Каталонский драматург и переводчик Жозе (Хосе) Галсеран (тут стоит упомянуть, что он сделал доступным для прочтения своими соотечественниками бессмертную пьесу Гоголя «Ревизор») попал в точку, написав до ужаса актуальную вещь о жестком конкурсном отборе на вакансию в одну из расплодившихся в век глобализма транснациональную корпорацию. Получилось все и сразу. Любовная линия, «производственная», как сказали бы раньше, метафора о существовании человека в современном мире и добрая толика антиглобализма, который так любят все западные интеллектуалы. Пьесу «Метод Грёнхольма» перевели на множество языков и поставили в более чем 50 странах мира.
Естественно, что этим произведением не могли не заинтересоваться представители кинематографа. Тема актуальная, интересная и аппетитная. Есть все что необходимо для хорошего современного кино. На конкурсное собеседование в одну крупную компанию попадают несколько человек, которым устраивают настоящее шоу «Последний герой». В процессе прохождения всех этих испытаний, якобы разработанных шведским психологом по фамилии Грёнхольм, вскрываются многие нелицеприятные подробности характеров и личностей персонажей.
Вообще-то, это классика. Замкнутое пространство, определенный набор персонажей, которых с каждым новым конкурсом от беспощадных психологов становится все меньше. Примерно, как в детской игре со свободными стульями, когда одного стула не хватает и надо успеть сесть на свободный. Круче по минимализму может быть только уже ставший классикой «Погребенный заживо» с Райаном Рейнольдсом, когда пространство и время для героя (а значит и зрителя) сжаты в тугой, завинченный до предела, комок.
Окружающий мир здесь представлен секретаршей, периодически заходящей в офис, да антиглобалистской демонстрацией, проходящей за окном здания компании. Герои остаются один на одни со своими проблемами, страхами и комплексами. Чтобы выжить надо потопить другого — вот он современный мир чистогана. А в такой игре, как говорится, все средства хороши. Фильм рассчитан на любителей психологических шарад и ребусов, без погонь, стрельбы, зомби и увлекательного путешествие в мир динозавров. Обычные клерки, наемные работники, такие как я и ты. Все находится внутри нас: наши чувства, эмоции, мысли, ошибки и заблуждения, ожидания и разочарования. Казалось бы простая и заурядная ситуация, но когда вникаешь в нее, попадаешь на волну тонкого психологического кино, она смотрится покруче любого кинобоевика.
Секрет успеха «Метода» (а картина, снятая испанским режиссером аргентинского происхождения Марсело Пиньейро в 2005 году, получила несколько престижных премий в Испании и в Европе) в том, что фильм поднимает простые, но такие важные вечные темы. Готов ли ты переступить через другого для достижения своей мечты? Что важнее, успех или человеческие отношения, быть винтиком в системе (какой угодно) или оставаться одушевленным и чувствующим существом?
Смотрите легально на MEGOGO
Иван Буйный
Метод Грёнхольма (El método)
2005, Аргентина, Испания, Италия
Продюсеры: Херардо Эрреро, Франсиско Рамос, Рикардо Гарсия Аррохо
Режиссер: Марсело Пиньейро
Авторы сценария: Матео Хиль, Марсело Пиньейро, Хорди Гальсеран
В ролях: Эдуардо Норьега
Найва Нимри
Эдуард Фернандес
Пабло Эчарри
Эрнесто Альтерио
Кармело Гомес
Адриана Осорес
Наталия Вербеке
Оператор: Альфредо Фернандес Майо
Композитор: Фридерик Беджин, Фил Электрик
Длительность: 115 минут/01:55