Деньги есть – ума не надо. Это принцип многих голливудских экшнов. И римейка «На гребне волны» в том числе. «Пусть делают что хотят, но я в этом точно участвовать не буду!» – еще пару лет назад решительно заявил Киану Ривз. Тогда речь шла о съемках сиквела, а не римейка, однако позже идею с продолжением отвергли.
Оригинальный боевик о серфингистах-грабителях вышел на экраны в 1991 году. Его сняла Кэтрин Бигелоу, бывшая жена Джеймса Кэмерона, единственная женщина-режиссер, делающая исключительно мужское кино. Молодой и зеленый Киану Ривз сыграл федерала-новобранца, которому поручают дело о серийных грабежах банков. Орудуют профессионалы: всегда укладываются в девяносто секунд, никогда никого не убивают и не ранят, не оставляют следов и зацепок. Не жадничают и не тратят время на сейф, вычищают только кассу. И обладают чувством юмора: «И не забудьте проголосовать!» – кричат напоследок перепуганным клеркам бандиты, лица которых скрыты за карикатурными масками с чертами бывших президентов Америки.
Фильм Бигелоу, безусловно, носил антиполитический и антисоциальный характер, противопоставляя человека системе. Поэтому Джонни Юта, герой Киану Ривза, отпустив Бодхи (Патрика Суэйзи) в океан, и выбрасывал прочь полицейский значок. Он выполнил свой гражданский долг, отрекся от дружбы ради закона, но Бодхи научил его быть свободным, а от этого чувства избавиться невозможно.
В римейке же вместо простых и понятных категорий нам зачем-то предлагают надуманный церемониал из восьми шагов к просвещению, который в итоге оказывается экологическим манифестом. Серфингисты становятся безбашенными экстремалами, устраивающими кутежи на деньги арабского спонсора. Причем целостности и здравого смысла в их мировоззрении столько же, сколько логики и искренности в действиях вегетарианца, по ночам жующего колбасу. Днем они строят из себя робин гудов и распыляют тонну американских долларов над каким-нибудь Мумбаи, а ночью отрываются на яхте, заливаясь выпивкой, наркотой и грудастыми девицами. После чего талдычат о том, какой человек-эгоист, эксплуатирует природу и ничего не дает взамен. А вместо того чтобы вступить в Гринпис, лже-защитники катаются на сноубордах, прыгают с парашютом и ловят волну в свое праздное удовольствие.
В какой-то момент сценаристам, видимо, тоже приходит в голову, что нравственные идеалы героев напрочь не состыкуются с их поступками, и тогда растаманка Самсара (Тереза Палмер с внезапно образовавшейся необъятной грудью) с неубедительным видом познавшей нирвану эдакой «матери богов», обвешанной фенечками, говорит, будто бы в перерывах между восемью свершениями их верховный наставник и основатель учения выходил на улицу и просто сажал какой-нибудь кустик.
Смотрите легально на MEGOGO
Да, одним серфингом дело не ограничивается. Если на руках бюджет в 100 миллионов, ни к чему скромничать. К тому же необходимо отвлечь зрителя от бессмысленных диалогов и дрянной актерской игры, замылить ему глаза отдраенной до слепящего блеска картинкой. Тут вам и фриклаймбинг (скалолазание без страховки), и бейсджампинг (прыжки с парашютом с фиксированных объектов), и вингсьютинг (полеты в специальном костюме, имитирующем крылья). А если в режиссерском кресле оператор «Форсажа» – то и вовсе грешно заставлять человека снимать диалоги и какие-то там чувства.
Зрелище должно было компенсировать не только дырявый сценарий, но и отсутствие звезд. На роль Бодхи изначально рассматривались Том Харди, Колин Фаррелл, Хью Джекман и Крис Хемсворт. В итоге утвердили Джерарда Батлера, но тот вскоре выбыл из проекта якобы из-за слишком плотного съемочного графика. Его место занял венесуэлец Эдгар Рамирес, визуально хоть и знакомый зрителям, но едва ли способный привлечь их внимание лицом на афише и тем паче фамилией в титрах. А блондин-австралиец Люк Брейси, сыгравший Юту, способен на это еще меньше (поэтому на постере крупным планом волна, а актеров не разглядеть).
Впрочем, малостатусность – не порок, обладай Рамирес и Брейси харизмой и заискрись между ними хоть мизерная доля той химии, что электризовала экран в оригинальной картине благодаря Суэйзи и Ривзу. Там сцена, где Юта в отчаянии выпускает обойму в воздух не в силах выстрелить в Бодхи, была пронизана искренним драматизмом, душевным криком в прямом и переносном смыслах. Здесь же это холостая пальба, буквально и фигурально, за которой нет ни чувства, ни боли, ни внутреннего конфликта.
«На гребне волны» 2015 – по сути, совсем другое кино, имеющее с лентой Бигелоу минимум общего. Зрелищное, но совершенно глупое и фальшивое, предназначенное сугубо для поколения нулевых. На тех же, кто вырос на боевиках 80-х и 90-х, бирюзовая компьютерная волна, невзирая на всю свою техническую роскошь, произведет впечатление высохшей влажной салфетки. Ну знаете, когда открываешь не новую пачку, а там вместо живительной влаги скрипящая сухость с липким остатком сладкого ароматизатора.
Анастасия Лях
На гребне волны (Point Break)
2015 год, США/ Германия/ Китай
Продюсеры: Джон Балдеччи, Бродерик Джонсон, Эндрю А. Косов
Режиссер: Эриксон Кор
Сценарий: Курт Уиммер, В. Питер Айлифф, Рик Кинг
В ролях: Люк Брейси, Эдгар Рамирес, Рэй Уинстон, Тереза Палмер, Матиас Варела, Клеменс Шик, Тобиас Зантельман
Оператор: Эриксон Кор
Композитор: Джанки Экс-Эл
Длительность: 113 минут/ 01:53