«Хорошее убийство» – дежурная фраза, которую в конце успешной операции произносят американские пилоты, сидящие за пультами дистанционного управления и координирующие полет дронов. Их работа включает всего три последовательных шага: наблюдение за объектом, наведение на цель, пуск ракеты. После взрыва солдат, нажавший на кнопку и убедившийся в уничтожении заданной мишени, докладывает: «Хорошее убийство».
Главный герой основанного на реальных событиях фильма – майор Том Иган (Итан Хоук), некогда настоящий летчик, сидящий за штурвалом истребителя, а не перед монитором и панелью с набором клавиш и рычагов. Каждый день он ездит «на войну» условно с девяти до шести. Проезжает командный пункт, заходит в контейнер со всеми удобствами и кондиционером, садится за пульт и убивает «врагов Америки»: талибов или похожих на них. Находясь на другом конце планеты, он отчетливо видит не только фигуры, но даже эмоции людей, попадающих под прицел. Нередко жертвами становятся гражданские, случайно оказавшиеся в радиусе поражения, в том числе женщины и дети. Но это «побочные эффекты» войны, как утверждает начальство. «Так бывает». Главное – любой ценой обеспечить защиту и безопасность американских граждан.
После смены майор возвращается домой, где его ждут красавица-жена и двое, как говорится, славных ребятишек. За окном авто – неоновые огни Лас-Вегаса с клубами, казино и стриптизом. На симпатичной лужайке во дворе симпатичного дома – барбекю с семьей и друзьями. В постели – сексуальная блондинка и прилежная домохозяйка в одном лице. Казалось бы, Иган должен быть абсолютно счастлив: в то время как другие солдаты месяцами живут на поле боя, на чужой враждебной территории, в десятках тысяч километров от родного крова и любящих близких, он ежедневно видит жену и детей, проводит с ними уикенды, ест вкусную еду, спит в мягкой кровати, а не под ночным небом, с которого в любую секунду может упасть граната, и его жизни ничто не угрожает. Однако вместо счастья майор все глубже погружается в себя: молчит, апатично переворачивает стейк на мангале, не хочет секса и все чаще прикладывается к бутылке…
В то время как «Американский снайпер» усердно рекламировался, громко шел на широких экранах, участвовал в оскаровской гонке, «Хорошее убийство» Эндрю Никкола тихо и незаметно номинировалось на венецианского «Золотого льва», получило теплый прием критиков, а затем более чем скромный международный прокат. При этом работа Никкола ничуть не хуже патриотического байопика Иствуда, хотя и является обратной стороной той же медали. После попсового «Времени» и глупейшей «Гостьи» режиссер снова вернулся к сдержанному и суховатому изложению, с которого начинал в интеллектуальной антиутопии «Гаттака». И снова снял в главной роли скульптурного и нестареющего Итана Хоука.
«Хорошее убийство» можно назвать почти герметичным фильмом. Основную часть времени персонажи проводят в стационарном кресле внутри замкнутого контейнера. Они практически не двигаются, отчего действие страдает отсутствием какой-либо динамики. Градус напряжения тоже довольно низкий, так как над героем не висит ни одна другая опасность, кроме него самого: ни пуля, ни бомба, ни снаряд, только совесть. Тем не менее скудные декорации и инертный сюжет с лихвой компенсируются моральной дилеммой.
Смотрите легально на MEGOGO
Том Иган мечтает вернуться за штурвал самолета и просит подполковника о переводе. «Понимаю, это как с «феррари» пересесть на «форд фиеста». Но подумай о семье», – отвечает тот. Дело не столько в том, что полеты – стихия и страсть майора, сколько в том, что сидя за пультом, он чувствует себя не солдатом, а геймером, трусом, рядом с которым даже обычный патрульный на шоссе смотрится мужественнее. «Зачем тогда мы носим пилотные костюмы?» – риторически вопрошает герой Хоука. С каждым рабочим днем он все больше сомневается в правильности своей «миссии», обозначая эту войну как замкнутый круг, в котором на каждую американскую ракету непременно последует ответ в виде очередного смертника и нового теракта. И неважно, кто первым начал, конца все равно не будет. Иган задается извечным вопросом: оправдывает ли цель средства? И стремится совершить хоть один хороший поступок вместо «хорошего убийства». Неспроста в фильме появляется сцена, где он, проведя всю ночь у монитора и охраняя сон непосредственно воюющих на территории противника американских солдат, возвращается домой и впервые за долгое время жаждет близости с женой.
В одно из дежурств майор и остальные члены команды наблюдают на мониторе, как некий вооруженный афганец (или пакистанец) насилует исламскую женщину. Через несколько дней он приходит снова и делает то же самое. Пока Иган взрывает абстрактных террористов, на его глазах совершает конкретное преступление конкретный преступник. Но, как говорит один из пилотов, «он, конечно, мерзавец, но он – не наш мерзавец».
Сценарист и режиссер Эндрю Никкол снял историю не столько о войне, сколько о природе уничтожения одним человеком другого. Не зная верного ответа, он спрашивает и зрителя, и самого себя: возможно ли, чтобы убийство было «хорошим»? Или же словосочетание, вынесенное в название ленты, – просто абсурдный циничный термин, оксюморон, не имеющий смысла?..
Анастасия Лях
Хорошее убийство (Good Kill)
2014 год, США
Продюсеры: Марк Эмин, Николя Картье, Зев Формен
Режиссер: Эндрю Никкол
Сценарий: Эндрю Никкол
В ролях: Итан Хоук, Брюс Гринвуд, Зои Кравиц, Джейк Эйбел, Дженьюэри Джонс
Оператор: Амир М. Мокри
Композитор: Кристоф Бек
Длительность: 103 минуты / 01:43