Хочется верить, что когда-нибудь настанет момент в украинском кино, когда сомнительная оценка «это не так плохо, как ожидалось» канет в Лету и картины отечественного производства больше не будут нуждаться в оправдании, когда критика национального продукта будет честной и объективной, без всяких поблажек, сносок и льгот. А пока что: «Чунгул» – не такое плохое кино, как думалось. Действительно не такое.
В летний солнечный день картинный курчавый парень на белом «лексусе» (без продакт-плейсмента нашей хлипкой киноиндустрии пока что никак не выжить), вполне довольный собой и жизнью, но смертельно уставший, засыпает за рулем и съезжает с трассы на обочину. Внезапно из ясного неба начинает идти нежный, зефирный и одновременно пугающе настоящий, холодный снег, но то оказывается лишь сном… Двум подбежавшим помочь старичкам-одуванчикам герой (он же Денис, он же Дэн) врет, что торопится к беременной невесте, хотя в действительности спешит вовремя пригнать тачку заказчику (после другим соврет, будто опаздывает на юбилей мамы). Старички же заботливо сообщают, что впереди крупная авария, так что лучше бы ему повернуть назад и метров через пятьсот свернуть на проселочную дорогу, там будет объезд. Миновав знак с названием населенного пункта Чунгул, автомобиль, естественно, глохнет. И герой таким образом попадает в странное село, полное подозрительных чудаков и мистической потусторонней силы…
История загадочного городка или деревни, от которых попахивает дьявольщиной и из которых невозможно выбраться, обыгрывалась в кино множество раз во всевозможных перспективах. Причем необязательно ходить далеко в Голливуд и вспоминать, к примеру, сериал «Уэйуорд Пайнс». Можно вспомнить украинское «Счастье мое» Сергея Лозницы. Но только братья-режиссеры Алешечкины, заметно выросшие в профессиональном плане со времени дебютной работы «Синевир», на глубину и артхаусность последнего ни в коем разе не претендуют, презентуя зрителю стопроцентно жанровый, коммерческий проект.
Понимая, что ставку на спецэффекты делать глупо, постановщики берут атмосферностью (и не зря у фильма целых пять композиторов: саундтрек удался). Чунгул предстает крайне противоречивым, но любопытным местом. С одной стороны, в нем зазывающе припекает солнце (не считая «зимних» видений героя), славно приветствуют путника подсолнухи, весело гуляют свадьбу. С другой – от каждого на первый взгляд безобидного и простоватого жителя явно веет подвохом. Так, фотограф-любитель дядя Боря запечатлевает на пленку умерших; автомеханик Жора недвусмысленно ловит в банку бьющуюся в истерике бабочку, намекая на то, что заезжий чужак Денис попался; усатый Сорока и вовсе оказывается местным колдуном, эдаким Пузатым Пацюком (убедительный и страшный Виктор Демерташ); а его чернобровая красавица-дочь Олеся вполне может скрывать в себе панночку-ведьму.
Нестрашно, что начинающие режиссеры повсеместно что-то откуда-то заимствуют, главное – что обращаются они к достойным источникам, причем как к классическим, так и к современным. Тут вам и мудреный хоррор Винченцо Натали «Лимб» (откуда, собственно, создатели «Чунгула» умыкнули постер); и вышеупомянутые гоголевские мотивы с той же комбинацией простонародной комичности и жутковатого мистицизма; и великие слова Воланда «Никогда и ничего не просите!» из «Мастера и Маргариты», положенные в слоган; и даже что-то от «Твин Пикса» (не только карлик).
Смотрите легально на MEGOGO
Словом, «Чунгул», на удивление, получился. В том смысле, конечно, в котором уместно говорить об удачах украинского кино.
Анастасия Лях
Чунгул
2016 год, Украина
Продюсеры: Владимир Мунтян, Алексей Кашин
Режиссеры: Александр Алешечкин, Вячеслав Алешечкин
Сценарий: Александр Алешечкин
В ролях: Богдан Юсипчук, Анна Гуляева, Виктор Демерташ, Николай Олейник, Георгий Поволоцкий, Нина Набока, Владимир Мунтян
Операторы: Александр Алешечкин, Сергей Демин
Композиторы: Сергей Лихоманенко, Юрий Яцюк, Валерия Финикопуло, Евгений Жаку, Иван Лебедь
Длительность: 75 минут/ 01:15