Джон Траволта играет частного детектива, который расследует исчезновение пациентки психлечебницы и смерть юного звездного квотербека в городе Галвестон, штат Техас, в конце 1970-х. Звучит очень даже заманчиво. Но заманчивость эта оказывается обманчивой. Фильм напористо и забористо спекулирует на стилистике классического неонуара, как если б, к примеру, не самый талантливый трагик усердно изображал Гамлета. И выглядит это усердие на чужой территории таким образом, будто перед нами кино 90-х категории «бэ», которое не то чтобы перепутало жанры, но в угоду амбициям замахнулось выше собственной головы, заигралось в мрачную псевдоинтеллектуальность вместо того, чтобы по обыкновению выдать среднего качества экшн.
Впрочем, в этом есть определенный ностальгический шарм: во втором десятилетии нулевых наблюдать картину уровня 90-х, рассказывающую про 70-е, которая местами отдает ненавязчивой мыльной оперой.
1978 год, Лос-Анджелес. Частный детектив Карсон Филипс, который закадровым голосом поведывает условному слушателю свой рассказ и свои кишащие в философствующем сознании мысли, признается, что не в силах устоять перед слезливыми женскими историями. И с первого же кадра в лоб говорит: люблю пить, курить, играть в азартные игры. И поглаживает черного кота. То есть тот факт, что герой – не самый положительный парень с кучей вредных привычек, не раскрывается по ходу сюжета, а проговаривается железобетонной констатацией от первого лица. Ибо согласно канонам жанра частный детектив должен быть именно таким: ну действительно, не пить же ему овощные коктейли и не совершать по утрам пробежки в трико. Герой проигрался в покер и задолжал денег серьезным парням, так что когда в дверях его офиса появляется клиентка с просьбой отправиться в Галвестон и разузнать, как поживает ее богатая родственница в психиатрическом санатории, что последнее время подозрительно односложно отвечает на письма, Филипс воспринимает это как шанс сбежать от кредиторов.
Хотя Галвестон – далеко не то место, в котором ему хотелось бы оказаться. Город детства и юношества, из которого Карсон сбежал много лет тому назад, хранит темные секреты из прошлого, воспоминания о несложившейся футбольной карьере, о первой большой любви и о большом позоре. Здесь персонаж Траволты подобно героине Эми Адамс из «Острых предметов» сталкивается с призраками минувшего и загадками настоящего.
Когда главный герой «Ядовитой розы» (которая, к слову, здесь фигурирует и как цветок, и как розовое вино розé, и как название заведения для джентльменов, и как ля фам фаталь по имени Роза), то есть частный сыщик неонуара, одинокий и не очень-то молодой, возникает на экране вместе с котом и довольно много о нем, о коте, говорит, вспоминается, конечно же, «Долгое прощание» Роберта Олтмена, которое начиналось с того, что лос-анджелесский частный детектив Филипп Марлоу просыпался среди ночи в своей нарочито холостяцкой квартире и отправлялся в магазин за кошачьими консервами определенной фирмы для своего четвероногого друга, поскольку никакой другой корм тот есть не желал. Карсон тоже трогательно трепетен со своим питомцем, хотя его монологам далеко до остроумия Марлоу.
Смотрите легально на MEGOGO
А когда на экране появляется Брендан Фрейзер в образе юродивого главврача психбольницы, который с маниакальной тщательностью зачесывает набок скудную прядь сальных волос, кажется, что сейчас история повернет в русло Эдгара Аллана По, в твист с подменой из рассказа «Система доктора Смоля и профессора Перро».
Словом, задатки у этого фильма неопровержимо хороши. Но, как говорится, задатки тех или иных качеств вовсе не гарантируют непременное развитие этих качеств.
Порой кажется, что актеры, попавшие в этот неонуар, чувствуют себя не в своей тарелке и не в своем жанре. К слову, здесь исключительно старая гвардия, причем одна половина состава, а именно Траволта и Фриман, в последние годы не особо разборчива в выборе проектов; а другая половина, а именно Фамке Янссен, Брендан Фрейзер и Роберт Патрик уже много лет пребывают не то чтобы в забытьи, но на обочине или в лучшем случае на галерке Голливуда.
Но и в этом есть шарм. Немолодые подзабытые актеры играют в старый подзабытый жанр. И все это немного неуклюже, наивно и банально, в формате телевизора и бульварного ретро.
Анастасия Лях
Ядовитая роза (The Poison Rose)
2019 год, США/ Италия
Продюсеры: Джефф Эллиотт, Оскар Генерале, Андреа Иерволино
Режиссеры: Джордж Галло, Франческо Синкуемани, Лука Джилиберто
Сценарий: Ричард Сальваторе
В ролях: Джон Траволта, Фамке Янссен, Морган Фриман, Брендан Фрейзер, Петер Стормаре, Роберт Патрик, Катерина Грэм, Элла Блю Траволта
Оператор: Терри Стэйси
Композиторы: Альдо Шлаку, Маркус Сжовалл
Длительность: 98 минут/ 01:38