Когда Disney снимала «Мстители: Финал», ей нужно было подвести черту под историей продолжительностью в десять лет. А когда Disney снимала девятый эпизод «Звездных войн», ей нужно было подвести черту под историей продолжительностью в сорок лет, что как минимум в четыре раза если не сложнее, то ответственнее.
Финал «Мстителей» получился апофеозно смешным и апофеозно драматичным. Причем смешным исключительно там, где должно быть смешно, а драматичным исключительно там, где должно быть драматично. А шокирующие повороты вроде разжиревшего Тора или гибели нескольких ключевых персонажей получились шокирующе уморительными или шокирующе горькими. Последние «Мстители» вобрали в себя все и всех, и вместе с тем сохранили идеальный баланс; собрали воедино весь бэкграунд, все элементы пазла, все разрозненные лоскуты, и выдали восхитительно целостный пэчворк.
Финал же «Звездных войн» вышел пряно мелодраматичным. Смех и драма в нем перетасовались, перепутались, дезориентировали зрителя (к примеру, двое персонажей остроумничают по поводу своего новоиспеченного генеральского звания вместо того, чтобы блюсти траур по любимому предыдущему генералу; а двое противников попеременно спасают друг друга и рьяно жертвуют собой, внезапно сливаясь в дисгармоничном поцелуе, что вместо сопереживания вызывает в зале смех). Шокирующие повороты выдались нелепыми (вроде скоропостижного шпиона в самом сердце Верховного порядка). А целостность заключительного слова оказалась обособленной в том смысле, что сюжет сложился сам по себе, без особой оглядки на все предыдущие части; то есть сценарий интенсивно использовал прежние образы, но не использовал прежние действия.
Продолжительность франшизы в сорок лет нуждается в запредельно эпической концовке. Так что масштабность, зрелищность, динамика финальной части действительно зашкаливают. Причем Дж. Дж. Абрамс устраивает экшн не только в привычной для этой киновселенной пустыне, но и в воде, что для «Звездных войн» совсем непривычно (что куда характернее для, к примеру, «Джона Уика», обожающего сочетание неона и дождя). И как же красива битва на останках затонувшей Звезды смерти посреди гигантских агрессивно бушующих волн (которые чуть поменьше, чем в «Интерстелларе», но все равно монструозны), когда в мокром хаосе непогоды, в сонме хлещущих брызг, светятся красной и синей люминесценцией скрещенные мечи… Но Абрамс «сливает» концовку в чрезмерно усердных попытках угодить фанатам и выразить уважение творению Джорджа Лукаса и самому творцу.
На самом деле увлеченность Абрамса мелодраматизмом была очевидна еще в «Пробуждении силы». Его сентиментальное и трепетное отношение к старым звездам франшизы местами окрашивало современный блокбастер эдакой пенсионной ностальгией (чего совсем не было у Райана Джонсона в «Последних джедаях», которые несправедливо были оплеваны фанбазой). А в «Скайуокере» этот мелодраматизм стал сродни трилогии приквелов. Кажется, будто Абрамс прошерстил все соцсети и тематические сообщества, собрал воедино все фанатские пожелания и сюжетные рецепты для развязки и любезно их реализовал. В итоге случился переизбыток не только страстей, но и призраков прошлого, причем буквальных.
Смотрите легально на MEGOGO
Финал «Звездных войн» созвучен с финалом «Игры престолов» (здесь даже аналогичный вакантный трон маячит в кадре). Сперва фаны захотели, чтобы Сноу и Дейенерис полюбили друг друга, – и получили это. Затем захотели (поскольку счастливая свадьба уж совсем выбивалась из тональности шоу, к тому же одобряла инцест), чтобы дело закончилось смертью одного из влюбленных – и получили и это тоже. Но только если в Вестеросе шекспировские страсти были хотя бы растянуты во времени (любовь в одном сезоне, смерть – в другом), то в девятом эпизоде космооперы любовь и смерть выданы в экспресс-режиме. И да, актер Ричард Э. Грант был совершенно прав, когда говорил, что поклонников саги ждет «синдром Игры престолов», имея в виду, что зрители едва ли будут довольны концовкой.
Через фокусировку сюжета на кровных скрепах, то есть связях родителей и детей, связях поколений, девятый эпизод якобы подразумевает связь эпох, связь фанатской преданности, связь всех-всех фильмов о далекой-далекой галактике, включая не только эпизоды основной линии, но и ответвления вроде неожиданно блистательного и особенного, сумрачного и драматичного «Изгоя-один». Дети неотделимы от отцов. «Звездные войны» нулевых неотделимы от «Звездных войн» 70-х. И в то же время история «Скайуокера» всячески подчеркивает, что личный выбор каждого важнее родственных уз, важнее голоса крови, он делается сердцем и способен пересилить зов предков, к чему бы тот ни призывал. Вот и Абрамс, несмотря на оммаж всему, что создал Лукас, в итоге послушал собственное сердце. А сердце взяло и подвело.
Анастасия Лях
Звездные войны: Скайуокер. Восход (Star Wars: The Rise of Skywalker)
2019 год, США
Продюсеры: Кэтлин Кеннеди, Дж. Дж. Абрамс, Мишель Рейван
Режиссер: Дж. Дж. Абрамс
Сценарий: Дж. Дж. Абрамс, Крис Террио
В ролях: Кэрри Фишер, Марк Хэмилл, Адам Драйвер, Дейзи Ридли, Джон Бойега, Оскар Айзек, Энтони Дэниелс, Наоми Экки, Донал Глисон, Ричард Э. Грант, Лупита Нионго, Кери Расселл, Йонас Суотамо, Келли Мэри Трэн, Иэн МакДермид, Билли Ди Уильямс
Оператор: Дэн Миндел
Композитор: Джон Уильямс
Длительность: 155 минут/ 02:35