Этот крепкий, образцовый триллер, основанный на страшных, кровавых, бесчеловечных, трагичных реальных событиях, держит в нервном напряжении с первой до последней минуты, с головой погружает в гущу происходящего кошмара и заставляет даже самую стойкую публику вжиматься в кресло от шока и ужаса, испытывать неподдельные стресс и волнение, до глубины души изумляться хладнокровию и зверству, автоматизму живых машин-убийц, пришедших чинить расправу «во имя аллаха»; обязует (да, именно обязует) оплакивать как мертвых, так и живых, которым чудом удалось не погибнуть в этой «скотобойне», изрешетившей пулями АК-74 частичку цивилизованного мира.
В ноябре 2008 года до зубов вооруженная ручными гранатами и магазинами для автоматов Калашникова, хорошо организованная и беспрекословно следующая указаниям лидера, называемого по телефону «Братом», группа из десяти пакистанских террористов приплыла к берегам Индии. Они высадились в Мумбаи и, разделившись, совершили параллельные атаки на семь объектов, включая железнодорожный вокзал, полицейский участок, Еврейский центр, больницу и роскошный отель премиум-класса «Тадж-Махал».
Хронология терактов вплоть до минуты расписана в википедии и точно так же, вплоть до минуты, основательно перенесена на экран в фильме «Отель Мумбаи», который оживляет сухую последовательность массовых убийств с помощью акцента на нескольких жертвах, среди которых как постояльцы, так и персонал гостиницы. В картине Энтони Мараса художественные кадры часто чередуются с документальными. Причем переход от игровой картинки к фактичной сделан так мягко и плавно, что не всегда получается отделить одну от другой.
Единственный момент, вызывающий сомнения в плане соответствия фактам, – отсутствие спецназа, который чуть ли не сутки добирался в Мумбаи из Дели, в то время как с террористами пыталась бороться немногочисленная местная полиция. «Прошло двенадцать часов, никаких спецотрядов нет, никто не будет нас спасать», – говорит героиня Назанин Бониади, одна из вип-клиенток отеля. Но если верить википедии, спецназ начал штурм «Таджа» спустя девять часов после атаки, что, конечно, тоже поражает вопиющей неспешностью, но все же противоречит сказанному актрисой.
Сперва все выглядит так, будто авторы фильма идут по пути «Капитана Филлипса» и пытаются хоть как-то оправдать действия террористов. Нет, простите, не оправдать, конечно, но понять мотивы. В начальных сценах (не считая тех вступительных кадров, на которых боевики с пугающе молчаливой устремленностью плывут в надувных лодках) мы знакомимся с четырьмя действующими лицами, на характерах которых впоследствии и будет сделан упор.
Смотрите легально на MEGOGO
В первую очередь это персонаж Дева Пателя, официант-сикх в черном тюрбане и с бородой, любящий отец годовалого малыша и заботливый муж беременной жены, который, естественно, живет в нужде, как большинство индийцев, и который, собираясь на ночную смену в «Тадж», случайно роняет из сумки со сменной одеждой ботинок (этот ботинок мог бы избавить парня от ужаса предстоящих событий, но он слишком нуждался в заработке и не мог позволить себе роскошь пропустить смену, так что с болью втиснулся в чужие туфли меньшего размера, за которой прямиком последовала боль несоизмеримо большего масштаба). Официанта условно можно назвать главным героем (условно, поскольку в этой мозаичной иллюстрации нет выраженной ведущей фигуры, и повествование, преимущественно ограниченное стенами и коридорами отеля, точечно выхватывает из сюжета нескольких участников трагедии).
Затем появляются персонажи Назанин Бониади и Арми Хаммера, супружеская пара мусульманки из элитной богатой семьи и простоватого американца, не стесняющегося попросить в пафосном ресторане гамбургер и джек дэниэлс с диетической колой. С ними грудной ребенок и няня. Также в сюжет включается претенциозный русский в лице Джейсона Айзекса, яркий представитель московской олигархии со всеми вытекающими. Для героини Бониади суетящийся персонал готовит ванну ровно сорока восьми градусов, ни градусом больше, ни градусом меньше. А олигарх листает портфолио девушек из эскорта, подбирая развлечение на вечер.
Пока что напыщенные гости с их богатыми причудами и сомнительной моральности пристрастиями не вызывают симпатий, особенно на фоне неопровержимого факта, что шик здесь доступен только туристам, а вся Индия, резко контрастирующая с огнями и золотом гостиницы, тонет в нищете и болезнях. И то, что характеры постояльцев отталкивают, автоматически наталкивает на мысль, что в контексте этого фильма замурзанные, обездоленные террористы, испытывающие ненависть к богатому Западу, могут быть поняты и услышаны в своем гневе (но только, конечно же, не в методах).
Однако мысль эта быстро-быстро развеивается, будто и не было вовсе. Как только раздается первая автоматная очередь, дырявящая живую плоть без всякого разбора и милосердия, лишенная малейшего намека на возможность посочувствовать стрелкам так же, как мы сочувствовали сомалийским пиратам в картине Гринграсса.
Нет, авторы предельно четко расставляют симпатии и антипатии и не допускают никаких полутонов, есть только черный и белый цвета, только добро и зло, только виновные убийцы и невинные жертвы. И тут уже становится совершенно неважным, что русский толстосум пренебрежителен к прислуге и любит проституток, а состоятельная мусульманка капризничает по поводу температуры воды в ванной. Все это стремительно стирается и остается во вчерашнем дне, гинет в реке забвения. А в дне сегодняшнем, здесь и сейчас, есть только люди (неважно какие, просто люди, разные, со своими слабостями, пороками, страхами, недостатками и наоборот, внезапно открывшимися силой и добродетелью) и есть нелюди. И на этом точка.
Мы можем очаровываться харизмой и обаянием суперзлодеев в комиксах и фэнтези. Говорить, что зло эффектнее и привлекательнее добра на экране. Но в таких киноисториях, как «Отель Мумбаи», в реальных историях, симпатизировать злу – табу, абсолютное и бескомпромиссное, не допускающее никаких исключений и поправок.
Анастасия Лях
Отель Мумбаи (Hotel Mumbai)
2018 год, США/ Австралия
Продюсеры: Майк Габрави, Гари Хэмилтон, Бэзил Иваник
Режиссер: Энтони Марас
Сценарий: Джон Колл, Энтони Марас, Ким Фупц Окесон
В ролях: Дев Патель, Арми Хаммер, Джейсон Айзекс, Назанин Бониади, Анупам Кхер, Тильда Кобэм-Херви, Випин Шарма, Наташа Лю Бордиццо, Энгус Макларен, Амандип Сингх, Сухаил Наяр, Маной Мехра, Динеш Кумар, Камил Купар Нетра
Оператор: Ник Мэтьюз
Композитор: Фолькер Бертельман
Длительность: 125 минут/ 02:05