С первого взгляда не догадаешься, но «Каникулы» – это перепевка одноименной роуд-комедии 1983 года с легендарным Чеви Чейзом, положившей начало популярной франшизе о злополучных путешествиях незадачливого среднестатистического американского семейства по фамилии Гризвольд. Новая лента – римейк и сиквел одновременно, в котором дань прошлому сочетается с приспосабливанием к настоящему (и перевесом последнего).
Оригинальные «Каникулы» снял скончавшийся в прошлом году Харольд Рэмис, так что перезапуск – это еще и дань памяти прекрасному режиссеру и сценаристу, подарившему нам «День сурка», «Анализируй это» и «Охотников за привидениями». Сценарий «Каникул» написал Джон Хьюз (также ныне покойный), в арсенале которого такие комедийные хиты 80-х, как «Клуб «Завтрак», «Выходной день Ферриса Бьюллера», «Один дома», «Кудряшка Сью». Будучи, казалось бы, приключением для всей семьи, «Каникулы» в свое время получили взрослый прокатный рейтинг, однако сумели при этом собрать отличную кассу. Плюс удостоились хвалебных рецензий (рейтинг фильма на rottentomatoes сегодня составляет 95%).
Впоследствии под руководством других постановщиков вышло три продолжения, в которых главу семейства Гризвольдов, простака-недотепу с комплексом альфа-самца, неукоснительно играл Чеви Чейз. «Европейские каникулы» не снискали зрительской любви, зато ее вернули «Рождественские каникулы». Четвертая же и последняя часть эпопеи о том, как не нужно проводить отпуск и праздники (и первая серия, к сценарию которой не приложил руку Джон Хьюз), опустилась до самого детского прокатного рейтинга и с зазвонистым побрякиванием провалилась. «Каникулы в Вегасе» 1997-го положили временный конец долгоиграющей франшизе.
И вот спустя тридцать с лишним лет после премьеры первой картины на экраны вышел пятый фильм о Гризвольдах. С одной стороны, он стал продолжением, так как сделал главным героем Расти Гризвольда, сына персонажа Чеви Чейза. С другой – не особо изобретательным римейком, поскольку бессовестно скопировал большинство сцен оригинальных «Каникул». Расти, переживающий некоторый кризис супружества, родительства и американской семейной идиллии в целом (жена пресытилась однообразием и тусклым бытом, а двое сыновей ненавидят друг друга), решает пуститься в ностальгическую авантюру и повторить сомнительный подвиг отца, отправившись за несколько тысяч километров в тот же парк развлечений, что и в далеком прыщаво-брекетном детстве.
Брекеты, к слову, сценаристы тоже повторили. Их носит старший сын Расти.
Смотрите легально на MEGOGO
Обделенные фантазией авторы пошагово воспроизводят сцены, снятые Харольдом Рэмисом: покупка несуразного уродливого авто, стремный мотель с безуспешной попыткой заняться сексом втихаря от детей, журнальная красотка на «феррари», заезд к прибабахнутым родственникам, несчастный случай с животным, облом в бассейне, стычка на аттракционе. Вот только если в оригинале комедийная чернуха была условной и остроумной, в римейке она буквальная и отвратная. К примеру, зритель не видел смерть злобного пса, которого герой Чейза якобы забыл отвязать от бампера, нам щадяще показали лишь болтающийся пустой поводок. В новой же версии аналогичный эпизод выглядит как непреднамеренное убийство квадроциклом коровы, при котором куски говядины летят по всему экрану и с головы до ног облепливают Эда Хелмса.
Чтобы не быть голословной, приписывая черное остроумие сценарию Джона Хьюза, можно вспомнить сцену с кончиной тетушки Эдны, труп которой семейство Гризвольдов, упорно не желающее расставаться с мечтой о парке развлечений, оставило под дождем на стуле. «Надеюсь, детки, вы усвоили урок о жизни и смерти», – говорит мама, на что прагматичная дочь отвечает: «Так точно: не умирай, когда никого нет дома».
Однако создателям римейка подобные шутки, видимо, кажутся старомодными и неактуальными для молодого современного поколения, отправившегося в кино. Они уверены, что интеллектуальный уровень сегодняшней аудитории не выходит за рамки слова «анилингус», лобковых волос, многоразовой рвоты пивом и обмазывания дерьмом вместо лечебной грязи. При этом самих авторов нельзя назвать ограниченными или чего хуже тупыми. Они хлестко высмеивают лайки в фейсбуке и ловко юморят про албанскую «хонду» с двумя парами зеркал, повернутых друг к другу. Стало быть, не собственную планку понижают, а принижают мозговые способности и духовные потребности зрителя.
Имеет место тот неловкий момент, когда камео смотрятся гораздо ярче и комичнее, чем все фрагменты с главными актерами. Чарли Дэй в образе слетевшего с катушек суицидального инструктора по сплаву с препятствиями смешнее и природнее любой резиновой ужимки Эда Хелмса. Звезда «Ходячих мертвецов» Норман Ридус появляется в таком виде, будто сбежал прямиком со съемочной площадки сериала. А Крису Хемсворту сам бог велел играть сексуального бога.
Когда-то рейтинг R присваивался за демонстрацию обнаженной груди и циничную сатиру, а теперь за сложное слово латинского происхождения про задний проход, намалёванный на автомобильной дверце пенис и раскиданные коровьи ошметки.
Анастасия Лях
Каникулы (Vacation)
2015 год, США
Продюсеры: Крис Бендер, Дэвид Добкин, Ричард Бренер
Режиссеры: Джон Фрэнсис Дейли, Джонатан М. Голдштейн
Сценарий: Джонатан М. Голдштейн, Джон Фрэнсис Дейли, Джон Хьюз
В ролях: Эд Хелмс, Кристина Эпплгейт, Скайлер Джизондо, Стил Стеббинс, Крис Хемсворт, Лесли Манн, Чеви Чейз, Беверли Д’Анджело, Чарли Дэй
Оператор: Бэрри Петерсон
Композитор: Марк Мазерсбо
Длительность: 99 минут / 01:39