Шестой эпизод пока без всякого сомнения лучший в сезоне. Даже срывающий покровы пятый не оставил такого мощного впечатления. Однозначно в плюс сработали два фактора: легкое изменение формата повествования и вплетение в него деталей, которым ранее не уделялось много внимания.
Далее следуют спойлеры 6 эпизода сериала (и полнометражного фильма «Хранители»), поэтому если вы еще не посмотрели его, воздержитесь от дальнейшего прочтения
Такими деталями выступили постоянно демонстрируемые между делом фрагменты сериала “Американская история героев”. Они шли настолько фоново, что мы даже не упоминали их в своих рекапах. Не то чтобы мы считали, что они неважны (ведь ружье вешают для того, чтобы оно непременно выстрелило), но в списке приоритетов на первый план они никогда не выходили. Но в шестом эпизоде все изменилось. Когда в предыдущей серии Зеркало смотрел супергеройское гей-порно, мы подумали, что это просто штрихи к портрету этого мизантропа и интраверта. В шестой серии с обсуждения этой сцены начался рассказ. Два агента ФБР предложили Вершителю Правосудия (или Правосудие в капюшоне, в зависимости от перевода) (главному герою сериала, грозе бандитов) снять свою маску и сделать фото. Их донимали слухи о том, что в качестве одного из участвующих в этой сцене фигурирует директор ФБР Гувер (“ведь он не является гомосексуалистом”, как сказали агенты). Правосудие в капюшоне в итоге избивает обоих агентов, на этом сцена и заканчивается.
Но Вершитель правосудия, скрывающий свое лицо под маской и носящий петлю на шее – не просто символ из популярного сериала. Это реально существовавший герой. И им оказывается наш старый (и в буквальном смысле тоже) знакомый, дед детектива Абар, сто-с-чем-то-летний Уилл Ривз. Его воспоминания, выпитые внучкой, отправляют ее в кому, но объясняют все, что пережил этот старец в коляске. И тут невольно соглашаешься с его репликой в предыдущей серии, о том, что Сестра Ночь должна пережить все сама, чтобы понять. И понимаешь, зачем все так сложно было обставлено – это не просто желание сценаристов быть оригинальными, а единственная возможность убедить в чем-то Анжелу Абар.
Уилл Ривз был копом в Нью-Йорке. Это Абар уже знала. Но то, что раскрывает его историю – он был темнокожим копом в Нью-Йорке 40-х годов, где до толерантности было еще несколько десятилетий. Его не приняли не только граждане и сами полицейские. Его не приняли даже его коллеги-супергерои, защитники города в масках. Ривз арестовал поджигателя, копы из его участка “оформили” его, но уже на следующий день он увидел его на улице, разгуливающего на свободе. Он попытался разобраться, но в итоге те же копы избили его вечером в подворотне, отвезли к дереву, надели на голову капюшон и повесили. Умереть ему не дали, сняли с ветви, но пригрозили, что в следующий раз делать этого не будут, если он не перестанет совать свой нос в чужие дела. В петле и с капюшоном в руках Ривз шел обратно в город. В одной из подворотен он наткнулся на несколько мужчин, избивающих парня, который пытался защитить свою девушку. В порыве гнева Ривз натянул капюшон на лицо и атаковал хулиганов. Так и родился образ Правосудия в капюшоне – он же Вершитель Правосудия (отсылка к черно-белому фильму, который маленький Ривз смотрел в кинотеатре, где играла на пианино его мать). В газете написали о том, что он – герой, и пара сказала, что без него они бы не спаслись.
И только в голове промелькнула мысль: да, но ведь в прорези капюшона четко видно пространство вокруг глаз, и невозможно ошибиться, Вершитель Правосудия – не белый (а в сериале “Американская история героев” он белый); как тут же жена Ривза проговорила мужу очевидное – никто не примет темнокожего героя, как тебя не приняли и в полиции, тебе нужно быть белым. И Ривз обводит пространство вокруг глаз тональным кремом, становясь белым Вершителем Правосудия.
К семейной паре приходит человек, который говорит от имени Капитана Метрополиса и его группировки борцов за справедливость в масках, Минитменов. Он считает, что Ривз знает Вершителя Правосудия (это просто чтобы не говорить, что он им и является; впрочем, Капитана Метрополиса легко узнать и в маске и без нее, уж слишком малую часть лица она закрывает). Он предлагает присоединиться к его команде. Жена говорит Ривзу “Нет”, но уже в следующую секунду в результате монтажной склейки Вершитель Правосудия занимается сексом с тем самым Капитаном Метрополисом (то есть, это как бы не “Нет”, а “Да”). И если кто-то шокирован тем, что супергерои оказываются геями (а один из них еще и черным геем), то как вам такой поворот: супергерои 40-х еще и расисты. И Капитан Метрополис отказывает Вершителю Правосудия в помощи в разборке с Ку-клукс-кланом, несмотря на то, что является его любовником. Итак, мы достигли максимальной степени концентрации остросоциальных тем не только в одном сериале, но даже в отдельно взятом его эпизоде – темнокожий супергерой, темнокожий супергерой-гей, супергерой-гей расист. К счастью, все перечисленное – не вещь в себе, а основа конфликта в повествовании. Именно поэтому озлобленный Ривз приходит в логово Ку-клукс-клана и убивает там всех, одного за другим.
И по той же причине, похоже, он убивает и шефа Кроуфорда. Он вешает его на том же дереве, где хотели повесить его самого его коллеги-расисты. Точнее, вешается Кроуфорд сам, подчиненный гипнозом с помощью фонаря, мигающего на адской частоте. Здесь появляется дыра в до того достаточно четко выстроенной логике Ривза. Его коллеги копы были уличены в расизме им самим, сомнений быть не могло. Но Кроуфорда он обвиняет лишь на основании того, что в его шкафу хранится костюм ку-клукс-клановца. То ли дополнительные аргументы опущены (до поры до времени), то ли за десятилетия борьбы с расистами Ривз сбился с пути праведника (пусть и очень жестокого) и перешел на террор. Несомненно, с этим в следующих сериях еще придется разбираться, а пока обратим внимание на следующее.
Как мы писали в предыдущих рекапах, во вселенной “Хранителей” нет однослойной логики, здесь 3-4 и более слоев. Тот, кто казался правым, может казаться виноватым и снова правым несколько раз. И как мы уже упоминали, мы болеем за то, чтобы победил рациональный цинизм, а не сопливое добро. Но вершиной сценарной работы и замысла по нашему мнению будет ситуация, в которой в финале проиграет (окажется неправой, разоблаченной, отстаиваюшей неверные интересы) Анжела Абар. Она главная героиня сериала, и превращение ее в антагониста (или хотя бы не в главного победителя) станет очень эффектным и непредвиденным ходом. Но главным в этой ситуации будет то, что она темнокожая. Сериал разбирает расизм как очень значимую проблему и выстраивает вокруг этого основные сюжетные линии (и мы полностью за), в наше время политкорректности (в США, в большей степени, разумеется) в такой конфигурации оставлять победу не за центральным черным персонажем – не только неожиданное, но и очень смелое решение (потому что если сценарно его не обосновать надлежащим образом, то потоки интернет-гнева будут растекаться еще несколько месяцев – а то и лет). И именно поэтому точкой абсолютного сценарного рая для нас станет именно такой расклад.
Но не будем загадывать наперед – уже следующая серия может внести массу корректив. А пока Анжела Абар очнулась от комы и обнаружила, что она находится в доме госпожи Чьеу.
P.S. Мы все еще ждем доктора Манхэттена.
Сериал «Хранители»
Эпизод 6
«Это необыкновенное существо» («This Extraordinary Being»)
Режиссер Стивен Уильямс
Авторы сценария Деймон Линделоф и Корд Джефферсон
Дата премьеры — 24 ноября
Рекапы предыдущих серий:
Смотрите также трейлер сериала