Надо очень постараться, чтобы кулинарная комедия (или драмеди, не суть) получилась невкусной. Она вполне может не представлять ценность с художественной точки зрения, но пробуждать аппетит просто обязана. Без каких-либо метафор, примитивный гастрономический аппетит, то есть буквально провоцировать выделение желудочных соков, если уж на большее не способна. «Шеф Адам Джонс», к сожалению, не делает ни того, ни другого.
Главный герой в исполнении Брэдли Купера – некогда баловень судьбы, а нынче аутсайдер Адам Джонс, бывший шеф-повар элитного парижского ресторана, обладателя трех мишленовских звезд. Адам конкретно налажал: залился алкоголем, закинулся наркотой, наделал опасных для жизни долгов, подвел друзей и коллег и лишился работы. Из-за него рейтинг ресторана позорно понизили до двух звезд. Теперь он в Лондоне, трезвый, в завязке, собирает старую команду, подыскивает свежую кровь и открывает новый ресторан, чтобы во что бы то ни стало заполучить третью звезду…
«Шеф Адам Джонс» (в оригинале Burnt – «Уставший») – тот редкий случай, когда локализированное название удачнее и уместнее родного. Однако звездочек картине это, увы, не добавляет.
Удивительно, как с такой славной, звездной командой можно было стряпать столь бесславный и безвкусный в прямом смысле слова продукт. Режиссер проекта Джон Уэллс – постановщик титулованной драмы «Август: Графство Осейдж» (в которой, к слову, основная часть сцен разворачивалась за большим семейным обеденным столом). Сценарист Стивен Найт – оскаровский номинант за «Грязные прелести», автор «Порока на экспорт» и создатель обласканной критиками монодрамы «Лок». В актерском составе – сплошь громкие имена, начиная от восходящих звезд вроде Алисии Викандер и заканчивая «ветеранами» Эммой Томпсон и Умой Турман. В главных ролях – «сладкая» пара из «Американского снайпера» Брэдли Купер и Сиенна Миллер.
Однако все это красноречивая пустышка, пригодная лишь для того, чтобы произвести впечатление титрами. Персонажи второго плана, включая ресторанного критика в лице Турман и нарколога в лице Томпсон, отыгрывают роли красивых пластмассовых яств, опрысканных полиролью и выставленных в витрину для «заманухи». Основное блюдо – Брэдли Купер – истерично неубедителен, вовсе не в силу отсутствия актерских способностей, а по причине нервозной, лихорадочной фальшивости персонажа, который либо неадекватно орет, либо демонстративно депрессирует, не вызывая симпатий ни в том, ни в другом случае.
Смотрите легально на MEGOGO
Кстати, Стивен Найт ранее написал сценарий другой кулинарной драмеди – «Пряности и страсти», тоже о погоне за пресловутыми мишленовскими звездами, но куда более романтичной и аппетитной во всех отношениях. Видимо, на второе блюдо сил и фантазии не хватило.
– Одна звезда – это ты как… Люк Скайуокер. Две звезды – Оби-Ван Кеноби. Ну а три звезды – ты уже магистр Йода.
– А что если он (Адам Джонс. – Авт.) – Дарт Вейдер?…
Единственная относительно неплохая шутка (особенно в преддверии премьеры седьмых «Звездных войн») любезно засунута в трейлер. Единственный неожиданный сюжетный поворот (хоть какой-то перец в этом пресном вареве) накрывается вываркой штампов-полуфабрикатов, выуженных из голливудской морозилки готовых лекал и кое-как разогретых в микроволновке. Единственный смачный поцелуй случается вовсе не с той, о ком вы подумали. А с тем. История о том, что любовь к своему делу (еде, в данном случае) невозможна без любви к людям, вместо того чтобы разжечь, притупляет в зрителе оба чувства. Более того, еще и рискует притупить любовь к гастро-комедиям.
«Мы должны вызывать кулинарный оргазм», – речисто скандирует Адам Джонс. Так вот фильм не вызывает даже намека на эрекцию. В кадре мелькают одни и те же безжизненные кусочки палтуса и ягненка на огромных плоских тарелках, украшенных васильками и еще невесть чем, наглядно напоминая о шутке про дефлопе из «О чем говорят мужчины». Оттого еще вкуснее становится и без того замечательная простая комедия «Повар на колесах» о простом фастфуде в больших плебейских порциях.
Анастасия Лях
Шеф Адам Джонс (Burnt)
2015 год, США
Продюсеры: Харви Вайнштейн, Боб Вайнштейн, Стейси Шер, Эрвин Стофф
Режиссер: Джон Уэллс
Сценарий: Стивен Найт, Майкл Калеснико
В ролях: Брэдли Купер, Сиенна Миллер, Омар Си, Даниэль Брюль, Ума Турман, Эмма Томпсон, Алисия Викандер
Оператор: Адриано Голдман
Композитор: Роб Симонсен
Длительность: 101 минута/ 01:41