То ли это ханжество, то ли снобизм, то ли элементарное занудство, но западная пресса разругала отличную комедию. Надо же, некоторые ее даже назвали самым отвратительным фильмом года, а кое-кто расщедрился на целое десятилетие.
А меж тем «Игрушки для взрослых» – кино не просто смешное, но стильное, лихое, хулиганское, харизматичное, неординарное… и да, вульгарное, но лишь в том смысле, что растлевает всякое укоренившееся представление о куклах-маппетах. А снял его, между прочим, Брайан Хенсон, унаследовавший вселенную маппетов от своего легендарного отца Джима Хенсона, великого кукольника и мультипликатора.
Действие фильма разворачивается в альтернативном Лос-Анджелесе, где люди и махровые куклы, набитые ватой, живут плечом к плечу. Раньше куклы владели такими же правами, что и горожане из плоти и крови, но много лет назад произошел трагический инцидент: полицейский-кукла промахнулся, стреляя в куклу-преступника, и застрелил невиновного. Власти решили, что куклам не хватает духу убивать себе подобных, а следовательно, они не могут работать в полиции. Права махровых (которых оскорбительно стали называть «носками» по аналогии с другим словом на «н», предназначенным для черных) сильно урезали, и жизнь их стала довольно безрадостной.
Бывший коп, застреливший случайную жертву, открыл частное сыскное агентство, завел секретаршу с легкомысленным именем Баббл (в переводе «пузырь») и начал решать мелкие интимные дела зажиточных клиенток и клиентов. Как, например, дело огненно-рыжей фатальной красотки-сексоголички, которую взялся шантажировать один из ее многочисленных любовников. Но когда в городе один за другим начинают умирать от рук неизвестного убийцы бывшие звезды некогда популярного кукольного телешоу, в котором главный герой и сам принимал участие, сыщик не может остаться в стороне. И это расследование сводит его с бывшей напарницей-человеком, которая в том злосчастном инциденте свидетельствовала против него.
В оригинале фильм называется «The Happytime Murders», что буквально означает «Убийства счастливого времени». Такое вот горько-ироничное заглавие подстать депрессивной эпохе классического детективного нуара. Авторы дотошно пародируют мрачную, пессимистичную нуарную атмосферу; сюжет, завязанный на циничных убийствах и загадочной роковой соблазнительнице; главного героя, который ведет рассказ от первого лица, всегда хмурится, выпивает в одиночестве, выглядит помятым и низким прокуренным голосом вещает диагнозы человечеству, лишенные всякой надежды.
Смотрите легально на MEGOGO
Пожалуй, нужно быть готовым к сценам, где куклы занимаются неистовым сексом и «сперма» фонтанирует на все стены, потолок и невольных свидетелей страсти. Или где кукольная ля фам фаталь перебирает в полицейском участке ногами, не имея под платьем нижнего белья (естественно, это аллюзия на Шэрон Стоун из «Основного инстинкта»), и зрителю открывается тряпичная вагина с синтетическими фиолетовыми волосами. Но тут нужно принять кинематографическую условность данного проекта: куклам простительно участвовать в пошлых сценах, и это не будет выглядеть пошло, потому что они – куклы (безусловно, Чарли Кауфман в «Аномализе» поступил с кукольной сексуальностью несравнимо тоньше, изящнее, но, по сути, он воспользовался той же условностью: секс между куклами можно показывать предельно откровенно, поскольку это куклы, а не люди).
Куклы здесь выступают аллегорией этнических и расовых меньшинств, права которых, ясное дело, ущемляются и попираются. Поэтому некоторые из махровых стремятся как можно больше походить на людей и для этого даже прибегают к пластическим операциям. Так, в фильме есть персонаж, экс-участник все того же упомянутого телешоу, который сделал ринопластику (нос картошкой, свойственный маппетам, переделал на более тонкий, «человекоподобный») и отбелил синюю кожу (тут, конечно же, напрашивается аллюзия на Майкла Джексона, отбелившего черную кожу и переделавшего широкий афроамериканский нос на нечто очень хрупкое и едва заметное).
Детектив-нуар, бадди-муви и кукольная анимация – коктейль не просто редкий, но, кажется, эксклюзивный. Можно и стоит, конечно же, вспомнить культовую и четырежды оскароносную работу Роберта Земекиса «Кто подставил кролика Роджера», где живые актеры также соседствовали с мультяшными персонажами (только не кукольными, а рисованными) и где также жанр классического нуара совмещался с комедией. Собственно, именно историей про кролика Роджера наверняка и вдохновлялись создатели «Игрушек для взрослых» (в частности, срисовали рыжеволосую секс-бомбу с Джессики Рэббит). Только перенесли действие из 1940-х (родной эпохи нуара) в современность. И хочется отметить, что несмотря на «Оскары» и в целом высокий рейтинг, работа Земекиса в свое время тоже вызвала у многих отторжение, причем как у зрителей, так и у некоторых критиков. Недовольные отмечали неоднозначность общей концепции, в которой комичные мультяшные персонажи были вписаны в мрачную атмосферу нуара, наполненную жестокими убийствами и навязчивым сексом. Фильм ругали за неуместность, противоречивость и очернение любимых детских героев.
Напомним, кстати, одно из главных правил комедии (не черной комедии, а просто комедии): насилие в ней допускается при условии, что оно ни в коем случае не выглядит убедительно, правдоподобно, реалистично. Насилия было полным-полно даже в «Томе и Джерри», которые постоянно, что называется, делали друг другу больно (особенно мышь коту). Но боль никогда не сопровождалась кровью. Так вот в «Игрушках для взрослых» нет ни капли крови, потому что в «жестоких» сценах участвуют исключительно куклы, а когда последних расстреливают или разрывают на куски собачки – летят не брызги крови и не ошметки мяса, а вата и лоскуты ткани. А когда на стены фонтанирует «сперма» – она же напрочь не похожа на сперму, очевидно же, что из баллончика, спрятанного от глаз зрителя, фонтанируют взбитые сливки или пена для бритья.
Словом, если вы считаете, что оранжевый фаллоимитатор в руках кукольного кролика, названный «морковкой», ниже вашего достоинства, то идти на «Игрушки для взрослых», пожалуй, не стоит. Но если вы в принципе относитесь с симпатией к комедиям для взрослых и готовы к экспериментам в рамках этого жанра – добро пожаловать в мир альтернативных маппетов, которые существенно выросли из коротких штанишек семейного телешоу.
Анастасия Лях
Игрушки для взрослых (The Happytime Murders)
2018, США
Продюсеры: Мелисса МакКарти, Брайан Хенсон, Бен Фальконе
Режиссер: Брайан Хенсон
Сценарий: Тодд Бергер
В ролях: Мелисса МакКарти, Элизабет Бэнкс, Майя Рудольф, Джоэл МакХэйл, Синти Ву, Лесли Дэвид Бэйкер, Майкл МакДональд
Оператор: Митчелл Амундсен
Композитор: Руперт Грегсон-Уильямс
Длительность: 91 минута/ 01:31
Коментарі закрито.