Фильм «Монос», колумбийский антивоенный артхаус, делающий большой оммаж «Повелителю мух».
Картина начинается сценой на пустыре в горах, где несколько подростков с завязанными глазами во что-то играют и кричат «гол!». Вскоре же эта невинная тинейджерская забава оборачивается совсем другой игрой – игрой в войну с подлинными смертями. Отряд повстанцев под названием «Монос» строго придерживается правил своеобразного армейского кодекса; изнурительно тренируется; держит в заложниках пленницу из вражеского лагеря; палит из автоматов с такой детской радостью, будто запускает новогодний фейерверк… Четырнадцатилетние девочки и мальчики, не имеющие имен, только прозвища-позывные, живут в спартанских условиях, от которых ловят кайф, питаются молоком, которая дает корова по кличке Шакира, и паруются исключительно с разрешения командира. Однажды бесцельная радостная пальба случайно убивает корову, и ее смерть становится началом череды убийств. И будто впервые попробовав мясо вместо молока, дети сходят с ума: жаждут крови и уже не могут остановиться.
«Монос» с испанского буквально означает «обезьяны». Собственно, на русскоязычных сайтах фильм можно найти именно под таким названием. В переносном значении мы часто говорим «обезьяна» на человека, который гримасничает и передразнивает. Так вот герои «Моноса» как раз это и делают: передразнивают воюющих взрослых. Знаете, как бывает, когда дети играют, играют и заигрываются, и то, что было понарошку, начинает происходить взаправду (ну, к примеру, битва на световых мечах между ребенком в образе Скайуокера и ребенком в образе Вейдера превращается в натуральную драку). Аналогичное смещение реальности и игры случается и в картине Алехандро Ландеса.
Так, например, пленница (которая, к слову, отнюдь не подросток, а взрослая женщина, оказавшаяся в цепких ручонках детишек, похожих на стаю волчат), связываясь по рации со «своими», отвечает на кодовый вопрос: кто величайший супергерой всех времен? Варианты ответа: Супермен, Спайдермен или Бэтмен (услышав правильный вариант, дисишные фанаты наверняка скажут, что Marvel проплатила рекламу). Казалось бы, происходящее ну никак не может быть всерьез. Конечно же, это игра, притворство, «покабутки». Но только смерти здесь настоящие.
В «Моносе» можно найти аллюзии на «Апокалипсис сегодня» Копполы (не потому, что горная локация во второй половине действия сменяется джунглями, и не потому, что происходящее отдает сумасшествием, а герой Мойзеса Ариаса, которого, к слову, в этом же году можно было увидеть в диаметрально попсовом проекте «За пять шагов до любви», возомнил себя богом; а потому, что в обоих случаях война извращает человеческую природу и необратимо калечит, искажает моральные ориентиры и пробуждает в душе спящего зверя). На «Хорошую работу» Клер Дени (изнурительные тренировки бойцов и синхронные партизанские движения здесь тоже уподобляются танцу, а солдат по прозвищу Рембо – гомосексуальная девушка). На «Иди и смотри» Элема Климова (война заставляет детей преждевременно повзрослеть и даже преждевременно постареть; и возможно, пленница – не взрослая женщина, а скоропостижно состарившийся ребенок).
Смотрите легально на MEGOGO
Но больше всего «Монос» ассонирует с «Повелителем мух» (и с книгой Уильяма Голдинга, и с классической экранизацией Питера Брука). В какой-то момент здесь даже появляется красноречивая голова убитой свиньи как отсылка и к бедолаге по прозвищу Хрюша, ставшему жертвой проявления жестокой и хищной человеческой сути, и к трофею «охотников», который становится эдаким божеством, символом вышедшего наружу внутреннего зверя (или внутренней свиньи).
Алехандро Ландес говорит, что снял кино о Колумбии. Но «Монос» производит впечатление не локальной, а наоборот, очень универсальной истории… Иногда заходишь в вагон метро, нашего украинского метро, и видишь девушек и парней в армейской униформе, мобилизованных или демобилизованных, или просто купивших форму, потому что такой нынче тренд. И кажется, будто они в этой милитаризованной робе, как рыба в воде, будто наконец нашли свое место, хобби по вкусу, игру по душе.
Анастасия Лях
Монос (Обезьяны, Monos)
2019 год, США/ Колумбия
Продюсеры: Алехандро Ландес, Фернандо Эпштейн, Сантьяго Запато, Кристина Ландес
Режиссер: Алехандро Ландес
Сценарий: Алехандро Ландес, Алексис Дос Сантос
В ролях: Джулианна Николсон, Мойзес Ариас, София Буэнавентура, Джулиан Хиральдо, Карен Кинтеро, Пол Кубидес, Лаура Кастрильон
Оператор: Джаспер Вулф
Композитор: Мика Леви
Длительность: 102 минуты/ 01:42