В 2018 году супруги Хавьер Бардем и Пенелопа Крус появились вместе в двух фильмах: плохом и хорошем. Плохой – это очередной байопик небезызвестного наркобарона «Эскобар». А хороший – семейная драма и одновременно детективный психологический триллер «Все знают» от титулованного иранского режиссера Асгара Фархади.
«Все знают» – тот случай, когда интерес к проекту обеспечивают не звездные лица на постере, а в первую очередь имя и репутация постановщика. Дело в том, что все фильмы Фархади – очень хорошие. Все без исключения. Причем совершенно неважно, где именно и на каком языке режиссер снимает: на родине или в Европе – его авторский почерк, авторская комбинация жанров и глубина погружения в персонажей и их семейные тайны остаются неизменными. Будь то иранские картины «Развод Надера и Симин» и «Коммивояжер», французская «Прошлое» или же испанская «Все знают».
К слову, получив «Оскары» за «Развод Надера и Симин» и «Коммивояжера» Фархади стал единственным из ныне живущих режиссеров обладателем сразу двух статуэток в номинации «лучший фильм на иностранном языке».
Действие разворачивается в маленькой испанской деревне, где, как водится, все друг друга знают и все про всех знают, какие у кого в шкафу скелеты. Из Буэнос-Айреса на предстоящую свадьбу сестры прилетает Лаура (Пенелопа Крус) со своими детьми, которая много лет назад удачно вышла замуж за богатого аргентинского бизнесмена Алехандро, который некогда немало денег пожертвовал на местную церковь (и все, естественно, об этом знают). Как обычно, она должна была прилететь вместе с мужем, но в последний момент у того якобы возникли неотложные дела на работе.
Начинается предсвадебная суматоха. Торжество планируется с размахом, на всю деревню. В числе приглашенных гостей – и Пако (Хавьер Бардем) вместе с женой, близкий друг семьи, местный совладелец большой виноградной плантации и производитель вина, который много лет назад купил землю у Лауры и обустроил на ней свой прибыльный бизнес. Все здесь друг друга хорошо знают, все друг друга любят, целуются, братаются, обнимаются. В день свадьбы веселье гудит на всю округу: вино, громкая музыка, танцы. Но тут шестнадцатилетней дочери Лауры становится нехорошо. То ли перебрала с вином, то ли просто устала от перелета и насыщенного дня. Девочка поднимается в свою комнату и ложится спать. Внезапно пропадает электричество. На станции говорят «из-за ливня»: дождь действительно льет неслабо. Гости постепенно расходятся. Лаура подымается наверх и обнаруживает, что дочери в постели нет. И в доме нет. Нигде нет. На кровати – вырезки из старых газет с сообщениями о похищении девушки, которое произошло в этой деревне несколько лет назад. А вскоре на телефон Лауры приходит смс: «ваша дочь у нас. не обращайтесь в полицию, иначе она умрет». Но что самое интересное – такое же смс приходит и на телефон жены Пако…
Смотрите легально на MEGOGO
Вот так сюжет, который начинается как семейно-бытовая история драматического или мелодраматического толка, превращается в интригующий и местами напряженный детективный триллер, призванный разворошить грязное белье самого обычного и, казалось бы, счастливого и дружного семейства. И это и есть авторский жанр Асгара Фархади – беспардонное вмешательство триллера, насыщенного классическим саспенсом, в семейную драму, совсем не предвещающую ничего подобного. Именно с помощью остросюжетной незаурядной ситуации режиссер препарирует заурядные человеческие отношения, вынуждая героев совершать поступки, плохие и хорошие, обнажающие самую суть человеческой природы. Причем да, у Фархади нет плохих и хороших персонажей, есть только окрашенные в разные оттенки действия.
Исчезновение девочки заставляет всплыть на поверхность то, что, возможно, не случись ничего подобного, никогда бы само по себе не вылезло. Давние обиды и взаимные упреки, сожаления и упущенные возможности, зависть и ущемленное самолюбие, обоснованные и необоснованные претензии – все начинает медленно откалываться от дна времени, от дна памяти, где было похоронено, и стремиться наверх, в настоящее, подобно осадкам на дне бутылки: стоит бутылку встряхнуть, и они замутнят все вино.
В веселье и суматохе, с которых начинается фильм, можно упустить из виду два важных и символичных момента. Первый – сцена, где Лаура встречает на улице Пако с женой. Подле Лауры – маленькая девочка, дочь сестры (не той, что выходит замуж, а другой, младшей, которая только-только разошлась с мужем, живет без денег, морально готовится к нелегкому существованию матери-одиночки и от этого всего выглядит, конечно же, явно подавленной). Но Пако принимает девочку за третьего ребенка Лауры и спешит поздравить: «Ты каждый раз приезжаешь с новым ребенком! – шутит он. – Поздравляю! Она похожа на Алехандро». «А кто сказал, что она от Алехандро?..» – многозначительно шутит в ответ Лаура, и виснет немая пауза.
Второй момент – сцена в колокольне между дочкой Лауры и племянником Пако, которые сбежали от взрослых и ненадолго окунулись в подростковую романтику. На стене старой колокольни, среди пыли и голубиного помета, девочка находит нацарапанные камнем инициалы Л. и П. «Знаешь, кто они? Твоя мать и Пако. Они когда-то были парой. Все об этом знают…», – говорит мальчик.
И все действительно об этом знают. И не только об этом.
Случившееся несчастье, которое обернется длительными выяснениями отношений, затрагивая как дела сердечные, так и денежные («безвыходные» ситуации всегда связаны в первую очередь с деньгами, вернее их отсутствием, и лишь потом с чувствами), в итоге разрушит жизнь хорошего человека. Причем разрушит уже в тот момент, когда девочка исчезнет из комнаты, вне зависимости от дальнейшего выбора, который уже ближе к финалу придется этому хорошему человеку сделать. Какое решение он ни принял бы, его налаженная жизнь априори сломана. Именно потому, что «все знают».
«Все знают» в украинском прокате с 7 февраля.
Анастасия Лях
Все знают (Todos lo saben)
2018 год, Испания/ Франция/ Италия
Продюсеры: Александр Малле-Гай, Альваро Лонгория
Режиссер: Асгар Фархади
Сценарий: Асгар Фархади
В ролях: Хавьер Бардем, Пенелопа Крус, Рикардо Дарин, Барбара Ленни, Инма Куэста, Эдуард Фернандес, Хавьер Камара
Оператор: Хосе Луис Алькайне
Композитор: Альберто Иглесиас
Длительность: 133 минуты/ 02:13