Бегство за молодостью – приближение старости
Оставить незамеченным фильм “Зильс-Мария” Оливье Ассайаса, у которого в рубрике “похожее” находятся картины таких атлантов как Алехандро Гонсалес Иньярриту (“Бёрдмен”) и Паоло Соррентино (“Молодость”) – невозможно. “Зильс-Мария” был номинирован в 2014 году на Каннском фестивале на золотую пальмовую ветвь, но так и остался конкурсантом, отдав победу “Зимней спячке”. Как интересный факт: идею для сценария фильма подкинула сама Жюльет Бинош, которая исполнила главную роль.
Действие разворачивается в поезде на пути в Цюрих, где уже не молодая, но все еще та Мария Эндерс (Жюльет Бинош) вместе со своей помощницей Валентиной (Кристен Стюарт) направляется на церемонию вручения престижной награды от имени автора и режиссера, которому она обязана своим ранним признанием, Вальгельма Мельхиора, живущего ныне отшельником в швейцарской деревне Зильс-Мария. Повисшая в круговороте личных проблем, она узнает за несколько часов до церемонии о скоропостижной смерти своего ментора. И теперь вместо торжественного мероприятия все обращается в гражданскую панихиду, на которой один режиссер предлагает побывать в совершенно другом амплуа; в том, которое ей так ненавистно.
Оливье Ассайас решил использовать постмодернистский приём «пьесы в пьесе» (таким же способом руководствовался Роман Полански в своей картине “Венера в мехах”), так как весь фильм строится на рассказе о том, как проходит подготовка к роли через все стадии неизбежного: отрицание, гнев, торг с собой, депрессия и наконец принятие, как самого себя, так и своего протеже. Зрителю всегда будет интересно наблюдать за кулуарными делами и перевоплощениями в другой образ.
Актерская игра Жюльет Бинош в этом фильме заставляет посмотреть на нее с другой стороны. Будучи всегда женственной и элегантной, вспомнить тот же “Шоколад”, здесь она предстает иной – более зрелой и мужественно-самодостаточной. Кристен Стюарт в роли помощницы, как всегда с минимальным набором эмоций, играет натурально. Не стоит относится скептично к ее натуре, просто в каждую сыгранную ею роль, она вносит настоящую себя. Хлоя Грейс Морец, выросшая, как в жизни, так и в картине, на фильмах Бинош, олицетворяет эпоху тин-звезд. Не побоюсь даже сравнить: если “обложка” современной музыкальной индустрии – это Майли Сайрус, то кино – Грейс Морец.
Смотрите легально на MEGOGO
Весь фильм построен на диалогах; на диалогах об эпохах. Время так упорно и неумолимо бежит, что даже не успеваешь заметить то, как эти вопросы врываются в твою жизнь. Сначала ты безрассудная, юная актриса, которой все равно кого и как играть, а потом проходят года, с тебя требуют того же, а ты – не та, ты изменилась, причем не осознав этого сама. Теперь смотришь на жизнь под другим углом, как, собственно, и на эти одноименные облака Зильс-Марии, которые надо искать под правильным ракурсом в нужное время.
“Зильс-Мария” – проекция жизни главной героини на саму пьесу. Ей тяжело изобразить себя слабой и уязвимой, но, увы, это необходимо сделать. Глубинный страх вынуждает быть деспотичной со своей ассистенткой, чтобы не выронить бразды правления из своих рук и полностью не потерять самообладания. Без принятия себя настоящей и того, что сделало с тобой время, на пару с обстоятельствами – никогда не позволит обрести способность к наслаждению жизнью.
Анастасия Приходько
Зильс-Мария (Clouds of Sils Maria)
2014 год, Франция, Германия, Швейцария
Продюсеры: Шарль Жилибер, Сильви Барте, Карл Баумгартнер
Режиссер: Оливье Ассайас
Сценарий: Оливье Ассайас
В ролях: Жюльет Бинош
Кристен Стюарт
Хлоя Грейс Морец
Ларс Эйдингер
Джонни Флинн
Ангела Винклер
Ханнс Цишлер
Нора фон Вальдштеттен
Брэйди Корбет
Алёша Штадельман
Оператор: Йорик Ле Со
Длительность: 124 минут/ 02:04