А Йен Кертис умер у тебя на глазах… Эта строчка из песни Егора Летова, испытавшего заметное влияние творчества манчестерского чудаковатого эпилептика, наконец-то обрела зримую реальность в фильме 2007 года Антона Корбейна. Переквалифицировавшись из фотографов и клипмейкеров в полноценные режиссеры, голландец решил вспомнить свою рок-н-ролльную молодость и снять фильм об одной из трагических и загадочных фигур британской музыки рубежа эпох.
Йен Кертис умер в совсем юном возрасте, как по нынешним цивилизованным меркам, даже не успев войти в символический «клуб 27», открывшийся трагическим уходом кумиров 60-х (Джоплин, Хендрикс, Моррисон) и регулярно пополнявшимся в более поздние времена (Кобейн, Эми Уайнхаус). Кертис покончил с собой в 24 года на фоне глубокой депрессии и прогрессирующей болезни, которая отравляла ему последний период жизни. Самоубийство дело тонкое и вызывающие целую гамму и смесь противоречивых и трагических чувств у тех, кто остается в живых. «А все вы остались такими же», как пел все тот же лидер омских панков, выросший до масштаба подлинно русского поэта конца ХХ — начала ХХІ века. Ведь народным, настоящим тебя делают не премии и награды, а способность быть самим собой, несмотря ни на какое давление и соблазны.
Корбейн не стал делать из баойпика Кертиса, которого он знал лично, очередной большой рок-н-рольный миф (или большое рок-н-ролльное надувательство, кому как больше нравится), как, например, сделал с легендой о Джиме Моррисоне американский режиссер Оливер Стоун. Возможно, просто потому что северный Манчестер — это совсем не южная Калифорния, слишком большой контраст в климате, да и в ментальности.
Корбейн с ходу берет другую тональность и интонацию для своего рассказа. Скромно, сжато, минималистично. Голландец не зря проработал столько лет фотографом. Черно-белая пленка, кроме обыденности происходящего, в тоже время, позволяет более рельефно высветить характер персонажей.
Такая обычная на вид история, обычного, на первый взгляд парня. Увлечение роком и бунтарством в поздние школьные годы. Первое любовное увлечение. Ранний брак, ребенок. Мечты о звездной славе? Почему бы нет. На слуху и на виду яркие примеры, таких же обычных английских пареньков, выбравшихся из забитой провинции к вершинам мировой славы. Вторая половина 70-х. Время панка и крушения прежних авторитетов. Звезды 60-х слишком зажирели и покрылись толстым слоем глянца. Пора их сбрасывать с круизного парохода музыкальной индустрии.
Смотрите легально на MEGOGO
Все бы ничего. Да вот только у Йена проявилась вдруг такая опасная болячка как эпилепсия. Да и с женой все не так. Приходит новая любовь, но чувство долга и старой привязанности продолжает грызть изнутри. Да по ночам в своих странных снах Кертис продолжает летать над ночным Манчестером.
И вот, за шаг до мирового признания (продюсеры уже договорились о турне по США), Йен делает шаг в большую и черную неизвестность. Кто его вправе судить за это? Корбейн, основываясь на своих личных переживаниях и мемуарах жены гения от рок-н-ролла — так рано вспыхнувшего, так рано погасшего, пытается честно разобраться во всем и просто показать зрителю, не давая никаких оценок. Вот, жил такой парень. Вот так он любил, чувствовал, писал песни, которые остаются популярными и по сей день. Что в нем было еще такого, необычного. Неужели только такая ранняя и сумбурная глупая смерть так его прославила? Каждый будет решать для себя сам. А потом взять и послушать одну из таких странных мрачных и неповторимых композиций Joy Division – жизнь она такая разная и непонятная, но всегда у тебя есть выбор. Даже если выбора, по сути, и нет.
Иван Буйный
Контроль (Control)
2007 год, Великобритания, США, Австралия, Япония
Продюсеры: Антон Корбейн, Тодд Экерт, Ориан Уильямс
Режиссер: Антон Корбейн
Сценарий: Мэтт Гринхалг, Дебора Кертис
В ролях: Сэм Райли
Саманта Мортон
Александра Мария Лара
Джо Андерсон
Джеймс Пирсон
Гарри Тредэвэй
Крэйг Паркинсон
Тоби Кеббелл
Эндрю Шеридан
Роберт Шелли
Оператор: Мартин Руе
Композитор: New Order
Длительность: 122 минуты / 02:02