45-й кинофестиваль «Молодость» отличился женским кино, что не может не радовать. Женщины-героини, женщины-режиссеры и, конечно же, эмансипация, борьба за права и свободу. Одним из таких фильмов фестивальной программы стала историческая драма Сары Гаврон «Суфражистка» с Кэри Маллиган в главной роли.
Англия, 1912 год. Молодая прачка Мод Уоттс живет самой обычной тихой жизнью: с утра до ночи горбатится в прачечной за гроши, вдыхая вредные химические испарения с семи лет; затем приходит домой и старается быть хорошей женой для мужа, работающего в той же прачечной на побегушках, и любящей матерью для маленького сына. Беломойками трудились ее мать, мать матери и так далее. Неблагодарная работа оставила на плече Мод отметину – большой шрам от ожога, и неприятные воспоминания о домогательствах престарелого начальника-педофила. А на улицах Лондона все активнее разворачивается движение суфражисток, требующих для женщин право голоса на выборах. На что из всех правительственных рупоров звучит один и тот же дикий унизительный ответ: «Мозг женщин не развит настолько, чтобы разбираться в политике, следовательно, они не в состоянии сделать адекватный выбор».
Мод не разделяет хулиганских методов мятежниц, бьющих витрины и поджигающих почтовые ящики, но все больше прислушивается к их речам и призывам, что, мягко говоря, не радует ее супруга, испытывающего на себе пренебрежительные и осуждающие взгляды соседей. «Я – не суфражистка», – утверждает Мод, впервые оказавшись в тюрьме. Эту фразу она уверенно повторит еще несколько раз, пока твердо не осознает обратное…
С одной стороны, «Суфражистка» – слишком правильный феминистский фильм, местами злоупотребляющий клише, местами произносящий очевидные вещи с чрезмерным и не всегда правдоподобным энтузиазмом. Сценаристка Эби Морган (ранее написавшая «Железную леди» с Мэрил Стрип в роли Маргарет Тэтчер) и постановщица Сара Гаврон так отчаянно стремятся быть громкими и убедительными, что не замечают, как цепляют на персонажей ярлыки. Следователь должен быть суровым, но не лишенным сочувствия и понимания в глубине души. Муж должен быть либо сухарем, либо тряпкой, слишком подверженным общественному мнению и оттого в один прекрасный момент превращающимся в Алексея Каренина. И непременно в истории обязан присутствовать мужчина-монстр – начальник прачечной – чтобы жирно подчеркнуть тяжелую женскую долю и трагическое бесправье.
Когда стало известно, что эпизодическую роль в «Суфражистке» исполнит Мэрил Стрип, пресса принялась хором писать, что эти несколько минут на экране наверняка станут самым ярким фрагментом фильма и непременно будут достойны «Оскара». И вот так сюрприз: сцена с великой (без преувеличения и сарказма) актрисой оказалась самой фальшивой. Стрип сыграла скрывающуюся от закона предводительницу движения суфражисток мадам Панкхерст, которая действительно появляется в кадре один-единственный раз с коротким агитационным спичем. Но эти пару минут выглядят какой-то театрализованной карикатурой.
Смотрите легально на MEGOGO
В продолжение темы Анны Карениной: ближе к финалу персонаж Кэри Маллиган и впрямь приближается к героине Толстого (даже имеется сцена с лошадиным забегом). Мод Уоттс мучает практически та же дилемма, где на одной чаше весов – маленький сын, а на другой – избирательные права вместо любовника.
И все-таки с другой стороны, «Суфражистка» – пример того, что порой клише могут работать во благо и производить должный эффект. Чтобы дошло до всех, особо мудровать не стоит, лучше просто прокричать «Свобода! Равенство! Справедливость!». Как сказал в фильме герой Брендана Глисона: «Вот эта дамочка особо опасна. Имеет образование, но не имеет совести». У картины Сары Гаврон определенно есть и образование, и совесть, а вот тонкости не хватает.
Анастасия Лях
Суфражистка (Suffragette)
2015 год, Великобритания
Продюсеры: Элисон Оуэн, Фэй Уорд, Ник Бауэр
Режиссер: Сара Гаврон
Сценарий: Эби Морган
В ролях: Кэри Маллиган, Хелена Бонем Картер, Энн-Мэри Дафф, Ромола Гарай, Бен Уишоу, Брендан Глисон, Мэрил Стрип
Оператор: Эдуард Грау
Композитор: Александр Депла
Длительность: 106 минут/ 01:46