Девятый эпизод “Звездных войн” выходит в прокат и… это худший фильм всей саги. Это не только наше мнение, такую же оценку выдают и большие агрегаторы мнения критиков (например, metacritic.com), и коллеги по цеху (достаточно почитать первые рецензии на всех основных сайтах о кино, и западных, и украинских). Разумеется, любое мнение субъективно, но отметим, что хотя мы и фанаты “Звездных войн”, мы все же не входим в категорию ультрафанатиков, которые воспринимают эту вселенную как нечто священное. Иными словами, мы открыты к экспериментам, готовы воспринимать что-то новое, а главное, понимаем, что съемка фильмов – такой же бизнес, как и любой другой. Просто почитайте нашу рецензию, например, на седьмой эпизод, и вы поймете, что мы не отвергаем новые фильмы франшизы только лишь по той причине, что они новые. Но про эпизод 9 наше мнение именно такое: он самый слабый из всех снятых.
Тогда почему же Disney – лучшее, что могло произойти? Ведь именно они и создали этот продукт, уверенно ставший худшим. Попробуем объяснить, что мы имеем в виду.
Первое, что желательно понимать – не снимать продолжений этой саги в принципе индустрия не могла. Это невозможно. Так устроен мир, так устроена жизнь. Фильмы снимают не потому, что у художника в голове блеснула гениальная идея. Фильмы снимают, потому что это отличный бизнес. Эпизоды 1-3 собрали в прокате более 2.5 миллиардов долларов при бюджете менее 450 миллионов – это не просто отличный бизнес, это сверхприбыли, которые смогут обеспечить единичные проекты не только в сфере кино, но и в принципе в любой отрасли. Игнорировать потенциальный доход такого масштаба для любого бизнесмена – преступно. То есть, виноват в этой ситуации не Disney. В этой ситуации вообще никто конкретно не виноват, это просто устройство мира, где капитализм является далеко не идеальным, но на текущий момент лучшим решением общественного устройства.
Итак, съемки новой трилогии неизбежны. Кто мог бы за это взяться? Вариантов много, в наши дни их стало на порядок больше, чем тогда, когда Disney купил Lucas Film – добавились Netflix, Amazon и многие другие игроки. Потенциал привлеченных сценаристов, режиссеров, операторов, актеров, бюджета, вероятно у лидеров индустрии для таких проектов был бы вполне сопоставимый. То есть, вряд ли Disney не сможет нанять людей того же уровня что и Warner, Universal, Paramount (скорее, наоборот).
Именно Disney – лучший выбор. Не только для бизнеса, тут все понятно. Но и для зрителя. Как это ни парадоксально, но тактика выжженной земли от Disney – лучшее, что может случиться в данной ситуации. Заключается она в том, что компания использует весь потенциал доступного контента сразу. Никто не ждет следующей пятилетки, чтобы вывести новую линейку продуктов: будут сняты новые трилогии, несколько спин-оффов (и их сиквелы), сериалы (продленные на несколько сезонов), мультсериалы, короткие серии для YouTube, лего-наборы, игры, книги и бездонный набор сувенирной продукции (любовно нарекаемый “мёрч”). Все это будет настолько быстро, насколько это в принципе позволяет цикл производства съемочного продукта. Именно так и произошло с франшизой “Звездных войн”.
Следующий шаг – анализ того, что произошло. Похмелье от передозировки нового-старого продукта наступает так же быстро, как быстро проходит эйфория от первых грандиозных кассовых сборов. Когда вышел седьмой эпизод саги, он собрал 2 миллиарда 68 миллионов долларов – сыграло длительное ожидание новой части любимой истории и эффект новизны. Но “Пробуждение силы” не вызвало восторга у аудитории, а потому восьмой эпизод собрал уже драматично меньше – 1.3 миллиарда. Это по-прежнему огромные деньги и прибыльный проект, но тренд не может быть не замечен студией. Параллельно пошли спин-оффы – успешный “Изгой-один” (1.05 миллиарда сборов при 200 миллионах бюджета), провальный “Соло” (392 млн сборы при 275 млн бюджета – это не отбивает затраты на проект) и отмененный сольник про Оби-Вана Кеноби (прости, Макгрегор). Также параллельно запустили стриминговый сервис (аналог Netflix), Disney+, где первым большим новым проектом стал сериал “Мандалорец”. Итого: по фильмам явный понижающийся тренд, спин-оффы уже свернуты, сериал пока играет роль имиджевого продукта для нового большого запуска и прямой монетизации не совершает. К чему это все приведет?
На роль пророков не претендуем, но ситуация видится следующей: если девятый эпизод соберет меньше 1 миллиарда долларов, то в ближайшее время новую трилогию мы не увидим. Это не значит, что мы не увидим ее никогда, так просто не бывает, но студии явно придется пересмотреть подход к материалу, однозначно увеличивая его качество.
Основная проблема девятого эпизода – отсутствие внятного сценария. Не выстраивания детально продуманной вселенной – мы понимаем, что в текущей бизнес-парадигме у студии просто нет такого количества времени на проработку каждой детали и увязывания всех микролиний воедино, а банально цельного сценария, который рассказывает четкую, понятную, связную, а главное, интересную историю. “Восхождение Скайуокера” – это набор ярких, но никак не связанных между собой элементов, которые толком не объясняют ничего, что происходит в этой части, что уже говорить про взаимосвязь с предыдущими двумя эпизодами. Появление ключевых персонажей может вообще никак не проговариваться – буквально. Наличие/отсутствие той или иной Силы, навыка, умения у Рей, Кайло, Финна, других героев или не объясняется вообще, или идет в разрез со всем, что мы видели раньше не только в двух классических теориях, но и в последних двух эпизодах. Это смотрится особенно бедно на фоне великолепной сценарной работы команды Marvel, которая смогла связать повествование 22 параллельно выпускаемых разными режиссерами фильмов без потери качества и единого рассказа истории.
Визуально все выглядит, без преувеличения, блистательно. Пожалуй, с точки зрения видеоряда, это самый впечатляющий фильм года. Но даже если вы фанат визуальных эффектов, на одном лишь богатом видеоряде вы два с половиной часа не протянете. Всем нужна история, пусть простая, пусть линейная, пусть даже сказочная, но законченная, цельная, понятная. Это напрочь отсутствует в “Восхождении”.
Вероятнее всего, проблема заключается не в самих по себе сценаристах – повторимся, вряд ли Disney не мог позволить себе хороших специалистов. Скорее всего, коллективная ответственность огромных размеров была непосильной ношей для всего коллектива: над сценаристами стояли продюсеры, которым нужна не только история сама по себе, но и история, которую можно продавать. Продавать всему миру, включая китайский рынок; продавать семейной аудитории, а значит без излишнего насилия и мрачности; продавать так, чтобы потом продать еще видеоигру и сувенирку; продавать в нужные сроки и с возможностью вложиться в оговоренный бюджет. Продюсеров пинал режиссер, студия, фаны, а параллельно наваливался психологическим груз как успех конкурентов, так и громкие финансовые провалы года. В итоге, похоже, получился фильм, который не понравится никому. Ни зрителям (особенно фанам), ни режиссеру, ни сценаристам (“мы не это писали”), ни продюсерам и студии с учетом потенциально не самых высоких сборов.
И возвращаясь к вопросу, к чему это все приведет, вспомним о второй опции: что если фильм все же соберет больше миллиарда (и уж тем более, если он соберет больше предыдущей части)? Что ж, тогда зрители могут винить только себя в том, что эксперимент будет продолжаться. Потому что пока финансовая схема работает, фильмы будут продолжать снимать – и уже даже не циклами трилогии, а идти отдельными фильмами-сиквелами, постепенно превращая одну из самых культовых саг в истории кино в чистую Санта-Барбару. И поэтому основная ответственность сейчас лежит не на Disney, а на зрителях. Именно они должны сделать правильный выбор.
Потому что, возвращаясь теперь к главному вопросу статьи, почему Disney – лучшее, что могло случиться с франшизой, студия создала все условия для того, чтобы максимально быстро или создать отличный продукт, или понять, что результат производства никого не устраивает. Седьмой эпизод вышел в 2015 году. Девятый эпизод замыкает цикл новой трилогии и двух спин-оффов (а также отмененных проектов) – и все это произошло всего за четыре года. Пять фильмов за четыре года – и полная ясность того, что нужно делать дальше. Предварительно зритель достаточно четко дал понять, что халтура не пройдет (именно поэтому спин-оффы прекратились почти мгновенно). Если этот тренд продолжится и с главным локомотивом франшизы, и эпизод 9 соберет меньше миллиарда (по сути, чем меньше, тем лучше), то зритель, по сути, вынесет свое окончательное решение, и у студии останется два основных сценария: или подойти к созданию сценариев на принципиально другом качественном уровне (и, в первую очередь, выделять на это заметно больший временной ресурс); или закрыть эту франшизу и приступить к поиску других идей – новых, свежих, интересных. Какой бы вариант студия не выбрала – зритель будет в выигрыше. Именно поэтому теперь зритель должен не ошибиться со своим решением по девятой части.
Именно поэтому Disney – лучший вариант развития вселенной “Звездных войн”. Всего за четыре года они провели сверхбыстрый краш-тест, который выявил все слабые места проекта и показал, что делать (или не делать) дальше. Многие другие студии возились бы с разворачиванием аналогичных планов декадами, так и не приходя к каким-то внятным решениям (посмотрите, например, каким извилистым путем идет последние десять лет DC, и как направление выстраивания его проектов бросает из стороны в сторону). А здесь за такой короткий период и без боли для зрителей (почти) компания либо быстро прекратит мучения, просто безболезненно усыпив старого пса, либо поднажмет в нужном направлении и снова будет на вершине. Главное – чтобы зритель был начеку и всегда обдуманно голосовал своими деньгами.
Читайте также:
Спецпроект, посвященный саге “Звездные войны”
Все эпизоды “Звездных войн”, ранжированные от худшего к лучшему
Почему “Ирландец” заберет все Оскары у “Джокера”