Комедийный боевик с Джесси Айзенбергом и Кристен Стюарт и пародией на всяко-разные шпионские истории о супер-пупер-агентах разведки в комплекте с от души забитыми косяками. Это как если бы «Ананасовый экспресс» встретил «Борна» и «Хитмэна», а мимо б еще пробегал «Универсальный солдат».
Лента несправедливо провалилась в прокате: и домашнем, и международном, не перекрыв и близко затраты на производство. И пусть она не истерично смешная, как предполагалось, и моментами стекает в мелодраматизм, зато в ней полно другого прекрасного, в частности инфантильный, нерасторопный Айзенберг, укладывающий плохих парней на лопатки сконфуженно и феерично разом, и Стюарт, убедительная как в образе романтической пассии и заботливой «мамочки», так и в шкуре обдолбыша без прикрытия.
Майк и Фиби – самая обычная, на первый взгляд, парочка влюбленных молодых людей, не желающих, что называется, двигаться вперед, решительно и напористо выстраивать светлое будущее. Они просто плывут по течению, закидываясь травой. Монотонная серая жизнь в не помеченной на карте американской провинции, на их взгляд, не оставляет пространства для действия и фантазии, суживаясь до кассы минимаркета, где работает Майк, яичницы, которую готовит ему Фиби, и самодельного комикса про астронавта-макаку. Тем не менее парню, искренним образом влюбленному, удалось скопить кое-какие деньги, чтобы приобрести приличное обручальное кольцо и билеты на Гавайи, дабы там, в атмосфере райских красок и подлинного блаженства, сделать любимой архиважное предложение. Вот только в аэропорту, за считанные минуты до окончания посадки, у него случается приступ панической фобии, и самолет благополучно взлетает без просравших свой рай Майка и Фиби. Впрочем, нирвана от марихуаны с ними остается. А несколькими часами позже в магазин к Майку приходит сумасшедшая женщина, несущая полную ахинею, после чего нарисовывается группа очень суровых вооруженных ребят с твердым намерением отправить ни в чем, казалось бы, неповинного укурыша в морг…
Сценарист Макс Лэндис (обласканная критиками «Хроника») и режиссер Нима Нуризаде (хит проката «Проект Х: Дорвались») выбирают объектом высмеивания, в первую очередь, вовсе не упоротую молодежь (хотя ее тоже), а ЦРУ, интеллект и авторитет которого в «Ультраамериканцах» ползет ниже плинтуса. Именно американская разведка выступает в фильме обителью абсурда и не въезжающей ни в какие ворота глупости, стократ превосходящей скудоумие, вызванное активным употреблением конопли. Чего стоит одна только кодовая фраза активации суперагента программы «ультра»: «Колісниця зрушила, мигдалеве тісто пухне, співуни вже не співають, куля повертається на базу». Большую семантическую чепуху трудно вообразить.
Агент, который не помнит, что он агент, – образ, конечно же, списанный с Джейсона Борна и его культовой амнезии. Запрограммированный агент-убийца, переживший генетический эксперимент, – отсылка к «Хитмэну». Авторы жонглируют известными сюжетами, порой выпуская их из рук и иногда промахиваясь с остротами, но вместе с тем исправно удерживая темп и тональность. «Ультраамериканцы» – сытный и вполне себе вкусный, не самый банальный с колбасой, бутерброд из хлеба, сливочного масла и шпрот, в котором не хватает разве что колечка огурчика или дольки лимона для пикантности и изыска.
Смотрите легально на MEGOGO
Трюки героя (не глядя подбросить сковороду, о которую срикошетит пуля и угодит точно в цель; поймать налету взрывчатку; проткнуть шею врага столовой ложкой) хоть и не новы по своей сути (взять того же «Уравнителя», в котором Дензел Вашингтон не менее эффектно орудовал бытовыми предметами и кухонной утварью в частности), но новы с точки зрения их исполнителя. Джесси Айзенбергу, сутулому и субтильному интеллектуалу-интроверту, хуки и апперкоты идут примерно так же, как, допустим, Ван Дамму образ Стива Джобса. Разница в том, что актерское мастерство первого позволяет ему обыграть диссонанс комичным и ловким образом.
Если же выискивать в «Ультраамериканцах» глубинный смысл и скрытый посыл, картина и тут в состоянии удовлетворить аппетиты. Если ты – молодой человек, один из тьмы себе подобных, не имеющий особых амбиций, не отличающийся выдающимися умственными способностями, не желающий отрывать зад от дивана, телека и яичницы, не стремящийся к переменам и выходу из зоны ущербного комфорта, – как было бы удобно и лестно однажды узнать, что причина твоей замаринованности кроется вовсе не в отсутствии внутреннего стержня и двигателя, а в компьютерной программе, имплантированной в ДНК. То есть на самом деле ты – не лох, не лентяй, не дурак, просто запрограммирован нехорошими людьми на медлительное мышление и физическую неспособность покинуть теплую, подмятую под тебя кушетку. Словом, ни в чем, как водится, не виноват.
Анастасия Лях
Ультраамериканцы (American Ultra)
2015 год, США
Продюсеры: Дэвид Элперт, Энтони Брегман, Кевин Скотт Фрайкс
Режиссер: Нима Нуризаде
Сценарий: Макс Лэндис
В ролях: Джесси Айзенберг, Кристен Стюарт, Тофер Грейс, Конни Бриттон, Уолтон Гоггинс, Джон Легуизамо, Билл Пуллман
Оператор: Майкл Бонвилейн
Композитор: Марсело Зарвос
Длительность: 95 минут / 01:35