Режиссер кровавых ужасов Элай Рот снял как бы детскую хоррор-сказку, в которой агент Купер из сериала «Твин Пикс», окончательно превратившийся в злобного Боба, пытается устроить конец света.
Как бы детскую и как бы сказку. Стоит начать с того, что сам роман американского писателя Джона Беллэрса, написавшего несколько готических фэнтези для подростков, изначально планировался как сказка для взрослых. То есть не просто планировался, Беллэрс таки написал его как фантазийную историю для взрослой публики. Однако никто не захотел издавать этот роман, мол, не попадает он в целевую аудиторию: для детей и подростков слишком страшный, для взрослых слишком сказочный. Один из издателей предложил Беллэрсу подкорректировать историю таким образом, чтобы она сгодилась для тинейджеров и молодежи. Что, собственно, и было сделано.
Согласитесь, теперь хочется, чтобы Элай Рот, создатель «Хостела» и «Зеленого ада», экранизировал не переделанный роман, а его первоначальную взрослую версию.
Главный герой рассказа – десятилетний Льюис, который после гибели родителей, попавших в аварию, переезжает жить к своему дядюшке Джонатану (Джек Блэк). На дворе 1955 год. Дядюшка – весельчак со странностями. Например, приезжает на вокзал в домашнем халате… «Это не халат, это кимоно», – говорит чудаковатый родственник. А в дядюшкином доме Льюиса ждут еще большие странности. Например, чопорная соседка Флоренс Циммерман (Кейт Бланшетт), которая появляется внезапно, ходит невозмутимо, будто это ее собственный дом, и одевается исключительно в оттенки сиреневого и фиолетового (зато печет исключительно вкусное печенье с орехами и шоколадной крошкой). Ну и сам дом – тоже одна сплошная диковинка. Мало того, что похож на готический замок, в котором живут привидения, так еще и завален жуткими куклами, огражден тыквами, захламлен несчитанным количеством настенных и настольных часов, которые беспрестанно тикают и создают из тиканья невыносимую какофонию.
Но оказывается, это все так, цветочки. Ягодки впереди. Вскоре выясняется, что дядюшка Джонатан – настоящий ведьмак, миссис Циммерман – могущественная добрая ведьма, а дом – волшебный живой организм, начиная с потертого, дырявого кресла и заканчивая стриженным кустарником в саду в форме льва, который бегает, рычит и, как непослушный кот, гадит где попало. А еще выясняется, что прежний хозяин дома был злым колдуном (Кайл МакЛоклен) и перед смертью замуровал в стене магический часовой механизм, ведущий обратный отсчет до апокалипсиса… И осталось всего три удара…
Смотрите легально на MEGOGO
И к слову, сам Льюис – тоже странный ребенок, с укомплектованным набором причуд. Носит на лбу летные очки, а в чемодане – тяжеленные словари, потому что обожает открывать для себя новые слова и их значения. В десять-то лет.
Кажется, любое фэнтези, которое выходит на экраны после 2001 года, вынуждено проходить испытание сравнением с «Гарри Поттером». И собственно, ни одно еще испытание не прошло. «Дом с часами в стене» тоже далек от магических изысков, грандиозных размахов и потрясающих выдумок Джоан Роулинг, но можно сказать, что он все же чуточку к ним приблизился. Ну, к примеру, дядюшкин дом, который здесь, вне всяких сомнений, является отдельным и главенствующим персонажем, похож на мини-мини-версию Хогвартса. На стенах висят живые картины, в саду ходят фантастические твари, в тайной комнате скрыто зловещее, а дядюшка и соседка – эдакие Альбус Дамблдор и Минерва МакГонагалл, которые обучают мальчишку магии. А восставший из мертвых прежний хозяин дома – конечно же, Волдеморт. Здесь даже есть своя версия Драко Малфоя – противный, подлый и лицемерный одноклассник Льюиса, баллотирующийся то ли в старосты, то ли в школьный ученический совет. И своя Гермиона – прилежная умница, обожающая жучков и паучков.
Флоренс в исполнении Бланшетт – не столько классическая ведьма, сколько классическая Мэри Поппинс. Любит правила, чай, опрятный гардероб и зонтики.
Помимо всего сказочного это еще антивоенная история. И хотя события происходят спустя десять лет после окончания Второй мировой, последствия войны упоминаются в историях едва ли не всех персонажей. Так, добрая ведьма с еврейской фамилией вспоминает об убитых на войне ребенке и муже, смерть которых оставила в ее душе перманентно кровоточащую рану, умертвившую всякую способность к магии. И там же, на войне, зло во плоти встретил герой МакЛоклена, блуждающий по лесу без еды и воды солдат; и это зло навсегда его изменило. То есть война нарушает естественный баланс сил в природе: лишает энергии свет и приумножает могущество тьмы.
Чем же в целом хорош «Дом с часами в стене»? Во-первых, он смешной, особенно в тех местах, где Бланшетт и Блэк пререкаются и обзываются, и подначивают друг дружку витиеватыми язвительными колкостями. Во-вторых, он старомодный, вневременной, как кожаный винтажный портфель, стильный во все времена и любые эпохи. В-третьих, моментами он по-настоящему взрослый и жутковатый: ключ, сделанный из человеческой кости, некромантия, голова Джека Блэка, насаженная на голое туловище младенца (вроде Дэдпула, у которого в сиквеле отрастали писюн и ножки)…
А еще это история о том, что наши странности – это наши орешки и шоколадные крошки; пикантность, которая делает печенье особенным.
Анастасия Лях
Дом с часами в стене (The House with a Clock in its Walls)
2018, США
Продюсеры: Брэдли Дж. Фишер, Лаэта Калогридис, Эрик Крипке
Режиссер: Элай Рот
Сценарий: Эрик Крипке, Джон Беллэрс
В ролях: Кейт Бланшетт, Джек Блэк, Оуэн Ваккаро, Кайл МакЛоклен, Коллин Кэмп, Рене Элиз Голдсберри, Ванесса Энн Уильямс, Санни Сулджик
Оператор: Рогир Стофферс
Композитор: Натан Барр
Длительность: 104 минуты/ 01:44