«Знаешь, для чего нужны такие фильмы? Чтобы ценить жизнь!» – так сказала моя соседка справа своей подруге на пресс-показе подростковой романтической драмы «За пять шагов до любви» (обеим, надо полагать, не больше двадцати). Сказала очень серьезно, вдумчиво, со знанием дела (должно быть, формулировала в голове эту мысль все два часа, пока шла картина, чтобы выдать под занавес что-нибудь умное).
И как бы глупо и банально это ни звучало, это кино действительно выполняет выше названное предназначение. Заставляет ценить простые вещи и простые возможности, которые мы изо дня в день воспринимаем как должное, в то время как рядом живут люди, лишенные самых, казалось бы, элементарных радостей и наипростейших дозволенностей. И да-да, это кино заставляет после просмотра прийти домой и прикоснуться к близкому человеку (если таковой, конечно, имеется), вложив в это обыкновенное прикосновение чуть больше смысла, чем обычно.
Можно, конечно, держать марку непрошибаемого циника. Но зачем? «За пять шагов до любви» – смешное, грустное, живое, сентиментальное, всецело мелодраматичное, но, как ни крути, приятное и обаятельное кино, побуждающее сопереживать и симпатизировать героям, болеть за то, чтоб их болезнь отступила.
Фильм Джастина Бальдони, который в первую очередь известен как актер (в частности, по сериалу «Девственница Джейн») и как фанатичный феминист, является экранизацией одноименного молодежного бестселлера. Главные герои этой клинической лав-стори – семнадцатилетние Уилл и Стелла, которые проходят лечение от муковисцидоза (генетического заболевания, сопровождаемого чрезмерным накоплением слизи в легких, что значительно утрудняет дыхание). Больных муковисцидозом можно лишь поддерживать, но невозможно вылечить, и в большинстве случаев они умирают молодыми. Единственное, что отсрочивает конец, – трансплантация легких. Но пересадка неосуществима в том случае, если муковисцидоз осложнен бактериальной инфекцией.
Стелла находится в очереди на пересадку и ожидает подходящие легкие. Уилл выпал из очереди после того, как подхватил опасную бактерию, и теперь проходит курс экспериментального лечения. Но до сих пор положительных результатов среди больных с его диагнозом не было, так что шансы ничтожно малы. Уилл утратил надежду и не скрывает своего пессимистического настроя. Стелла наоборот, воодушевлена перспективой получить новые легкие и наконец покинуть больничную койку, которая стала для нее постоянной пропиской. Уилл безалаберный и разуверившийся. Стелла – целеустремленная перфекционистка. Они очень разные. Они живут в соседних палатах. Им нельзя подходить друг к другу ближе, чем дистанция в пять шагов, и тем более нельзя друг друга касаться, так как Стелла может заразиться бактерией Уилла, и тогда прощайте, новые легкие. Они по-разному смотрят на мир. И они, конечно же, влюбляются друг в друга.
Смотрите легально на MEGOGO
Подростковые лав-стори, отягощенные трагизмом смертельного недуга, – отдельный сусально-романтический жанр, который обычно любят зрители (вернее зрительницы, которых хлебом не корми, дай поплакать в кино) и терпеть не могут прожженные, закаленные критики, плюющие на слащавость и душещипательность с высоты высоколобого знатока. Но фильм Бальдони оплевать и возненавидеть сложно. Он не только попадает в самое яблочко своей целевой аудитории (и не последнюю роль в этой прицельной точности и сражении наповал отыгрывает, конечно же, неоперившийся шарм Коула Спрауса, звезды сериала «Ривердэйл», безоговорочного кумира тинейджеров), но и переигрывает по многим пунктам фильмы-аналоги вроде «Не сдавайся» Гаса Ван Сента с Мией Васиковской и «Виноваты звезды» с Шейлин Вудли и Энселом Элгортом.
От созвучных историй «За пять шагов до любви» отличает, к примеру, замкнутое место действия, которое практически не выходит за стены больницы. Декорации клиники – не холодные, но по возможности теплые и раскрашенные в радужные цвета, будь то краски пилюль или рисунков, которыми увешаны стены больничной палаты, – здесь становятся и местом знакомства, и местом первого свидания, и местом первого интимного момента, и местом первой размолвки, и местом первого примирения… словом, местом всего на свете, что в обычной жизни раскидано во времени и по разным локациям.
«За пять шагов до любви» – это «Виноваты звезды», скрещенные с «Ромео и Джульетта». Хрупкая влюбленность юных героев воюет не только с преградой осознания скорой и неотвратимой смерти, но и с физической невозможностью быть вместе, быть полноценно близкими. И зритель, измученный этой суровой дистанцией не меньше, чем сами персонажи, ждет кульминационного прикосновения с таким же нетерпением и волнением, как в детективах ждет финального разоблачения убийцы, или поцелуя между Брюсом Уиллисом и Сибилл Шепард в сериале «Детективное агентство «Лунный свет».
Анастасия Лях
За пять шагов до любви (В метре друг от друга, Five Feet Apart)
2019 год, США
Продюсеры: Джастин Бальдони, Кэти Шульман
Режиссер: Джастин Бальдони
Сценарий: Микки Доутри, Тобиас Иаконис
В ролях: Хейли Лу Ричардсон, Коул Спраус, Мойзес Ариас, Кимберли Хеберт Грегори, Парминдер Награ, Эмили Бальдони, Гари Викс, Синтия Эванс
Оператор: Фрэнк Дж. ДеМарко
Композитор: Брайан Тайлер
Длительность: 116 минут/ 01:56