояние ступора: что это было? Наше впечатление исключительно позитивное, но зрителям стоит приготовиться к новому Соррентино – так он “Папу” еще не снимал. С нашей точки зрения, это однозначный плюс, поскольку в потоке нескончаемого восхищения режиссером стали однозначно проскакивать нотки понимания, что и в “Великой красоте”, и в “Юности”, и в “Молодом Папе”, и даже в недавнем “Сильвио” он делает все примерно одинаково. Бесконечная эстетика Соррентино не может не радовать взор, но постепенно начинает утомлять мозг однообразием. Иными словами, все очень красиво, но стоит начинать делать что-то по-другому. Помимо идеального кадра (каждого кадра) нужно вести к каким-то новым мыслям и идеям, помимо бренности бытия и ценности наслаждения каждым мигом данной нам жизни.
Именно это Соррентино и делает в первом эпизоде. У Умберто Эко, соотечественника режиссера, есть книга “Баудолино”. Как и другие его исторические романы, она начинается с погружения в атмосферу средневековья, изложения событий давних веков, их подоплеки, неизвестных широкой публике моментов. Но постепенно повествование смещается в зону мистики и практически абусрда. Происходит это настолько плавно, что невольно читатель начинает думать, что он что-то упустил, что где-то было предупреждение о том, что произойдет. Затем начинаешь сомневаться, это правда или мистификация? Это корректное повествование или рассказчик просто водит нас за нос? Или он совершенно потерял нить того, о чем рассказывает? Или ее потерял автор?
Примерно то же самое происходит и в первой серии: Соррентино начинает с логического продолжения первого сезона, однако постепенно устраивает такой сюр, что минут двадцать-тридцать попросту не можешь понять, это реально происходит или это видение чьего-то воспаленного воображения? С учетом того, что реальность первого сезона и так достаточно альтернативная по отношению к реальной жизни Ватикана, нужно было серьезно постараться, чтобы вызвать такое ощущение.
Папа Пий XIII (Ленни Белардо, персонаж Джуда Лоу) все-таки не умер (в принципе, мы это узнали еще не этапе трейлера). Он пребывает в коме, при этом перенес три операции по пересадке сердца. Ни одно из них не прижилось (включая сердце мусульманина), но Папа каким-то непостижимым образом остается жив, чем увеличивает армию своих уже не поклонников, а фанатиков. Бауэр (Марк Иванир), посол Святого Престола, говорит кардиналу и госсекретарю Святого Престола Анджело Войелло (Сильвио Орландо), что пора избрать нового Папу, пока волнения, причем не только внутри страны, но и в мусульманском мире, не достигли критического уровня.
Кардиналы собираются на конклав (выборы Папы). Выборы происходят путем закрытого голосования, при этом Папа считается избранным только в том случае, когда набрал не менее ⅔ голосов плюс один голос. Именно это и становится проблемой: несмотря на явное лидерство одного из кандидатов, Эрнандеса, добиться нужного количества голосов для победы не удается. По порядку, принятому еще в XIII веке, пока Папа не избран, из помещения для его избрания никто не выходит. Главный соперник Эрнандеса, Войелло, предпринимает отчаянную попытку как-то выравнять ситуацию, используя теорию слабого кандидата. В итоге, в голосовании побеждает не Эрнандес, ни Войелло, ни третий по силе кандидат, американец Джон Брэннокс (Джон Малкович), а слабый и совершенно неготовый к такому повороту дел кардинал Вильетти, который затем нарекает себя Папой Фрациском вторым.
Он настолько перепуган, что даже не может читать приветственную речь с бумаги, которую, к тому же, выхватывает у него белый голубь, залетевший на балкон ватиканской трибуны. И тут к новому Папе приходит осознание власти. В “Баудолино” Умберто Эко в итоге оказывается, что рассказ – не мистификация (насколько это в принципе возможно в парадигме этого романа), то же самое происходит и в первом эпизоде “Нового Папы”. Новоиспеченный понтифик начинает безумствовать так, что похождения Пия XIII в первом сезоне кажутся оплотом консерватизма.
Он провозглашает себя последователем святого Франциска, решает, что Ватикан должен открыть свои врата, чтобы приютить беженцев, расстаться с богатствами, раздав их бедным, продать картины и статуи, чтобы помочь нуждающимся. Впускает беженцев в сады и здания Ватикана, закрывает доступ к банковским счетам для всех, кроме себя, начинает распродавать антиквариат. Даже запрещает кардиналам обедать в столовой, используя молодых монахов в качестве охранников, а на первом обращении к собранию принуждает их снять с себя золотые кресты, чтобы раздать их бедным. Кардиналы плачут. Забавно, что несмотря на то, что Франциск II делает совершенно логичные для церкви в теоретическом представлении вещи, это воспринимается как абсолютный сюр. Это ли не ирония того, во что превратилась церковь в течение веков? И это ли не главная цель Соррентино, показать, что католическая церковь – такая же корпорация, как Google или Walmart, со стремлением к постоянному росту капитализации, увеличению клиентской базы и частоты совершения покупок?
Зрелище настолько сюрреалистичное (хотя, по идее, церковь должна помогать страждущим, а не накапливать золото), что зритель не может понять, это действительно происходит, или сейчас Войелло откроет глаза и скажет, что передумал ставить на слабого кандидата. Или появится сам режиссер и скажет, что это лишь изящная шутка в прологе, а теперь приступаем к настоящему действию. Но как и в “Баудолино”, фантасмогория не является чем-то нереальным, это та жизнь, до которой докатились действующие лица. И главные действующие лица “Нового Папы” решают ее прекратить. Войелло и Эрнандес, два главных конкурента в борьбе за папский престол, встречаются лицом к лицу (забавно, что обоих играет Орландо Сильвио, в результате чего на схожесть кардиналов указывают все без исключения) и решают, что безумства пора остановить, а власть отдать другому Папе – американцу Джону Брэнноксу (Малкович). По счастливому совпадению, после принятия очередной таблетки от давления, Франциск II умирает от сердечного приступа (в организацию счастливого совпадения, вероятнее всего, был вовлечен посол Святого Престола, судя по поступившему ему сообщению).
И уже на этапе финальных титров, в самой их концовке, появляется Джон Малкович, словно ожидая своего полноценного вступления во втором эпизоде.
Соррентино удивил и приятно порадовал, нарушив стандартный ход изложения своих рассказов и добавив куда больше эксцентрики и фарса, в чем-то напомнив работы режиссера Армандо Ианнуччи (“Смерть Сталина”), пусть и не достигая такой степени карикатурности и откровенного глумления над персонажами. Даже странно, что Ватикан предоставил помещение для съемок, учитывая наполнение сценария. Если первый сезон еще можно было назвать просто неортодоксальным (хотя для церкви традиционно даже малейшее отклонение от канонов рассматривается как трагедия и повод для порицания), то первый эпизод второго сезона (или нового мини-сериала, как угодно) – это уже прямое высмеивание того, во что католическая церковь превратилась и всего, что с ней не так. Упоминание растления малолетних кардиналами было практически ежеминутным, в том числе в разрезе покаяния и признания вины, а уж показанная боль при расставании с материальными благами – это просто неприкрытая, чего уж там, не сатира, а просто прямое обвинение в том, что церковники давно сбились с пути и забыли о своем предназначении.
Вряд ли в таком же режиме сюра будут проходить все остальные эпизоды (честно сказать, этого и не хотелось бы), вероятно, постепенно мы все равно выйдем на сглаженную кривую, обильно обставленную всеми доступными проявлениями эстетизма от Соррентино. Первая серия поигралась с восприятием зрителя еще и тем, что после трейлеров общая фабула сезона была понятна: Пий XIII в коме, Джон Малкович – новый Папа, персонаж Джуда Лоу очнулся, между ними теперь конфликт. Но ничего из этого в первой серии еще нет: Пий XIII из комы выходить даже не собирается (лишь в финале серии шевельнулся его мизинец), а Малкович и вовсе повляется лишь в формате упоминаний от кардиналов. Тот случай, когда ты удобно разложил все в своем мозгу и ко всему готов, но на самом деле, тебе показывают нечто непредвиденное, заставляя тревожно переспрашивать: “так а где же все то, к чему я так идеально подготовился?”.
Разберем вторую серию и ждем остальных – они будут выходить сдвоенными блоками до финальной девятой.
Сериал “Новый Папа” (The New Pope)
«Эпизод 1»
Режиссер Паоло Соррентино
Авторы сценария Паоло Соррентино, Умберто Контарелло и Стефано Бисес
Дата выхода 10 января 2020 года
Читайте также: