Восхищаясь эксцентричными характерами культовых персонажей, мы вряд ли представляем их старость. Например, старость Бонда, на котором трендовым мешочком висит костюм от Тома Форда, а внизу белеют мягонькие кроссовки, потому что от туфель болит косточка на стопе. И вместо мартини с водкой он пьет рижский бальзам, по привычке опрокидывая в рюмку оливку. И по той же привычке подмигивает из окна своей комнатушки в доме престарелых мимо проходящим молоденьким девицам, только теперь это больше похоже на нервный тик.
Вот и сейчас мы, захлебываясь необоснованным цепным восторгом, смотрим на Шерлока Холмса в инопланетном лице Бенедикта Камбербэтча и думаем «Ай да молодец, ай да эгоист, ай да интеллектуал, ай да циник, ай да скептик, ай да черствый, бессердечный засранец с компьютерной базой данных вместо души». И не предполагаем, что будь у книжных и киногероев реальная старость, легендарный лондонский сыщик наверняка провел бы ее в горьком одиночестве наедине с жалкими остатками своего некогда блистательного мозга и в лучшем случае с псом.
А у мистера Холмса из фильма Билла Кондона «Мистер Холмс» даже нет пса. Только пчелы и старческий маразм.
«Мистер Холмс» – экранизация романа Митча Каллина «Пчелы мистера Холмса», изданного в 2005 году и имеющего очень отдаленное отношение к знаменитому циклу рассказов Конан Дойла. По сюжету некогда прославленный детектив (Иэн МакКеллен) живет где-то на отшибе цивилизации, далеко от городской суеты, в тихой живописной деревушке. Ему 93. Он давно отошел от дел и бережно ухаживает за пасекой, проводя размеренные безмятежные дни в раздумьях и воспоминаниях. Вот только с последним у старика проблемы. Проклятый склероз проделал в мозгу здоровенные дыры, которые никак не удается заштопать. В надежде избавиться от хвори и восстановить пробелы в памяти Мистер Холмс регулярно пьет маточное молочко и сок колючего ясеня, да все без толку. Сыщика мучает загадка из прошлого: тридцать лет назад он скоропостижно оставил детективную деятельность, но забыл, по какой причине. Помнит лишь, что связано это было с делом некой женщины, муж которой нанял Шерлока для слежки за благоверной.
Смотрите легально на MEGOGO
Доктор Ватсон давно умер. Впрочем, пути их разошлись еще раньше. И помочь престарелому гению некому. Разве что кроме мальчишки, любознательного и смышленого сына служанки, которого дико захватывают расследования и пчелы…
Режиссер Билл Кондон, неудачно поэкспериментировавший с пресловутой сумеречной сагой и байопиком Джулиана Ассанжа, возвращается к тому, с чего начинал, и реабилитируется в глазах критиков. Около двадцати лет назад Кондон снял грустную биографическою драму «Боги и монстры» о старости, забвении и одиночестве легендарного голливудского режиссера Джеймса Уэйла, создателя классических фильмов о Франкенштейне. Главную роль также исполнил без преувеличения великий сэр Иэн МакКеллен. Лента получила «Оскар» за лучший адаптированный сценарий.
В «Мистере Холмсе» постановщик, по сути, возвращается к той же теме, только меняет реального героя на вымышленного. Тут вам и гомосексуализм: в «Богах и монстрах» явный, в «Мистере Холмсе» скрытый. И величие и одновременно «монструозность» киноиндустрии: в одной из сцен Шерлок смотрит фильм о себе и плюется от карикатурности и недостоверности. Но главное – все то же смертельное одиночество на склоне лет, сожаление и плата за ошибки и эгоизм.
Как детектив лента не работает. Да и не особо должна. Это чистая драма, трогательная и в хорошем смысле слова сентиментальная история о том, что на пороге смерти мы неизменно задумываемся о правильности поступков, совершенных в молодости, о том, насколько слепыми, надменными, самовлюбленными были, отказываясь от человеческого тепла в пользу таких искусственных категорий, как трезвый холодный ум:
– Я был одинок всю мою жизнь. Но интеллект компенсировал.
– И этого достаточно?
– Возможно…
Нет, не достаточно. Мы смотрим на Шерлока/ Камбербэтча, который упивается своими превосходством, равнодушием и отчужденностью, даже человеконенавистничеством, и симпатизируем сухим отрицательным качествам, не проектируя их на кого-то живого и теплокровного. А персонаж Иэна МакКеллена в отличие от своего телевизионного побратима – очень живой.
Анастасия Лях
Мистер Холмс (Mr. Holmes)
2015 год, Великобритания/ США
Продюсеры: Эйн Каннинг, Энн Кэри, Эмиль Шерман
Режиссер: Билл Кондон
Сценарий: Джеффри Хэтчер, Митч Каллин, Артур Конан Дойл
В ролях: Иэн МакКеллен, Лора Линни, Майло Паркер, Хироюки Санада, Хэтти Морахэн, Патрик Кеннеди, Фрэнсис де ла Тур
Оператор: Тобиас Э. Шлисслер
Композитор: Картер Бёруэлл
Длительность: 103 минуты/ 01:43