Однажды в Южной Корее
Кажется, что в области зомби-фильмов было сказано уже все. Снимались комедии, леденящие сердце сцены ужасов и драмы, даже вариации с историческими эпохами, как это было в «Гордость, предубеждение и зомби». И вот, за дело, со свойственным им усердием, взялись корейцы, и собственно, режиссер Ён Сан-хо, воплотив историю о «нашествии зомби» на корейский лад в фильме «Поезд в Пусан» (Busanhaeng).
Собственно, данный фильм является продолжением анимации «Станция «Сеул» этого же режиссера. При просмотре картины ничто не намекает на приквел (русского релиза вроде бы пока еще нет) – данная история о зомби является абсолютно самостоятельной. «Поезд в Пусан» – традиционная реализация для этого жанра шаблона, о драме горстки людей в череде трагических событий катастрофы национального масштаба. Вот на вокзал приходят люди, садятся в поезд, но уже в их смартфонах появляются сообщения о «массовых беспорядках». Все эти люди еще замкнуты в себе и своих проблемах, но нападение сделает их единым целым, каждый раскроет в себе то, что теплилось в них: то ли готовность к самопожертвованию, то ли желание помочь ближнему, то ли наоборот – черную подлость и испепеляющий страх. Кому-то этот поезд станет спасением и путем в здоровую зону, а кто-то в схватке примет образ бездушного холодного зомби…
Стилистика фильма – это традиционная стилистика «роад-зомби-хоррор-фильма», причем борьба происходит как в вагонах, так и на «check point»’ах – станциях по пути к цели. Сюжет фильма смотрится цельным, без «воды», авторам удается держать динамизм. Но вместе с тем, фильм не превращают в бессмысленную резню. Особенно интересно смотрятся массовые нападения зомби – помните, как негодяи в таких фильмах как «Олдбой» Пак Чхан-ука или «Рейде» Гарета Эванса волнами набрасываются на главных героев? А гора мертвецов, тормозящих огромный локомотив – это да, нечто! В общем, несмотря на ряд хорошо узнаваемых клише, сама лента не является «клоном», скорее данью классике с корейской спецификой. Как, например, разговоры начальника с подчиненным с традиционными кивками головы, и масса небольших штрихов, нетипичных для европейских или американских традиций. Важную роль играет и звуковое сопровождение фильма: в зависимости от интонаций мы видим либо ироничное, либо, в большинстве, трагичное настроение – именно саундтрек добавил еще одну «изюминку» фильму.
Об игре актеров и образах фильма. Имена исполнителей главных ролей не говорят ничего нашему зрителю, но сам актерский ансамбль сбалансирован, и каждый из персонажей в достаточной мере колоритен. Вот молодой мужчина, руководитель фонда Сок Ву (Кон Ю) со своей дочерью Су-ан – образец респектабельности и делового стиля жизни встречает пару, мужа Сан Хва и его беременную жену Сон Кьон, они представляют средний класс, более близкий к простому народу. Здесь мы встретим типажи и тинейджеров-спортсменов, и опустившегося бродяги, и пожилых сестер – некий срез всего общества. Да и само «восстание зомби» в «теленовостях фильма» называется «массовыми беспорядками» – в некоем роде, авторы анализируют, каким может быть бессмысленный и беспощадный бунт, используя образность зомби-апокалипсиса.
Смотрите легально на MEGOGO
Можно сказать, что «Поезд в Пусан» удался именно благодаря зарисовкам корейской ментальности, умелой операторской работе в виде удачных ракурсов и умения сохранить драйв. Конечно, фильм не станет таким культовым, как, например, «28 дней спустя», но будет отличным выбором, для тех, кто устал от «зомби-поделок». Фильм собрал внушительную кассу в Корее, установив ряд финансовых рекордов, французские и голливудские студии ведут борьбу за право снять ремейк. Однако, как показывает практика, именно аутентичный «первый» вариант бывает самым интересным.
Смотрите и опасайтесь злых зомби – даже в поезде!
Недзельницкий Андрей
Поезд в Пусан (Busanhaeng)
2016, Южная Корея
Продюсеры: Ён Сан-хо
Режиссер: Ён Сан-хо
Авторы сценария: Ён Сан-хо, Пак Чу-сок
В ролях: Кон Ю
Ма Дон-сок
Чон Ю-ми
Ким Су-ан
Ким И-сон
Чхве У-щик
Ан Со-хи
Чхве Гви-хва
Чон Сок-ён
Е Су-джон
Длительность: 118 минут/1:58