Marvel не перестает приятно удивлять, создавая пятьдесят оттенков комикса. Вот вроде бы один и тот же серый цвет, то есть одна и та же комикс-вселенная, а столько всевозможных граней. Так, новый «Человек-паук» – это взгляд современного впечатлительного школьника на работу взрослых супергероев и удачная, очень смешная попытка переосмыслить драму, случившуюся в фильме «Первый мститель: Противостояние».
В 2008 году на экраны вышел первый «Железный человек», в котором самовлюбленный, эгоистичный, самодовольный Тони Старк, глава корпорации Stark Industries, наконец осознал, что производить и продавать оружие не есть хорошо (после того, как попал в плен к террористам, в руках которых были пушки с логотипом его же компании). Тогда, собственно, Тони и создал костюм Железного человека и начал бороться со злом (хотя целиком нарциссизм из него не выветрился). На тот момент, если следовать хронологии именно кинематографической, а не литературной вселенной Marvel, Капитан Америка еще лежал замороженным в ледяной глыбе, Тор еще не успел упасть из Асгарда на Землю, Халк еще не умел себя контролировать, а Черная вдова, надо полагать, пыталась избавиться от шлейфа работы в КГБ.
Но мир уже изменился. Еще больше он изменился после событий первых «Мстителей», когда Локи намеревался поработить человечество. И после «Эры Альтрона», когда Халк разгромил едва ли не полпланеты, а робот с искусственным интеллектом хотел уничтожить все живое.
Именно об этих изменениях говорит инженер Эдриан Тумс (Майкл Китон), держа в руках детский рисунок с изображением супергероев, новых мессий. Он работает бригадиром на стройке, убирает мусор, обломки и последствия столкновений и разрушений. Когда же его грубо увольняют, заявляя, что в его услугах больше нет надобности, Тумс выходит из себя. Ведь у него семья, жена и маленькая дочь, ему нужно их кормить и заботиться. А мир необратимо изменился. И он, конечно же, ненавидит Старка, сколотившего состояние на пушках и огнеметах. И вот по прошествии нескольких лет мы уже видим Эдриана Тумса совсем другим, промышляющим незаконной продажей уникального оружия, сооруженного из земных боеприпасов и обломков инопланетной артиллерии, оставшихся после «проделок» Локи и Альтрона.
Стервятник – суперзлодей новой формации. У него нет сверхспособностей, нет амбициозных планов по захвату, угнетению, уничтожению. Он просто должен зарабатывать деньги, чтобы содержать близких людей. И этим, безусловно, вызывает симпатию и сопереживание. Как сказал режиссер Джон Уоттс, «если Человек-паук – обычный парень, который становится супергероем, то должно быть и множество обычных парней, которые станут суперзлодеями». И ясное дело, неспроста эту роль исполняет именно Китон, который когда-то был Бэтменом, а затем сыграл Бердмена – незадачливого, обиженного на весь мир парня без какой-либо суперсилы, но с паранойей и треном прошлых успехов.
Смотрите легально на MEGOGO
Супергеройство глазами подростка – это, конечно же, бесконечные селфи и любительская видеосъемка на телефон нон-стоп с моментальной отправкой онлайн и балабольными комментариями (хотя нет, какой онлайн, все исключительно для себя, в личный архив, ведь Человек-паук шифруется и прикидывается солидным мужичищем, а мужики фигней не страдают). Помните кульминационную экшн-сцену в «Первом мстителе: Противостоянии»? Когда стенка на стенку. То есть одна половина супергероев под предводительством Капитана Америка на другую половину под предводительством Железного человека. Собственно, тогда впервые и проявил себя обновленный Человек-паук, завербованный Старком (еще и вдобавок украл щит Кэпа). Так вот около пяти минут «Возвращения домой» – это мокьюментари-ракурс той самой сцены глазами очумевшего от счастья и собственной значимости Питера Паркера, снимающего все происходящее трясущимися и вспотевшими от волнения и гормонов руками.
Если Питер Паркер в лице Тоби Магуайра был чересчур взрослым и слегка отрешенным, а в лице Эндрю Гарфилда Питер оказался особой совершенно лирической и романтичной, то герой Тома Холланда – это именно тот мальчик в колготках из оригинального комикса, развитый, умный, сообразительный школьник, которому не чужды наивность, ребячество и свойственные пубертатному возрасту глупости.
Подзаголовок «Возвращение домой» (транспарант со словом Homecoming висит над школьным порогом) в общем-то и должен был заявить о возвращении Спайдермена в лоно материнской компании (или блудного сына в отчий дом), то есть франшиза, принадлежащая студии Sony, возвратилась в недра родной вселенной Marvel. И с ней возвратился обильный марвеловский юмор, который вы непременно оцените, когда Джон Фавро будет пытаться выговорить древнескандинавское название молота Тора (мы сами, когда пишем слово «мьёльнир», всегда от греха подальше просто копируем его из википедии); или когда Тони Старк напялит на Паркера в наказание футболку с надписью «Я выжил в моем путешествии в Нью-Йорк» (по дороге в Большое яблоко Питер устроил разборку на корабле, и пассажирский лайнер едва не стал «Титаником», переломившись пополам); или когда улыбчивый и бравый Капитан Америка будет вещать морализаторские речи с экранов телевизоров (запись, понятно, старая): «Только отморозки идут против правил» (и это говорит тот, который семьдесят лет пролежал в заморозке, а потом оттаял и нарушил все писанные правила).
И к слову, это первый фильм серии, в котором внятно объясняется происхождение суперкостюма Спайдермена: нет, Питер не сшил его сам из суперспандекса, который удачно прикупил в магазине тканей.
За пару недель до премьеры в сети появилась новость о том, что в фильме будет два любопытных женских камео: Гвинет Пэлтроу и Дженнифер Коннелли. На счет первой все ясно – в кадре мелькнет ее Пеппер Поттс (действительно мелькнула: их отношения с Тони чисто случайно вышли на новый уровень). А вот про героиню Дженнифер Коннелли было сказано немного: ее будут звать Карен или Леди в костюме. Украинские зрители актрису не увидят и не услышат, а вот в оригинале ее голосом говорит компьютерная программа внутри костюма, подаренного Старком Питеру (и это опять же неслучайно: ведь Пол Беттани, муж Дженнифер Коннелли в реальной жизни, озвучил Джарвиса, искусственный интеллект, созданный Старком).
«Если без костюма ты ничто, значит, ты недостоин носить его», – говорит однажды Тони Паркеру, после того, как тот серьезно облажался. В третьем «Железном человеке» Старку самому пришлось доказывать свою состоятельность (не финансовую, но состоятельность как человека и как героя) без суперброни. И он ее доказал. Доказал, понятно, и Питер. И доказал юный актер Том Холланд как новый носитель паукообразного значка на груди и отважный защитник обиженных и оскорбленных бабушек, дедушек, тетушек, дядюшек и владельцев украденных велосипедов.
Анастасия Лях
Человек-паук: Возвращение домой (Spider-Man: Homecoming)
2017 год, США
Продюсеры: Кевин Файги, Эми Паскаль
Режиссер: Джон Уоттс
Сценарий: Джонатан Голдштейн, Джон Фрэнсис Дейли, Джон Уоттс, Кристофер Форд, Крис МакКенна, Эрик Соммерс
В ролях: Том Холланд, Майкл Китон, Джон Фавро, Зендая, Мариса Томей, Роберт Дауни-младший, Дональд Гловер, Тони Револори, Джейкоб Баталон, Лаура Хэрриер
Оператор: Сальваторе Тотино
Композитор: Майкл Джаккино
Длительность: 133 минуты/ 02:13