kinowar.com

Двое во вселенной (La corrispondenza)

Зачекайте, будь ласка...

Режиссер Джузеппе Торнаторе, композитор Эннио Морриконе, актер Джереми Айронс. Этих трех имен более чем достаточно, чтобы заинтересоваться картиной, даже несмотря на приторную романтичность в названии и соответствующий паточный постер с космическим размахом, на котором не хватает разве что рамочки в форме сердца вокруг влюбленных (и в голове моментально всплывают название и постер молодежного мюзикла «Через вселенную», основанного на песнях «Битлов»).

Впрочем, трейлер обещает совсем иное: детективный напряженный триллер с элементами то ли мистики, то ли научной фантастики, в котором жизнь и смерть образуют путанный ком, состоящий из моря ребусов и загадок. Да и оригинальное название ленты «La corrispondenza» («Переписка») лишено всякой сентиментальной сладости и не разит на километр слезливой возвышенной лав-стори. А на итальянском постере, в отличие от русскоязычного, нет никакого звездного неба, на фоне которого двое испепеляют друг друга влюбленным взглядом.

Трейлер ловко обманывает не только сюжетные, но и жанровые ожидания зрителей. Экшн с участием Ольги Куриленко, эффектно запечатленный в двухминутном ролике, на деле оказывается всего лишь рабочими буднями главной героини: она – каскадерша. Собственно, триллер и детектив – тоже, скорее, оптическая иллюзия. В действительности же «Двое во вселенной» (как ни странно, локализированное название подходит фильму куда больше родного, как и сусальный постер с ночным небом) – изысканная версия слезоточивой американской мелодрамы «P.S. Я люблю тебя», только приправленная итальянским шармом, ненавязчивой чувственностью и щепоткой фантазии.

Романы молодых студенток с немолодыми преподавателями в кино зачастую заканчиваются плохо («Элегия» Изабель Койшет, «Иррациональный человек» Вуди Аллена): кто-нибудь непременно умирает. Вот и герой Джереми Айронса, знаменитый профессор астрофизики, практически в начале фильма якобы отходит в мир иной. По крайней мере в газетах напечатаны некрологи, семья скорбит, тело согласно имеющимся записям в «книге мертвых» сожжено в крематории. Однако студентка Эми, последняя большая любовь ученого (видимо, надо было написать «единственная», но в реальной жизни у мужчин обычно случается несколько «больших любовей»), продолжает получать от «покойного» возлюбленного письма, эсэмэски, подарки и даже видео-сообщения. Чья-то нелепая шутка? Или профессор все еще жив? Или это один из десяти его двойников, живущих в параллельных мирах? Пусть и недолго, но история держит интригу.

Уже который раз Торнаторе снимает кино о женщине («Малена», «Незнакомка»), отводя мужчинам скромные партии на задворках или на дисплее гаджета. Вот и Джереми Айронс, появляющийся преимущественно на экране телефона или мониторе ноутбука, выглядит скучающим и бесстрастным, хотя и излучающим некоторые тепло и привязанность. Куриленко же старательно играет драму, но справляется с попеременным успехом, местами напоминая ребенка, демонстративно надувшего губы и надевшего шантаж-гримасу «сейчас как расплачусь, мало не покажется».

Смотрите легально на MEGOGO

Если в «Лучшем предложении» Торнаторе наказывает сексуальное влечение старика к юной особе, то в «Переписке» наоборот, поощряет.

В конце концов сердечные и астрономические изыскания героини сводятся к одному-единственному вопросу: есть ли смысл в том, чтобы искусственно поддерживать окончившуюся любовь? Причем неважно, закончилась она по причине смерти одного из партнеров или же по причине того, что кто-то кого-то разлюбил. Что это: красивое затянувшееся прощание или же аппарат искусственного жизнеобеспечения, поддерживающий то, что, по сути, давно умерло, превратилось в овощ или холодный дисплей айфона? Иллюзия и самообман или живительный остаточный свет погасшей звезды?

Да, красивых метафор и образных параллелей в картине хоть отбавляй. Так, опухоль, от которой умирает профессор, называется астроцитома (причем это не вымышленный, а вполне реальный медицинский термин). «Если всю жизнь всматриваешься в звезды, когда-нибудь одна из них непременно проникнет тебе в мозг», – с горькой иронией каламбурит герой Айронса. А Торнаторе тем временем намеревается сразить нежную и восприимчивую публику наповал, проводя поэтичную аналогию между попыткой профессора оттянуть момент окончательного конца и светом мертвой звезды (известно, что тот звездный свет, который мы наблюдаем на небе сегодня, на самом деле излучался звездой давным-давно, то есть является эдаким эхом давно погасшего небесного тела).

А вот назойливые намеки на реинкарнацию в виде прибившегося к окну кленового листика, преследующей поезд птицы и грустно и преданно глядящего пса уже и впрямь наивны и банальны. Хотя если банальность красива, ее всегда можно простить и даже принять за магию. Особенно в тот волшебный момент, когда вы сами в кого-нибудь влюблены.

Анастасия Лях

двое во вселенной кадр 1

двое во вселенной кадр 2

двое во вселенной кадр 3

двое во вселенной кадр 4

двое во вселенной кадр 5

двое во вселенной кадр 6

двое во вселенной кадр 7

Двое во вселенной (La corrispondenza)

2016 год, Италия

Продюсеры: Изабелла Кокуцца, Артуро Палья, Гуидо Де Лаурентиис

Режиссер: Джузеппе Торнаторе

Сценарий: Джузеппе Торнаторе

В ролях: Джереми Айронс, Ольга Куриленко, Саймон Джонс, Джим Уоррен, Шона МакДональд

Оператор: Фабио Замарион

Композитор: Эннио Морриконе

Длительность: 116 минут/ 01:56

Зачекайте, будь ласка...

Коментарі