kinowar.com

Левша (Southpaw)

Зачекайте, будь ласка...

Это не экранизация одноименной повести Николая Лескова о тульском мастере, подковавшем блоху, а голливудская боксерская драма с Джейком Джилленхолом в главной роли. Далеко не совершенная в драматургическом плане, но зато показавшая актера, ранее воплощавшего на экране преимущественно деликатные образы, с совершенно нового ракурса, брутального и агрессивного. И надо сказать, свежее амплуа ему к лицу и к телу.

Билли Хоуп – чемпион в полутяжелом весе. Он не только любимец публики, объект пристального внимания репортеров, дойная корова для агентов и менеджеров, щедрая душа для друзей и мазохист, решительно, но глупо останавливающий удары противника лицом и никогда не покидающий ринг без кровавого месива вместо физиономии. Он еще и нежный муж и любящий отец. Однажды Хоупу приходится потерять все: жену, дочь, дом, карьеру, репутацию, средства к существованию, здравый рассудок и имя… А затем попытаться вернуть нормальную жизнь хотя бы частично и в корне изменить свою сущность. Иначе не значила б его фамилия надежду.

https://www.youtube.com/watch?v=h_pfQjSVI-w

Голливуд любит боксерские драмы. Причем как байопики («Бешеный бык», «Али», «Нокдаун», «Боец»), так и истории выдуманных личностей («Рокки», «Воин», «Малышка на миллион»). Билли Хоуп – вымышленный персонаж с вполне себе стандартной как для триумфальных американских мифов биографией. Сирота, сделавший себя сам и добившийся головокружительного успеха исключительно за счет собственных мозгов, правда, использованных не по прямому назначению, а в качестве груши. «Левша» – каноническая для голливудского кинематографа лайф-стори взлета и падения, фиаско и победы, которая местами чисто по-киношному (не в лучшем смысле слова) перегибает и фальшивит с драматизмом.

Сцена плача над телом умирающей жены (это не спойлер, а информация из официального синопсиса: героиню Рэйчел МакАдамс убивают в самом начале фильма), выполненная с явным режиссерским усердием и переусердствованием, не вызывает никаких эмоций. То ли оттого, что зритель за пятнадцать минут не успевает по очевидным причинам прикипеть к скоропостижно ушедшему из сюжета персонажу (а потому не нуждается в столь истерично трагичном и длительном фрагменте прощания). То ли оттого, что Джилленхол и МакАдамс уж слишком много раз произносят «Нет, нет, не покидай меня» и «Хочу домой» соответственно.

Смотрите легально на MEGOGO

Та же фиктивная интенсификация проскакивает в суде, когда дочь Билли Хоупа силой вырывают из рук отца и безжалостно разводят рыдающих родителя и ребенка в разные стороны. И это притом, что Хоупа даже не лишают родительских прав, а лишь настойчиво подталкивают к социализации и временно отдают девочку на государственное попечительство. Неужто нельзя дать папе спокойно обнять дочку и сказать пару ободряющих слов?

В какой-то момент в сюжете возникает скупая и краткосрочная линия подростка из неблагополучной семьи, с которым Билли заводит неблизкое приятельство и формальное наставничество. Опять же зритель едва ли успевает не то что проникнуться к мальчику, но хотя бы запомнить его лицо. Впечатление, будто парень оказывается в сценарии лишь для того, чтобы обусловить номинальный драматический монолог тренера Тика в исполнении Фореста Уитакера.

И в то же время режиссеру Антуану Фукуа удаются несколько пронзительных эпизодов. Кадр, где маленькая хрупкая дочь многократно хлещет Большого Билли Хоупа по лицу, не только нежно-щемящая, но и символичная: как и на ринге, боксер не закрывается, а открыто и смиренно встречает удары, то ли наказывая себя, то ли через боль и унижение взращивая глубоко забившееся в угол желание бороться. Вообще решение авторов посадить в зрительный зал трогательного ребенка вместо сексапильной красотки, прикусывающей губу в напряженные моменты, определенно удачно и верно.

И насколько более искреннее, чем крики над убитой женой в начале, финальное преклонение и покаяние героя, тихое и непоказное, в углу переполненной пестрыми людьми, шумной боксерской арены, под бездушный поставленный скороговорный треп комментатора.

Возможно, оператор перебарщивает с ракурсом фактурного бритого затылка Джилленхола и высеченным скульптурным профилем с татуировкой-ласточкой за ухом, но жилы и скулы Джейка так хороши, что каждое любование камеры не только прощается, но и приветствуется. После «Стрингера», для которого актер изрядно похудел, ему пришлось стремительно набрать внушительную мышечную массу, чтобы воплотить образ Билли в должной физической красе и рельефности. Когда в «Братьях» Джейк сыграл младшего, мягкого и тепличного, уступив солирование хищному и воинственному Тоби Магуайру, он, вполне вероятно, представлял себя на более выгодном и эффектном месте партнера. И вот в «Левше» ему выпала возможность это представление убедительно реализовать. Зритель впервые увидел на лице кумира животный гнев, и надо сказать, он идет ему не чуть не меньше, чем голубоглазое блеяние.

Анастасия Лях

левша кадр 2

левша кадр 3

левша кадр 4

левша кадр

левша кадр 5

Левша (Southpaw)

2015 год, США

Продюсеры: Тодд Блэк, Джейсон Блюменталь, Антуан Фукуа

Режиссер: Антуан Фукуа

Сценарий: Курт Саттер

В ролях: Джейк Джилленхол, Рэйчел МакАдамс, Форест Уитакер, Фифти Сент, Наоми Харрис

Оператор: Мауро Фиоре

Композитор: Джеймс Хорнер

Длительность: 123 минуты / 02:03

Зачекайте, будь ласка...

Коментарі