Этот фильм снимали долго, затем долго полировали спецэффектами, громко и амбициозно позиционировали как «первое украинское фэнтези», премьеру откладывали, «удовольствие» оттягивали, а в итоге выдали продукт, неспособный, увы, конкурировать даже с самыми незамысловатыми голливудскими сказками. Возможно, «Полина» покажет лучший результат.
«Сторожевая застава» – экранизация одноименного подросткового романа Владимира Рутковского. Действие разворачивается и в наши дни, и во времена Киевской Руси, когда наши земли страдали от набегов кочевых племен, половцев в частности. Обычный украинский школьник Витя собирается с классом в поход, чтобы на лоне природы впечатлиться редким явлением полного солнечного затмения. Он – не трус, но после автомобильной аварии, произошедшей с ним в детстве и унесшей жизнь отца (машина сорвалась с моста), смертельно боится высоты. Поэтому когда приходится переходить шаткий висячий мост, от ужаса теряет сознание (а тут еще в довесок на штаны проливается минералка, и все одноклассники, кроме верного друга Вовы, смеются и кричат «обмочился!»).
А на солнце тем временем уже наступает тень. И внезапно земля начинает содрогаться, почва под ногами трещит и раскалывается, и Витя не успевает опомниться, как Вова оказывается на краю пропасти. Он хочет помочь другу и понимает, что должен, но не в состоянии преодолеть фобию. Вдруг в скале открывается временной портал и стремительно засасывает Витю в неизвестность, пока товарищ остается висеть между жизнью и смертью. Неизвестностью оказывается древнерусский город Римов, в XII веке полностью уничтоженный половцами (это согласно историческому факту, в фильме все куда оптимистичнее), где живут легендарные богатыри, седобородые мудрецы, злые колдуны и прекрасные девицы. И там герой найдет друзей, любовь, обретет силу, проявит доброту и победит свой страх.
Путь Вити настолько прост и предсказуем, что не увлечь по-настоящему, ни вызвать хоть какое-то волнение за судьбу персонажа эта скудная одиссея неспособна. Магический камень Перуна, во власти которого открыть портал и вернуть героя обратно домой, он находит на раз-два, пробежавшись до ближайшего поселка и нырнув в тамошний водоем. Если бы Гарри Поттер так же легко находил крестражи, схватка с Темным лордом состоялась бы в первый же год обучения и лишила зрителей захватывающей эпопеи о взрослении, утрате, боли, дружбе и изнуряющей борьбе с внутренними демонами.
Поверить в то, что современный мальчик в самом деле очутился в Киевской Руси, довольно сложно, даже если адски напрячь воображение: слишком очевидны, схематичны и поддельны декорации. Обстановка, в которой оказывается Витя, куда больше напоминает съемочную площадку недорогого фэнтезийного фильма (ясное дело, так оно и есть, вот только зритель никак не должен так явственно ощущать реквизит и инвентарь). Пожалуй, единственным, что придает фильму хоть какой-то натуральности и маломальской аутентичности, являются половцы, сыгранные казахстанскими актерами.
Смотрите легально на MEGOGO
Похвально, что сценаристы попытались придать сюжету взрослости и серьезности, убив нескольких положительных персонажей, но прикипеть к ним зритель все равно не успевает, а следовательно, и взгрустнуть не получается.
Из достоинств можно отметить пару-тройку по-настоящему комичных моментов. Например, когда Витя создает видимость колдовства, используя в качестве «магического заклинания» элементарные фразы-шаблоны с уроков английского языка. Или когда богатырь Алеша Попович, влюбленный романтик-балбес с душою озорного и легкомысленного тинейджера, применяет на практике диковинные штуковины из будущего: смартфон, мегафон, сленговые словечки вроде «окей» и «чувак». Но все эти плюсы перечеркивает чудовищная актерская неестественность.
Как же верно заметил режиссер Валентин Васянович: украинским актерам катастрофически не хватает профессионализма, чтобы непринужденно произносить реплики. Поэтому в своей последней картине «Уровень черного» постановщик решил вовсе обойтись без диалогов. И правильно сделал. В «Сторожевой заставе» с этим беда-беда. Тот же Попович: актер вроде бы и красивый, и фактурный, и обаятельный, но фальшивит и переигрывает невыносимо, не щадя ни публику, ни коллег. Фальшивит, к сожалению, и украинская речь: с трудом верится, что современный подросток обратился бы к другу «Вовчику!», а не «Вов!» (еще бы добавили «братику»).
К детям-актерам претензий меньше. Но если, к примеру, поставить рядом совершенно ошеломительных ребят из недавнего американского хоррора «Оно», наши, как ни прискорбно, проигрывают всухую, можно даже на поле не выходить.
Анастасия Лях
Сторожова застава
2017, Украина
Продюсеры: Егор Олесов, Юрий Прилипко, Владимир Локотко
Режиссер: Юрий Ковалев
Сценарий: Юрий Ковалев, Ярослав Войцешек, Сашко Дерманский, Владимир Рутковский
В ролях: Даниил Каменский, Ева Кошевая, Роман Луцкий, Олег Волощенко, Александр Комаров, Георгий Деревянский, Слава Красовская, Наталия Сумская, Ержан Нурымбет, Ерболат Тогузаков, Иван Денисенко, Олег «Фагот» Михайлюта
Оператор: Юрий Король
Длительность: 111 минут/ 01:51