Спустя целых четыре года после старта вышел второй сезон очень холодного детективного мини-сериала «Вершина озера». Действие перекочевало из горной Новой Зеландии к океану и пляжам Австралии, но сюжет от этого теплее не стал.
Во втором сезоне главная героиня – детектив полиции Робин Гриффин (Элизабет Мосс) – пытается вернуться к работе в Сиднее. Но после стрельбы в коллегу начальство считает ее психику не вполне стабильной, а ходить на сеансы к мозгоправу она отказывается. В Новой Зеландии Робин оставила не только дело о педофилии, в котором виновные так и не понесли наказание, но и свою несостоявшуюся свадьбу. Девушка сильно обожглась на всех фронтах (даже «обуглилась», как скажет она сама о себе), и единственное, что может залечить ее раны, – новое дело.
Когда океан выносит на берег большой дорожный чемодан, из которого выпадают длинные черные волосы (позже выяснится, что до неузнаваемости изувеченный ударом о скалы и соленой водою труп принадлежит девушке-азиатке, работнице борделя, которая находилась на пятом месяце беременности), Робин вызывается возглавить расследование.
«Вершина озера» – как вершина айсберга. Главная опасность, как и главная тайна, всегда хранится на самом дне, далеко-далеко от различимой глазом поверхности. Создательница сериала Джейн Кэмпион рассматривает воду как аллегорию не то чтобы зла, но противодействия истине: прозрачная и живительная с одной стороны и совершенно темная и губительная с другой. В первом сезоне в ледяное горное озеро заходит беременная двенадцатилетняя девушка и исчезает. Во втором – океан выбрасывает тело юной беременной проститутки. В обоих случаях все начинается в воде, как и сама жизнь, которая зарождалась внутри жертв, но не природным, а противоестественным, извращенным образом.
Кэмпион – известная феминистка. Став первой и пока что единственной женщиной-режиссером, получившей каннскую «Золотую пальмовую ветвь», она навсегда вошла в историю не только кинематографии, но и эмансипации. Ее «Пианино» лишь прикидывалось чувственной мелодрамой, будучи в действительности бескомпромиссным посвящением женщине: сильной, упрямой, волевой, сдержанной, самодостаточной, которая, даже родившись немой, никогда не станет молчать.
Смотрите легально на MEGOGO
И «Вершина озера» – это тоже акт абсолютного феминизма. Это история освобождения женщины от зависимости. От зависимости необязательно от мужчины, но и от системы, от нужды, от насилия, от рабства, от шаблонов поведения, от канонов эстетических, от навязываемых ярлыков и даже освобождение от зависимости быть всегда независимой.
На фоне невзрачных, мягкотелых, убогих, ущербных, никчемных и отвратительных мужских характеров еще контрастнее выделяются женские персонажи. Робин Гриффин – волк-одиночка, которая все и всегда стремится решить сама, непременно выяснить до конца, докопаться до правды, наказать виновных, но понимает, что не получается, что система и обстоятельства бывают сильнее ее, что мужчины, увы, бывают сильнее, что зло нескончаемо, и от этого пребывает в состоянии перманентного беспокойства, бессонницы и тревоги.
Николь Кидман выглядит в этом сериале так, как еще никогда не выглядела. Не то чтобы непривлекательно (несмотря на копну седых волос и чрезмерную россыпь то ли родинок, то ли веснушек на лице), но нарочито свободно от желания нравиться противоположному полу. И неудивительно: ее героиня ушла от мужа-мужчины к партнерше-женщине (седина ее волос, к слову, рифмуется с белизной длинных прямых прядей Холли Хантер в первом сезоне, которая в свою очередь изображала саму Джейн Кэмпион).
Гвендолин Кристи из «Игры престолов» совершенно не похожа на свою Бриенну Тарт. И в этом тоже протест против клише. Она здесь совсем не мужеподобная. И не гламурная, конечно же, упаси боже. Ее гигантский рост, крупное тело, низкий голос сочетаются с душевной мягкостью и ранимостью, особой восприимчивостью, отзывчивостью, умением расположить к себе незнакомого человека без какой-либо навязчивости и приторности. Она – как большой ребенок и одновременно стена, не впускающая в себя зло.
И наконец героиня Элис Энглерт – старшеклассница из хорошей семьи, которая из чувства противоречия приемным родителям и их благополучию влюбляется в престарелого чмошного сутенера, рассуждающего о высоких материях, несправедливости современного мира и эгоистичной западной сытости. И девочка-подросток, в иных ситуациях рассуждающая цинично и трезво, рядом с ним превращается в слепую дуру, которая целиком растворяется и целиком подчинена чужой воле.
Джейн Кэмпион ненавидит подчинение. И именно поэтому сутенер Пусс (никогда еще слово «киска» даже в своем самом непристойном значении не звучало так похабно и гадко) – настолько отвратное, тошнотворное, омерзительное, мелкое, ничтожное существо, которое каждым сотрясением воздуха наполняет кислород удушающей вонью.
«Вершина озера» – сериал не об убийстве, а о состоянии, которое может к нему привести. О мужской власти, которая есть абсолютным злом, и о материнском инстинкте, который есть началом безусловного блага.
Анастасия Лях
Вершина озера (Top of the Lake)
2013 год, Великобритания/ США/ Австралия/ Новая Зеландия
Продюсеры: Филиппа Кэмпбелл, Либби Шарп
Режиссеры: Джейн Кэмпион, Эриель Клейман, Гарт Дэвис
Сценарий: Джейн Кэмпион, Джерард Ли
В ролях: Элизабет Мосс, Дэвид Уэнэм, Питер Муллан, Томас М. Райт, Николь Кидман, Гвендолин Кристи, Элис Энглерт, Дэвид Денсик, Лив Хеусон, Холли Хантер, Клэйтон Джейкобсон
Операторы: Адам Аркпоу, Джермейн МакМикинг
Композитор: Марк Брэдшоу