Еще одна политическая сатира от британского сценариста и режиссера Армандо Иануччи, создателя американского комедийного сериала «Вице-президент». По сути бессмысленная, но очень остроумная, к тому же экранизация сочного французского комикса, изъятая минкультом из российского проката, но, естественно, благополучно побывавшая на украинских экранах.
На постере фильма красного, конечно же, цвета, цвета крови и кумача, изображены характерные густые сталинские усы, которые играют роль каната. И два черных силуэта по бокам, одетые в выписанные из ГУМа чиновничьи костюмы, перетягивают этот канат, то есть эти усы каждый в свою сторону.
Первые дни холодного марта 1953 года. Йосиф Виссарионович Сталин, который накануне охотно веселился со своим окружением за просмотром вражеского американского вестерна, получает записку от пианистки Марии Юдиной, которая ненавидит вождя за то, что тот расстрелял всю ее семью. В записке Юдина от души желает генералиссимусу скорейшей кончины. Сталин внимательно читает, широко и заливисто, вернее басисто смеется и вдруг… падает без чувств.
У еще не остывшего тела главы государства собираются Берия (он прибежал первым), Хрущев (так спешил, что надел пиджак и брюки поверх пижамы, но все равно прибыл вторым), Молотов (которого Виссарионович перед приступом успел внести в списки смертников), Маленков (опоздал, но зато не забыл надеть утягивающий корсет под шитый мундиром жуткий пиджак, застегнутый под самый второй подбородок), Каганович, Микоян, Булганин.
И хоть генсек еще дышит, свора уже начинает плести интриги и тянуть в разные стороны заветное одеяло власти.
Смотрите легально на MEGOGO
Новая сатира Иануччи бессмысленна в том смысле, что изобличает эпоху и людей, которые для всего западного демократического полушария уже давным-давно изобличены. Соответственно здесь нет той остроты, смелости, откровения, злободневности, риска, которые имели бы место, окажись в эпицентре язвительного глумления автора кто-нибудь из больших и влиятельных современников. Но вместе с тем «Смерть Сталина» дико веселая и убийственно точная. А при желании всегда можно разглядеть параллели с сегодняшними реалиями, как в любой «Игре престолов».
И это отнюдь не пародия. В пародии декорации были бы нарочито искусственными, усы и парики – бутафорскими, а кровь и массовые расстрелы без причины и следствия – условными. Здесь же все основательно, пугающе по-настоящему, до ужаса правдоподобно. Люди мрут как мухи, чиновники запредельно циничны, трупы испускают зловоние, бетонные стены источают могильный холод, а короткий отвратительный Берия закрывается в камерах с маленькими девочками.
Но при всем при этом Иануччи умудряется забавлять зрителя. В первую очередь персонажами, в меру карикатурными и в меру реалистичными: дураком-нарциссом Маленковым, которого больше всего на свете заботит собственный овал лица на кабинетном портрете; ушлым, расчетливым Хрущевым, под гримом которого не сразу распознается великолепный Стив Бушеми; раболепствующим Молотовым, который скажет «да здравствует товарищ Сталин!» и в петле, и на костре; коварным и садистским Берией; самодовольным и брутальным Жуковым, типичным солдафоном с тупым армейским чувством юмора и распирающей галифе звездной болезнью; крикливым и пропившим все остатки мозгов сыном Сталина Василием.
А Светлана Сталина в исполнении Андреа Райзборо – идеальное воплощение советской женщины, безликой, униженной, в корне несчастной.
Иногда кажется, что Иануччи не понаслышке знаком с тонкостями советского быта. К примеру, откуда режиссеру известно, что советские сливные бачки были оснащены веревкой и изнуряюще долго набирали воду?
«Все толковые врачи расстреляны или в ссылке», поэтому впавшего в кому Сталина обследуют бездари, пенсионеры и студенты. На фоне невыносимой черно-белой картины Германа старшего (где генерала медицинской службы Юрия Кленского, сосланного в лагеря и изнасилованного бандой зэков, таки доставляют к постели умирающего вождя) здесь «дело врачей» и знаковая фраза «Хрусталев, машину!» выглядят эдаким театром даже не столько абсурда, сколько опереточного фарса. Но, безусловно, фильм Иануччи смотреть куда приятнее.
Анастасия Лях
Смерть Сталина (The Death of Stalin)
2017 год, Великобритания/ Франция
Продюсеры: Николя Дюваль-Адассовски, Кевин Лоудер, Лоран Зейтун, Янн Зену
Режиссер: Армандо Иануччи
Сценарий: Армандо Иануччи, Дэвид Шнайдер, Иэн Мартин, Питер Феллоуз
В ролях: Стив Бушеми, Ольга Куриленко, Джейсон Айзекс, Джеффри Тэмбор, Андреа Райзборо, Руперт Френд, Пэдди Консидайн, Саймон Расселл Бил, Дермот Краули, Майкл Пэлин
Оператор: Зак Николсон
Композитор: Кристофер Уиллис
Длительность: 106 минут/ 01:46