kinowar.com

Власть (Vice)

Зачекайте, будь ласка...

Режиссер «Игры на понижение» Адам МакКей снова блестяще эксплуатирует эксцентричность Кристиана Бэйла и его способность радикально перевоплощаться. И снова беседует со зрителем доступным увлекательным языком на скучные терминологические темы из области политики и экономики. Снова использует динамичный документальный видеоряд, пестрящий вырванными, порой кажущимися совершенно случайными, выбранными наугад фрагментами общественной жизни, поп-культуры, исторической хроники. И снова получает номинации на «Оскар». Но  такой подход к сторителлингу не обеспечил МакКею успех и в третий раз.

Целых восемь номинаций на премию Американской киноакадемии. Больше, чем у «Игры на понижение». Но при этом если история нескольких гениев и просто счастливчиков, заработавших миллионы на глобальном экономическом кризисе, понравилась практически всем критикам, байопик «Вице» (в прошлом «Суфлер», а у нас в прокате «Власть»), посвященный одиозному американскому политику-республиканцу Дику Чейни, получил крайне противоречивые рецензии, от восторгов до полного отрицания и непринятия. Его рейтинг на «томатах» составил 66%, что означает сотню негативных отзывов против двух сотен положительных. Согласитесь, противоречивое соотношение как для претендента на звание «лучший фильм года».

«Вице» – история Дика Чейни, начиная со студенческой скамьи и заканчивая креслом вице-президента при администрации Джорджа Буша-младшего, а также история первостепенной роли, которую сыграла в карьере Чейни его супруга Линн, без подстегательства которой Дик так бы и остался просто членом. Будучи студентом, Чейни, что называется, звезд с неба не хватал. Из Йельского его отчислили еще на втором курсе, так что диплом будущий главный серый кардинал новейшей истории США получил в скромном университете Вайоминга. Женился, пошел работать, ничего особенного.

Но Линн не хотела просто мужа. Она жаждала, чтобы подле нее был кто-то. Вернее Кто-то. Тот, у кого в руках власть, не местечковая, а глобальная; кто решает судьбы не отдельных людей, но государств и едва ли не всей планеты… Так оно и вышло. Во время правления Буша-младшего, а именно в 2003 году, руководствуясь якобы благими намерениями отомстить за 11 сентября и свергнуть диктаторский режим Саддама Хусейна, Чейни, прибравший к рукам всю исполнительную власть и отдающий приказы вместо президента, развязал войну в Ираке. При этом Чейни имел тесные контакты с нефтедобывающей отраслью, и его, конечно же, в первую очередь интересовали вовсе не американцы, оплакивающие погибших в башнях близких и любимых, а нефтяные месторождения в Иране и Ираке.

Все это есть в фильме МакКея, вплоть до карты с пометками месторождений, припрятанной у Чейни в шкафу. И все это можно прочесть в интернете из различных источников. Так что историю, рассказанную МакКеем, едва ли можно назвать большим откровением. Но, безусловно, чем читать заумные и сухие аналитические статьи, куда занимательнее лицезреть очередную дикую трансформацию Бэйла (впрочем, преображения Эми Адамс в роли Линн и Сэма Рокуэлла в роли Буша не менее поразительны и эпатажны) и наблюдать саркастичную карикатуру на то, что всегда считалось серьезной, великой и благой американской политикой.

Смотрите легально на MEGOGO

И нет, в фильме нет сцены, где Буш-младший, сидя на диване в спальне Белого дома перед телевизором и трансляцией футбольного матча, поглощает соленые крендели, давится, теряет сознание и падает прямиком на устланный ковром президентский паркет, и за всем этим наблюдают его президентские собаки (к слову, после тогдашнего инцидента комик Дэвид Леттерман пошутил: «Бедняга отключился на четыре секунды. Хорошо, что именно в эти секунды Дик Чейни был в сознании»). Зато Сэм Рокуэлл смачно поглощает в кадре «ножки Буша» – куриные окорочка, заработавшие прозвище еще во время правления Буша-старшего, экспортирующего замороженные ножки американских бройлеров на территории СССР.

Помимо явно выделенных персонажей первого и второго плана, олицетворяющих ту или иную политическую эпоху, в кадре мимолетом появляются и третьестепенные в данном контексте, но в целом не менее знаковые и колоритные фигуры. Например, основатель и генеральный директор канала Fox News Роджер Айлз, чья новостная политика откровенно придерживалась консервативной ориентации и республиканских взглядов (впоследствии Айлз был обвинен сотрудницами канала в сексуальных домогательствах, так что его карьера на телевидении закончилась – об этом сейчас снимается фильм с участием Николь Кидман, Шарлиз Терон и Марго Робби; однако это не помешало Айлзу заниматься медиаконсультированием президентов-республиканцев, вплоть аж до Дональда Трампа).

В картине также должен был появиться Билл Пуллман в роли Нельсона Рокфеллера, наследника той самой империи нефтяных магнатов, фамилия которых стала нарицательной и олицетворением миллиардного богатства. Рокфеллер был республиканцем и вице-президентом при Джеральде Форде. Однако в итоге этот персонаж не вошел в сюжет.

За всю историю американского президентства республиканцев у власти было больше, чем демократов. Чейни был при деле в администрациях Ричарда Никсона, Джеральда Форда, недолго отдыхал во время недолгого правления демократа Джимми Картера, возвращался к власти при Рональде Рейгане и Джордже Буше-старшем. Затем надолго ушел с политической арены во время двух президентских сроков Билла Клинтона (здесь шутник МакКей, дойдя до примерно середины фильма, делает псевдофинал с прощальными титрами – честное слово, некоторые зрители повелись и начали вставать с кресел, чтобы покинуть зал кинотеатра). И наконец триумфально вернулся, когда кресло вице ему предложил простофиля, вообще не понимающий и не желающий понимать, что к чему и как руководить страной.

Как и в «Игре на понижение», МакКей разбавляет умное аналитическое повествование в духе авторитетного политжурнала развлекательными звездными камео. И хотя здесь нет голой Марго Робби в пенистой ванне, зато есть диктор новостей Наоми Уоттс, официант Альфред Молина и Вупи Голдберг в роли Вупи Голдберг.

«Власть» – история яркого политического антигероя аки Фрэнк Андервуд, но только реального. И поэтому авторы делают остроумные отсылки на сериал «Карточный домик»: играют за кадром похожую мелодию, аналогично показывают фасад Белого дома и торчащий шпиль с развивающимся флагом. Не хватает только, чтобы Дик и Линн Чейни произнесли фразу «Мы и есть террор!».

А знаете, кто темная лошадка этой истории? (осторожно, ни на что не влияющий, но все же спойлер!) Персонаж Джесси Племонса, который сперва предстает лишь голосом за кадром, читающим от автора, и интригующе говорит: «Позже вы узнаете, кто я такой и почему мне так много известно. Мы с Диком связаны некоторым образом». А затем появляется и непосредственно в кадре. Он – донор, сердце которого пересадили Дику Чейни. И он – олицетворение народа, демоса, из которого политики высасывают кровь. Да и не только кровь, целые органы. И народ ничего с этим сделать не может, он совершенно беспомощен и открыт, обездвижен на хирургическом столе: нате, мол, питайтесь, пользуйтесь.

Анастасия Лях

Vice

Vice

Vice

Vice

Vice

Vice

Vice

Vice

Vice

превью

Власть (Vice)

2018 год, США

Продюсеры: Меган Эллисон, Уилл Феррелл, Деде Гарднер, Адам МакКей

Режиссер: Адам МакКей

Сценарий: Адам МакКей

В ролях: Кристиан Бэйл, Эми Адамс, Стив Карелл, Сэм Рокуэлл, Элисон Пилл, Эдди Марсан, Джастин Кирк, Лиза Гэй Хэмилтон, Джесси Племонс, Билл Кэмп, Лили Рэйб, Ши Уигхэм, Тайлер Перри, Наоми Уоттс, Вупи Голдберг, Альфред Молина

Оператор: Грег Фрейзер

Композитор: Николас Брителл

Длительность: 132 минуты/ 02:12

Зачекайте, будь ласка...

Коментарі