Если в 1936 году брезгливый отказ Гитлера пожать руку мог оскорбить и обидеть хорошего человека, то несколькими годами позже тому же хорошему человеку, побратавшемуся с массовым убийцей и садистом, пришлось бы долго отмывать ладонь от крови и грязи… Отличная картина «Сила воли» лишь прикидывается рядовым спортивным байопиком о сладком вкусе победы, на самом деле являясь хоть и мягким, но громким высказыванием на тему замалчивания, лицемерия и неискоренимой ксенофобии, управляющей в равной степени и плохими людьми, и порядочными.
История чернокожего спринтерского бегуна Джесси Оуэнса, представлявшего Америку на летних Олимпийских играх 1936 года в нацистском Берлине и добывшего беспрецедентные четыре золотые медали в рамках одних соревнований, и с чисто спортивной точки зрения должна была стать захватывающим, сверхмощным мотиватором о железной выдержке и несгибаемом упорстве парня из низов, достигшего самой вершины. Дед Джесси был рабом, родители – свободными, но скромными, бедными людьми, из последних сил и мизерных финансовых возможностей сумевшие отправить сына на учебу в университет Огайо, где ему пришлось совмещать лекции с тренировками, а тренировки с подработкой, чтобы кормить маленькую дочь, рожденную вне брака. В итоге сперва Джесси довелось бороться с неприязнью и нетерпимостью, исходящими и от белых студентов, и от преподавателей; затем наоборот, с популярностью и сопутствующими ей искушениями, которые едва не отвернули от него единственно любимую девушку; и наконец с собственной совестью, когда возникла дилемма между желанием победить, тем самым доказав свое уже даже не равенство, а превосходство, и моральной необходимостью выразить протест против тотальной расовой дискриминации планетарных масштабов как за пределами родины, так и дома.
Однако «Сила воли» оказалась не столько биографической драмой о спорте и лаврах, сколько упреком (или даже обвинением, если хотите) в адрес Америки, закрывшей глаза на первые, но уже весьма громозвучные звоночки грядущего холокоста. С одной стороны, фильм Стивена Хопкинса однозначно обладает оскаровским потенциалом (академики обожают байопики о трудностях и преградах на пути к триумфу, а тут еще и политкорректный байопик, не просто изобличающий расизм и антисемитизм, но откровенно приравнивающий расистские Штаты к гитлеровской Германии). С другой, режиссер будто осознанно преуменьшает размах и претензию своей работы, как бы априори отстраняясь от участия в гонке за статуэтками.
Качественно, но предсказуемо история Джесси проходит все известные этапы правильного биографического повествования. Мелкими, но выразительными штрихами авторы выписывают отношения главного героя с родителями, любимой девушкой, любимым тренером, союзниками и соперниками, друзьями и врагами. Приемы угадываются с полумили. Так, диалог с тренером о дочери Оуэнса («Ты не сказал, что у тебя есть дочь». – «А вы не спрашивали») спустя несколько сцен ожидаемо замыкается обратно пропорциональным пассажем («Вы не говорили, что у вас есть дочь». – «А ты не спрашивал»). И курьез с именем Джесси, небрежно вброшенный в романтическую сцену, дословно повторяет абзац из википедии.
Тем не менее «Сила воли» снята эмоционально и с душой, что в комбинации с упорядоченностью и структурированностью сюжета обеспечивает одновременно и информативность, и лиризм. А молодой, фактурный, обаятельный канадский актер Стэфан Джеймс, пару лет назад засветившийся в политкорректной «Сельме», легко несет на себе основной груз, обитая где-то между Форрестом Гампом, Соломоном Нортапом, Джанго освобожденным, Рокки и Синдерелла мэном. К тому же в картине множество броских и убедительных персонажей второго и третьего планов, начиная с оступившегося Эйвери Брендеджа, президента Американского олимпийского комитета в лице Джереми Айронса, и заканчивая отважным немецким прыгуном Луцем Лонгом в запоминающемся исполнении Давида Кросса из оскароносной драмы «Чтец», который в иносказательной форме практически плюнул в лицо рейхсканцлеру.
Смотрите легально на MEGOGO
Джейсон Судейкис, на удивление, органичен в своем едва ли не дебютном драматическом амплуа. Его даже сложно узнать, настолько непривычен к его лицу антураж другой эпохи и серьезного рассказа (теперь комика срочно нужно снять в какой-нибудь криминальной драме о бутлегерстве времен «Сухого закона»). А немецкий актер Барнаби Мечурат, отменно изобразивший маленького, жуткого, отвратного Геббельса, лишний раз напомнил о столь убийственном и мерзком явлении современной истории, как Путин.
Любопытно, что в той же Олимпиаде 1936 года принимал участие Луи Замперини, только в забеге на длинные дистанции. Ему-то как раз Гитлер, отказавшийся лично поприветствовать и поздравить с победой Джесси Оуэнса, и пожал руку, причем по собственной инициативе и с удовольствием, хотя Замперини не занял ни одно из призовых мест (чем-то итальянский американец приглянулся фюреру).
И кстати, «Сила воли» – кино куда лучше, чем «Несломленный» Анджелины Джоли.
Анастасия Лях
Сила воли (Race)
2016 год, Канада/ Германия
Продюсеры: Карстен Брюниг, Люк Дайан, Кейт Гарвуд
Режиссер: Стивен Хопкинс
Сценарий: Джо Шрэпнел, Анна Уотерхаус
В ролях: Стэфан Джеймс, Джейсон Судейкис, Шанис Бэнтон, Кэрис ван Хаутен, Джереми Айронс, Уильям Хёрт, Давид Кросс, Барнаби Мечурат
Оператор: Питер Леви
Композитор: Рэйчел Портман
Длительность: 134 минуты/ 02:14