«На игле» 1996 года, несмотря на открытый финал, был вполне завершенной историей. Помимо того, что был исключительным и неповторимым смешением жанров и настроений, эдаким «Реквием по мечте», но с чернокомедийным уклоном, шотландской погодой и на уколе адреналина. Вышедшее спустя двадцать лет продолжение, снятое все тем же Дэнни Бойлом, оказалось спокойным, сглаженным, неправдоподобно оптимистичным, по сути неплохим, но совершенно необязательным. Важным одной-единственной сценой, свидетельствующей о том, что эпохи меняются, а лозунги остаются.
В российский прокат сиквел вышел под названием «Т2 Трейнспоттинг», поскольку оригинальное «Trainspotting» по-хорошему никогда не переводилось как «На игле». Буквально слово означает «увлечения, связанные с поездами и железной дорогой». На английском наркоманском сленге – это поиск вены, места, куда можно ширнуться.
Украинский прокат изначально планировался, но весной лента исчезла из графика релизов.
В финале первого фильма герой Юэна МакГрегора кинул товарищей на шестнадцать тысяч фунтов, «обчистил своих так называемых друзей» и «выбрал жизнь». На Бегби (Роберт Карлайл) ему было плевать, и на то, что тот на двадцать пять лет загремел в тюрьму, плевать было тоже. Кайфолом (Джонни Ли Миллер), по мнению герою, поступил бы так же, если б додумался до этого первым. А вот Кочерыжку (Юэн Бремнер) ему было действительно жаль, и поэтому он положил ему его долю в шкафчик хранения.
Несложно догадаться, что в продолжении разъяренный Бегби выходит на свободу, а точнее сбегает, получив очередной отказ в прошении о досрочном освобождении. И естественно, Бегби не только застрял в 90-х, но и зациклился на мести. Хотя ну что такое в нулевых шестнадцать тысяч фунтов? На них даже тачку приличную не купишь. Что уж говорить о четвертой части этой скромной суммы.
Смотрите легально на MEGOGO
Первоначально Дэнни Бойл собирался положить в основу сиквела роман все того же Ирвина Уэлша под названием «Порно», который сюжетно продолжал историю, рассказанную в романе «На игле». Но позже режиссер заявил, что более позднее произведение автора «не дотягивает до того шедевра», коим было «На игле», а потому сиквел станет очень вольной интерпретацией романа «Порно» и во многом даже самостоятельным сценарием. В итоге про «На игле 2» можно сказать то же самое, что Бойл сказал про книгу Уэлша: не дотягивает до того шедевра.
Впрочем, «На игле» никогда не был шедевром. Но у фильма был специфический колорит, свой особый, удерживаемый от титров до титров темп, своя мода и бесспорное новаторство формы, и своя доля убийственного шока. Мода заключалась в узеньких джинсах, стоптанных кедах и укороченном топе Рентона; в пергидрольных волосах Кайфолома и в карикатурной, но бесконечно доброй физиономии Кочерыжки. Темп заключался в энергетиках, на которых неслось повествование. Новаторство формы – в том, какими бесконечными становились простыни во время ломки и как поэтично унитаз с кучей дерьма и опиумными свечами на дне превращался в бирюзовый океан с жемчугом, спрятанном на глубине. И эта глубина, и это дно были тем пределом, самой нижней точкой, самым-самым днищем социального дерьма, на которое героев опускал героин под видом райских даров. Собственно, специфический колорит как раз и заключался в неимоверном количестве экскрементов, буквальных и фигуральных. А доля убийственного шока – в том страшнейшем кадре с посиневшим мертвым младенцем.
Ничего подобного, кроме выбеленных волос Джонни Ли Миллера и физиономии Кочерыжки, во втором фильме нет. И ничего интересного не предложено взамен. А еще никаких тебе отсылок и разговоров о большом кино. Видимо, наркота выбить из персонажей пристрастие к кинематографу и почти что глубокие познания в нем не смогла, но это смогла сделать старость.
– А как на счет «Неприкасаемых»?
– О них и говорить не стоит.
– Несмотря на «Оскар»?
– Это нихрена не значит.
На самом деле в контексте смысловой нагрузки обеих картин рецензию на сиквел можно было бы написать, ограничившись всего двумя цитатами. Цитатой из оригинала:
«Выбери жизнь, выбери работу, выбери карьеру, выбери семью, выбери телеящик на полстены, стиральную машинку, тачку, музыкальный центр и электрооткрывалку; выбери здоровье, еду без холестерина, медицинскую страховку; выбери низкие ставки на недвижимость, выбери свой первый дом, выбери друзей, выбери шмотки для отдыха, выбери костюм-тройку в рассрочку из охренительно дорогой ткани; выбери набор «сделай сам» и похмельную рожу воскресного утра, выбери диван и смотри на нем отупляющие и опустошающие телеигры, запихивая в пасть дерьмовую жратву; выбери смерть в собственной постели по уши в дерьме и моче под присмотром эгоистичных и испорченных ублюдков, которых ты же и произвел на свет; выбери будущее, выбери жизнь».
И цитатой из продолжения:
«Выбери жизнь, выбери дизайнерское белье в тщетной попытке вдохнуть новую жизнь в ваши почившие отношения, выбери сумки, выбери модные туфли, кашемир и шелк, чтобы почувствовать то, что выдают за счастье; выбери айфон, сделанный китаянкой, которая вышла из окна, и сунь его в пиджак, сшитый в далекой южноазиатской душегубке; выбери фейсбук, твиттер, инстаграм и тысячи других способов поливать желчью тех, кого не знаешь; выбери посты в соцсетях и расскажи миру, что ты ел на завтрак, в надежде, что кому-то не посрать; выбери встречу со старой зазнобой и надейся, что уж ты-то выглядишь лучше, чем она; выбери лайфлоггинг с первой дрочки до последнего вздоха, общение сейчас – это просто набор нолей и единиц; выбери десять вещей, которых не знал о звездах и их операциях, выбери вопли про аборты, шутки про насилие, выбери слатшейминг, порноместь и бесконечный поток женоненавистничества; выбери то, что в 11 сентября виноват сионистский заговор; выбери почасовую оплату, два часа пересадок до работы и ту же участь для своих детей, только хуже, и жалей, что вообще их когда-то завел; а потом откинься и заглуши боль неизвестной дозой мутного дерьма, забодяженного на вонючей кухне; выбери бесконечные сожаления, что не прожил жизнь иначе; выбери не учиться на своих ошибках; выбери ту же заезженную пластинку, выбери медленно, с наслаждением проглатывая то, что у тебя есть, а не в битве за то, чего хочешь; довольствуйся малым, но с лицом победителя; выбери разочарование и утрату любимых людей, с которыми каждый раз умирает и часть тебя, пока однажды не увидишь, что постепенно, часть за частью ушло все и от тебя самого уже ничего не осталось; выбери будущее, выбери жизнь».
«Выбери жизнь» – это был такой слоган против наркотиков в 80-х», – объясняет Рентон. И понимает, что ничего не изменилось. Изменились гаджеты, но не потерянные, неприкаянные души.
Набор предложений стал шире, словесные конструкции в монологе героя стали длиннее и сложнее, появились ультрамодные термины вроде лайфлоггинга, слатшейминга и порномести (последний придумали американцы, пережившие волну своеобразных преступлений: один находчивый отвергнутый любовник создал сайт, на котором все обиженные могли выкладывать интимные фото своих бывших пассий), но суть осталась той же: жизнь – дерьмо во всех вариациях, и конец у нее один.
К слову, в 2012 году Ирвин Уэлш опубликовал роман «Мальчики на дозе» («Skagboys»), являющийся предысторией «На игле». Но вряд ли Бойл когда-нибудь возьмется за приквел.
Анастасия Лях
На игле 2 (T2: Trainspotting)
2017 год, Великобритания
Продюсеры: Дэнни Бойл, Кристиан Колсон, Эндрю МакДональд
Режиссер: Дэнни Бойл
Сценарий: Джон Ходж
В ролях: Юэн МакГрегор, Юэн Бремнер, Джонни Ли Миллер, Роберт Карлайл, Ирвин Уэлш, Кевин МакКидд, Келли МакДональд
Оператор: Энтони Дод Мэнтл
Длительность: 117 минут/ 01:57