«Welcome to the urban jungle» («Добро пожаловать в урбанистические джунгли») – гласит слоган новой пиксаровско-диснеевской анимации «Зоотрополис». Все как обычно: Disney предлагает детишкам толпу забавных зверушек, а Pixar предлагает взрослым сатиру на социум с множеством метафор и подтекстов. И понятно, что урбанистические джунгли – это мы с вами, разделенные на овец и волков, а вернее на овец, волков и волков в овечьей шкуре.
Зоотрополис – мегаполис, в котором обитают исключительно животные, то есть заповедная зона, куда не ступала нога человека. Вот только здесь у зверей и без человека все по-человечески, причем во всех смыслах слова. По-человечески есть закон и порядок, суд и полиция, мэр и городская администрация. По-человечески все якобы равны, все пасутся на одной лужайке и пьют из одного водоема. По-человечески хищники и травоядные живут рука об руку, плечо к плечу. И по-человечески же здесь царят расизм, ксенофобия и дискриминация. Словом, жить «как человек» и «по-человечески» – понятия не просто разные, а диаметрально противоположные.
Молодая бойкая крольчиха Джуди Гоппс, с отличием окончившая полицейскую академию и полная юношеского максимализма, оптимизма, идеализма, прибывает в Зоотрополис на свое первое место службы. Но суровое начальство во главе с грубым и грозным быком, вернее буйволом, не воспринимает Джуди всерьез (маленькая, пушистая, еще и баба) и отправляет новобранца выписывать штрафы за просроченную парковку (Зоотрополис – город-утопия, так что в неположенных местах здесь не паркуются, но просрочить стоянку может каждый, даже самый порядочный и законопослушный гражданин). А тем временем происходят странные вещи: плотоядные горожане бесследно исчезают, а если и возвращаются, то с приступами бешенства.
Волею случая Джуди выпадает шанс проявить себя: отыскать пропавшего без вести пана Выдревского, на которого начальство попросту «забило». А ее невольным помощником в деле становится лис по имени Ник Уайлд (в оригинале фамилия Wilde, естественно, отсылает к эпитету «дикий», «wild»), отъявленный мошенник, аферист и прохиндей…
У руля «Зоотрополиса» стояли такие мастеровитые мастера, что не получиться мультфильм никак не мог (а даже если бы не получился, критики как минимум оценили бы абсолютно новый фантазийный мир, кропотливо созданный с нуля, а не паразитирующий на затертых до дыр историях и персонажах). В режиссерском кресле уместились сразу трое: Байрон Ховард («Вольт», «Рапунцель»), Рич Мур («Ральф») и дебютант Джаред Буш. А контролировал процесс пиксаровский кит Джон Лассетер.
Смотрите легально на MEGOGO
И хотя в адаптированном украинском заглавии «Зоотрополис» потерялось слово «утопия» (Zootopia), зато возникли новый смысл и новая отсылка. Сложно не уловить созвучие с легендарной немой антиутопией Фрица Ланга «Метрополис», в которой общество было строго разделено на наземный рай и подземный ад. Авторы анимации, конечно же, ратуют за равноправие, толерантность, космополитизм, ксенофилию и приводят сюжет к неминуемому хэппи-энду, но по дороге, пользуясь стилистическим инструментарием классической басни, изобличают глобальные человеческие пороки: дискриминацию, нетерпимость, расизм и ксенофобию.
Когда Джуди Гоппс оказывается единственной женщиной среди широкоплечих мужланов, единственным кроликом среди быков и волков, и ее отсылают клеить бумажки на лобовые стекла вместо серьезных расследований – вот вам пожалуйста половая дискриминация. Когда начальник полицейского управления, буйвол-мордоворот, игнорирует заявление пани Выдревской (выдры акцентированно польского происхождения) о пропаже мужа и бессовестно выпроваживает убитую горем пожилую леди из участка – вот вам пожалуйста пренебрежительное отношение к иммигрантам. Когда лиса считают плутом только потому, что он – лис, – вот вам пожалуйста неприкрытый расизм: черный – значит преступник.
«Видимо, в хищниках от природы заложена дикость», – ляпает не подумав Джуди на пресс-конференции. А затем с угрызением совести наблюдает, как добродушный в меру упитанный гепард-секретарь, который и мухи-то не обидит, уныло сгребает со стола свои вещи и плюшки.
Каждый раз чертыхаетесь, когда выстаиваете длинные очереди в паспортном столе или ОВИРе? Причем вовсе не потому, что навал людей, а сугубо из-за неторопливости и необъяснимого нежелания персонала идти навстречу клиенту? Вот вам пожалуйста блестящая сатира на бюрократию с участием очаровательно заторможенных ленивцев в шкуре флегматичных канцелярских служащих.
Помимо острых социальных метафор и самоочевидных аллегорий «Зоотрополис» под завязку набит превосходными кинематографическими аллюзиями. Так, например, в кадре появляется химик-баран в желтом защитном костюме, варящий некое синее снадобье, с красноречивой отсылкой на Уолтера Уайта/ Хайзенберга из сериала «Во все тяжкие». А также микроскопическая, но очень опасная и влиятельная мышь с харизматичной хрипотцой в голосе, в элегантном костюме с красной бутоньеркой и со словами: «Нет, ты приходишь ко мне в дом, в день свадьбы моей дочери, и просишь…» (Марлон Брандо оценил бы).
А сама Джуди Гоппс напоминает и именем, и характером героиню Джоди Фостер в «Молчании ягнят», которая тоже была молодой и «зеленой», маленькой хрупкой женщиной в рядах больших брутальных копов, но единственная просекла причудливые мотивы убийцы и вышла на его след. К тому же в «Зоотрополисе» словосочетание «молчание ягнят» приобрело новые любопытные краски.
Может показаться, что создатели перепичкали мульт подоплеками и нравоучением. И не будь в нем столько отменного юмора, досконально продуманных деталей и динамичного интригующего сюжета, нагромождение недетских общественных смыслов и впрямь могло бы вызвать перенапряжение и усталость. Но авторы не зацикливаются на иносказании и не навязывают мораль, они предлагают зрителю захватывающее бадди-муви с элементами запутанного детектива и лихого боевика. А кто захочет – тот добровольно вынесет из этой байки уроки.
Анастасия Лях
Зоотрополис (Zootopia)
2016 год, США
Продюсеры: Кларк Спенсер, Моника Лаго-Кэйтис, Джон Лассетер
Режиссеры: Байрон Ховард, Рич Мур, Джаред Буш
Сценарий: Джаред Буш, Фил Джонстон, Байрон Ховард
Озвучка: Джиннифер Гудвин, Джейсон Бейтман, Идрис Эльба, Дж.К. Симмонс, Октавия Спенсер, Шакира
Композитор: Майкл Джаккино
Длительность: 108 минут/ 01:48