«Не знаешь, как играть, – играй странно», – сказал один из героев блестящей театральной трагикомедии «Упражнения в прекрасном». Не знаешь, что сказать о фильме, – скажи «странный». Полуисторическая полудрама-полукомедия «Кровь моей крови» – кино действительно дико странное, но крайне любопытное, не поддающееся однозначной трактовке и логическому объяснению. На Венецианском смотре лента удостоилась приза кинокритиков ФИПРЕССИ.
«Кровь моей крови» – новая режиссерская работа итальянского мэтра Марко Беллоккьо, многократного призера Венеции, Берлина и Канн. Конечно же, больше других фестивалей постановщика-земляка почитает Мостра.
Сюжетная линия состоит из двух равных частей, на первый взгляд совершенно не связанных друг с другом. Первая переносит зрителя на несколько столетий назад, в темные часы инквизиции и охоты на ведьм. Действие разворачивается в маленьком старинном итальянском городке Боббио, в реально существовавшем там одноименном монастыре. Монахи предают церковному суду девушку по имени Бенедетта, которая якобы вошла в сговор с князем тьмы (дьяволом, сатаной, лукавым) и соблазнила священника, после чего тот покончил с собой. А поскольку суицид – страшный грех, тело самоубийцы снесли на ослиное кладбище вместо того, чтобы похоронить со всеми почестями как духовное лицо. Свидетелем пыток, призванных разговорить искусительницу, становится брат-близнец усопшего Федерико, прибывший в монастырь с единственной целью – перехоронить любимого брата как положено. Но это станет возможным только в том случае, если Бенедетта признает свою вину.
Первая часть фильма – это сплошное сексуальное напряжение, которое испытывает Федерико под чарами Бенедетты. В мрачной удушливой атмосфере варварского средневекового невежества, церковной тупости и садизма, под звуки рок-баллады «Nothing Else Matters» Metallica в исполнении девичьего хора, женщина мучится от физического истязания и морального унижения, а мужчина терзается от запретного вожделения. Федерико мечется между влечением к грешнице и долгом перед братом. Так, монастырь становится обителью порочного сексуального возбуждения, которое обретает наибольшую силу именно там, где существовать не должно. И две рыжеволосые горничные, постарше и помоложе, попривлекательнее и пострашнее – словно прислужницы Дракулы или змеи из Эдемского сада.
– Вы ее сожжете?
– Это не твоя забота.
– Она вернется. И когда-нибудь непременно отомстит всем нам.
Смотрите легально на MEGOGO
Наши дни. На месте монастыря Боббио стоит одноименная заброшенная тюрьма, холодная и сырая, в которой скрывается престарелый граф-вампир, сбежавший от жены и всего мирского. В тюрьму наведываются налоговый инспектор и русский миллиардер-филантроп, жаждущий выкупить старинное здание. Городок Боббио наполнен фриками и сумасшедшими, псевдокалеками и псевдоусопшими, злостными неплательщиками налогов, прохиндеями и мошенниками. А неопределившаяся вдова графа требует либо алиментов, либо пенсии пропавшего без вести мужа. «Сегодня я увидел девушку, она прислуживала в кафе. Такая простая красота… улыбка… И я испытал желание. Нет, не хватать, кусать и сосать кровь, а смотреть, ласкать, защищать…», – признается вампир, «князь тьмы», в кресле стоматолога.
Если первая часть фильма выполнена в серьезном драматичном ключе, с соответствующим готичным музыкальным сопровождением, то вторая преисполнена гротеска и фарса. Будто бы наши дни – это не реальная жизнь, а сатира на нас самих, выросших из тех лживых узколобых священников, из того трусливого мужчины, что не посмел защитить женщину; эпоха тотальной зависимости от интернета и боязни налогового инспектора.
И совсем неслучайно Марко Беллоккьо выбрал местом действия именно монастырь Боббио, в свое время вдохновивший Умберто Эко на написание антиклерикального романа «Имя розы». Первая часть картины определенно созвучна и с книгой, и с ее единственной экранизацией 1986 года. Только вместо «Поэтики» Аристотеля – женское тело, а вместо неугодного богу смеха – неугодный богу секс.
«Кровь моей крови» – это посвящение женщине. В Бенедетте несложно угадать Марию Магдалину, на века попранную католической церковью (впрочем, и православье преподносит ее как «излеченную от семи бесов»). А название «Кровь моей крови» отсылает не иначе как к Святому Граалю, телу Марии и крови ее потомков.
Сложно сказать, что именно подразумевал Марко Беллоккьо, сооружая в одно целое две едва ли совместимые друг с другом части повествования. Что в пещере воскрес не Иисус, а Магдалина? Что защити Федерико Бенедетту, мир сейчас был бы совсем другим, лучше и нравственнее? Что итальянское общество, мечущееся между религией и распутством, завралось и прогнило? Что мировое общество завралось и прогнило?..
Зато ясно одно: она таки вернулась и отомстила.
Анастасия Лях
Кровь моей крови (Sangue del mio sangue)
2015 год, Италия/ Франция/ Швейцария
Продюсеры: Беппе Касчетто, Симоне Гаттони, Фабио Конверси
Режиссер: Марко Беллоккьо
Сценарий: Марко Беллоккьо
В ролях: Роберто Херлицка, Пьер Джорджо Беллоккьо, Альба Рорвахер, Лидия Либерман, Федерика Фракасси, Тони Берторелли
Оператор: Даниэле Чипри
Композитор: Карло Кривелли
Длительность: 106 минут/ 01:46